Спасибо, если бы не насретдинизм, то цены бы не было..
Определение же было в 1 части текста.
2.1. ЧТО ТАКОЕ НАУКА?
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАУКИ
Теперь рассмотрим, что же такое наука. Краткая философская энциклопедия (М., 1994. С. 287) определяет науку так. "Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности". В определении подчеркивается, что НАУКА есть сфера человеческой деятельности, область умственного труда, направленного на получения знаний.
Понятие "наука" включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. В первоначальном понимании наука — это только сама работа, само исследование: формулировать проблемы, биться над ними и приходить к решению. Как только достигнута эта цель, все остальное наукой уже не является.
Наука есть специализированная отрасль человеческого труда, где целенаправленно создаются модели реальности и используется правила работы, обеспечиваюшие проверяемость результатов. Наиболее характерной чертой науки является не приобретение знания о прошлых фактах, а предсказание будущего на основе анализа страховых случаев, то есть прошлого (Поппер К. 1992). Второй смысл понятия наука – наука есть знание, улучшаюшее прогнозирование будушего. Наука основывает прогнозирование будушего на модели реальности, основанной на обобшении страхового опыта. Наука решает важную задачу – прогнозирует будушее путем формализированных сообшений о страховом опыте. Наука позволяет накапливать знания о свойствах природы и делает прогнозирование будушего более точным.
Кроме того иногда слово наука используют для обозначения совокупности научных знаний. Наконец, имеется еще и третье значение слова наука. Кроме профессиональой деятельности и совокупности знаний, наука – социальный институт, который возник в 17 веке в связи с необходимостью обслуживать нарождаюшийся капитализм. Как социальный институт наука включает 1. совокупность знаний и их носителей. 2. наличие специфических познавательных целей и задач. 3. выполнение определенных функций. 4. наличие специфических средств познания и учреждений. 5. выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений. 6. существование определенных санкций. Все эти вещи носят принудительный характер по отношению к индивиду со стороны научного сообщества.
Наука – это совершенно особая сфера человеческой деятельности, результатом которой являются идеи, а точнее модели мира. Наука рисует "картину мира", но это полотно нельзя повесить на стену Эрмитажа, Лувра или Кремля. Нельзя продать или сдать в аренду. Нельзя заложить. Вообще нельзя "обналичить". Так зачем она нужна, эта картина? Наука создает все более точные модели природы и обшества. Модель реальности есть логическая классификация сущностей с выявлением причинно–следственных связей. Модели часто называют знаниями о действительности. Задача модели предсказывать будушее с возможно большей точностью. Изучение науки есть особая форма науки, называемая науковедением (см. ниже).
Наука есть рационализированное изложение познанного, логически оформленное описание накопленного страхового опыта. Цель науки - предсказание. Не все с этим положением согласны. По мнению Б. Ярхо (1984, стр. 205), наука есть особая форма сообшения, а не познания.
Поппер говорил, что наука начинается с проблем и заканчивается проблемами, а также что решение любой проблемы порождает множество других проблем, возникающих на месте решенной. Для него наука – бесконечный процесс предположений и опровержений, в котором ценность той или иной теории доказывается ее способностью выдерживать огонь критики, а достигнутый прогресс можно оценить, в любой данный момент, по дистанции, пройденной от самых первых проблем к проблемам сегодняшнего дня. Поэтому не является наукой использование полученных знаний в технологии и преподавании.
Наука не монопольна в своих возможностях. Здравый смысл и бытовой опыт также дают знания о свойствах природы. Наука лишь одна из форм знания. Отличие науки от обыденного опыта, религии, магии, искусства прежде всего в том, что научное знание всегда ограничено областью применения. Оно специализировано, разведено по факультетам. Это значит, что из законов физики, например, законы генетики или социологии не выводимы. Как из законов социологии не выводимы физические законы.
В составе науки принято различать: накопленный в ходе развития ее и человечества фактический материал - записанные факты, результаты наблюдений и экспериментов; результаты обобщения фактического материала, выраженные в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом; общетеоретические, философские истолкования открытых наукой принципов, законов, мировоззренческой и методологической стороны научного познания.
Сфера науки представляет собой часть общества и функционирует по общим социальным законам. Это сфера жизнедеятельности людей, в которой они добывают средства существования, добиваются успеха и делают карьеру. И достижение истины тут есть лишь один из стимулов деятельности, причём далеко не всегда главный.
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК ТОВАР
По мере развития человеческого общества, роста и развития производительных сил и общественного разделения труда, процесс познания усложнялся и важнейшим показателем этого явилось становление науки – высшей формы познавательной деятельности. Зачатки научных знаний мы наблюдали еще в эпоху античности, но как специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникает в Новое время (в XVI-XVII вв.) – в эпоху становления капиталистических отношений.
Наука играет несколько важных ролей в обществе. Она является источником знаний для создания инноваций, повышающих производительность труда, т.е. она выступает как производительная сила общества. Вторая роль науки это функция науки как знания, предотвращающей ущербы. Третья роль науки - это наука как социальный институт. Но превращение науки в производительную силу общества и важнейший социальный институт происходит не сразу, а в ходе исторического развития. http://www.sciencerf.ru/client/doctrine.aspx?ob_no=1191&cat_ob_no=225
Поскольку продукт специализированного труда в современном обществе обменивается на другой продукт другого специализированного труда, то ученый, выдающий на гора знание, должен это знание выменять у общества на продукты питания, иначе он просто умрет от голода. Раз так, то ученый, добровольно (я здесь не рассматриваю шарашки) обменивая результаты своего труда на результаты труда других людей, вступает с ними в рыночные отношения и эти отношения категорируют продукт труда ученого в качестве товара.
Следовательно, продукт труда науки есть тоже товар. Научный товар обменивается с другими товарами, такими как пиша, одежда, различного рода услуги... Качество научного товара можно оценить по двум основным критериям. 1. Его новизна. 2. Его актуальность для данного периода развития обшества. 3. Интересным свойством научного товара является его полная ненужность для любого индивидуального покупателя. Этот товар нужен либо государству либо крупному предприятию, группе лпюдей, выпускаюшей какую нибудь продукцию.
Продукт деятельности ученого - это, прежде всего, "хорошая теория", практичнее которой, по замечанию Эйнштейна, ничего нет. Теория призвана ответить на вопросы типа "Что будет тогда-то?", "Что будет, если:?", "Как сделать, чтобы:?" Но какая теория является "хорошей"? Ответ довольно прост: чем лучше прогноз теории подтверждается на практике, позволяя предсказывать события определенного сорта или управлять цепью событий, тем она лучше, тем выше ее общественная "полезность" (Джадан, 2005).
На основе новой теории будут созданы еще более новые механизмы, на основе новых механизмов – новые товары, а новые товары повышают производительность человеческого труда и изменяют весь образ жизни, как изменили его автомобиль, телефон, персональный компьютер. Изменяется и развивается все общество миллионами усилий множества творцов. Но предполагал ли изобретатель телефона, что его изобретение будет использоваться для “секса по телефону”? Предполагали ли создатели (тогда еще ламповых) компьютеров, что в будущем одним из основных применений компьютера будет их использование подростками для игр? При этом каждый из них действительно “служит орудием”, не представляя даже доли последствий своих инноваций.
ОТЛИЧИЯ НАУКИ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многие области человеческой деятельности включают в себя анализ фактов и создание моделей. Например, врач, обследовав больного должен поставить диагноз, то есть по сути отнести заболевание к одному из пунктов имеюшейся классификации. Следователь уголовного розыска должен найти модель, объясняюшую, кто и как совершил преступление. В чем же отличия врачебной и социальной диагностики и научного труда. Врач и следователь классифицируют явление на основе известной классификации заболеваний или стереотипов поведениоя человека. Диагноз есть отнесение заболевания к уже известной классификации. Ученый создает новую, неизвестную ранее модель реальности, элементом которой может быть новая классификация.