От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Михайлов А. Ответить по почте
Дата 11.09.2012 15:19:25 Найти в дереве
Рубрики Проекты & планы; Версия для печати

Re:серия" Словарь основных терминов" науки и философии - фил.фак МГУ


опыт раскопок

> - абстрактный и всеобщий труд, свободное время и прочие ключевыекатегории марксовой социологии это всё хорош и конечно же их надо осветить и в нашей вики, но энциклопедические статьи на эту тему уже были написаны классиками вроде Ильенкова. Их конечно стоит привести с некоторыми комментариями, но я о другом

> Как видите есть несколько понятий (социализм, когнитариат, экзогенные поизводственые отношения) которые еще не устоялись или не введены в широкий научный оборот, но полезны как инструменты анализа, а значит мнения нашего сообщества относительно данных понятий должно быть представлено в вики при Ситуации.


Тут я провел глубокие раскопки в поисках устоявшегося опорного свода терминов и понятий. Это в общем отдельная работа и сага -о-форсайтах, но жить как-то надо. То же я делал еще раньше, до Ситуации. Пользоваться прежним набором, старыми кучами словарей и энциклопедий плюс МЕХАНИЧЕСКИ новые (еще более худшие, чем старые) становится просто вредно для здоровья

Теперь сужение и фокусировка

Речь идет о двух выделенных секторах - наука(тм) и философия.

Когда делалась Ситуация, ориентиром минимума мне были старая ФилЭнц 5 томник(найден Монко), старый ФЭС 1983г *это тоже изд-ва Сов.энциклопедия, суженная ФилЭнц), Новейший фил.словарь Грицанова (у нас в биб-ке). Почему -потому что грубо говоря у Грицанова есть Ленин и Грамши,которых НЕТ в 4х- томной Новой филнц 4томной 2003 (она тут разбиралась), нет их и в новейших энциклопедиях

В самом первом грубом приближении их (трех упомянутых) тезаурус и словник были рабочими. Их массивы вводились в оборот и через Ситуацию в т.ч. Выборочные сборники словарных статей из ФилЭнц 1970 - 30 фундаментальных статей Ильенкова ( у Майданского),40- 50 Батищева, 40 Лосева - издан отдельной книгой, ну и т.д.

Ситуация изменилась ))))))))))))

этого алгоритма абс-но недостаточно

Пригляделся к теперешней сети. Википедию не беру, это не систематическая энциклопедия, плод группого секса, полезный в частностях и частных дисциплинах.

В сети есть крупные серверы энциклопедий,словарей, бум и безум лит
slovari.yandex.ru enc-dic.com и наконец Словари и энциклопедии на Академике
dic.academic.ru

Я опытным путем нашел ТАМ несколько бум и без-бум опорных "словарей". Приводил пример с без-бум Энц Религия п.у. Грицанова (Минск)
И по ходу выяснилось, как с ними работают в сети

Есть серия филос.фака МГУ 2000х
в сети кусками она

Это
самый верхний уровень
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов DOC
www.twirpx.com/file/200760/

учебник
Лебедев С.А. Философия науки, общий курс
www.twirpx.com/file/276669/

философский
Словарь философских терминов
К. являлся науч. ред. "Словаря философских терминов" (М., 2001).
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4394623/

вся серия докторов этих МГУ-шных выходила огромными по нынешним временам тиражами(якобы 100тыс), т.е знакома контингентам, растаскана по сети, "признана лучшей" по работе книжной ярмарки 2009г.

она "внутренне сшита" авторами и претерпела отбор, многие переиздания в течение лет 10. Это не означает, что в ней нет порой прямо противоположных оценок скажем Маркса и концептов и поянтий истмата в т.ч. Более того,там есть жуткая прямая лажа. Физику окучивает прибившийся к филфаку Лесков. ВСЮ физику под себя окучил

дисклеймер
http://www.ihst.ru/~akm/35t1.htm
http://www.leskovlv.ru/about/about.htm


Однако, авторский коллектив собрали как могли из того, что еще есть и осталось. Статьи по онтологии и бытию рекомендую с ходу глянуть, чтоб понять уровень и сравнить с совестким. И одновременно оценить аховость положения

Это ничего еще содержательно не означает,кроме как " современный университетский уровень " РФ, наверно лучший. Это не подзаборная и не уличная школа

Авторы там в т.ч. сохранившиеся еще Семенов, Вазюлин и Гобозов

картинки с авторскими словарными статьями в копилке,готов комментировать состав

глав ред
http://enc-dic.com/enc_biography/Kuznecov-valeri-grigorevich-32328.html
------


Короче, я предлагаю сейчас желающим внимательно приглядеться к проекту
http://ponjatija.ru/ponjatija

это выкладка с опорой на Словарь философских терминов свихнутых однако на византизме ХРОНОСов

а вы чего хотели?


К его методе, технологии, способу построения
я с ним работаю пока как с Грицановской Энц Религия

на понятиях.ру есть ПЯТь статей ДУХ из (последовательно) БЭС,старого ФЭС 1983,нового ФЭС 2001 ну и новых,включая православную

Вот такой разворот

см
http://ponjatija.ru/
Полное наименование проекта – «Понятия и категории, необходимые для понимания хода
истории и сути исторических событий»
. Он появился как вспомогательный проект портала
ХРОНОС.
Поэтому и на него распространяются принятые в ХРОНОСе принципы комплектования материалами, а именно: по каждому термину даются все (по возможности) имеющиеся в литературе толкования. Определяемые слова сгруппированы - при помощи «тэгов» (tags) - в несколько обширных «подшивок»: история, философия, идеология, этнология, политика и пр.

Сами определяемые термины выделены как «ярлыки» (это тоже своеобразные «подшивки» материалов, но только с одним определяемым словом или с одной фразой), а к ним присоединены отдельные самостоятельные статьи с различными определениями. В «подшивке» одного «ярлыка» могут оказаться тексты (документы) с прямо противоположным толкованием одного и того же понятия. И тут ничего не поделать: таковы мнения разных авторов, высказывавшиеся за все века человеческой истории по одному и тому же поводу. Читателю предстоит самостоятельно разбираться, какое словоупотребление уместно сегодня (или было уместно в текстах прошлых веков). При наполнении проекта материалами его составители заведомо не стремились загнать в один единый текст сразу все суждения по тому или иному термину, как это пытается делать известная всем народная энциклопедия. Мы исходим из того, что текст рождается в голове конкретного автора, и этот текст отражает целостное мировоззрение этого человека. Оттого разные мнения по одному поводу, высказанные без дополнительных оговорок (мол, и так может быть, и так…), могут быть в различных авторских текстах. Ибо плюрализм в одной голове – это, по определению психиатров, убедительнейший признак шизофрении.

А мы желаем читателю нашего проекта здоровья.


примеры из набора
Плюс и минус



© Лебедев С.А., 2004 © Академический Проект, оформление, 2004
Предисловие
Этот словарь задуман как часть методического обеспечения нового кандидатского минимума для ас­пирантов и соискателей по истории и философии науки. Он является дополнением к учебникам «Фило­софия науки. Общий курс». М.: Академический про­ект, 2004; «Основы философии науки». М.: Академи­ческий проект, 2004.


с 116

написана с попперианских позиций
Лженаука выступает в двух основных вариан­тах: 1) когда от имени науки пытаются выступать раз­личные вненаучные формы знания (религия, филосо­фия, искусство, здравый смысл и т. д.); 2) когда от имени науки пытаются навязать обществу либо явно незрелые, не выдержавшие еще достаточной экспери­ментальной апробации
теоретические концепции, либо различного рода идеологические системы, име­ющие по существу ценностно-проективный, а не объективно-описательный, научно-проверяемый ха­рактер. Яркими примерами лженауки в истории по­знания являлись расистские теории, якобы хорошо обоснованные данными антропологии и генетики, лысенковские концепции в биологии и сельскохо­зяйственных науках, марксистско-ленинская идеоло­гия и т. п. (См. наука, критерии научности, научная 116 рациональность).



МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - созданная К. Марксом принципиально новая, не имевшая ана­логов в истории философии, система мировоззрения, в основу которой было положено понятие обществен­но-исторической практики. Под последней понима­лась система деятельности по производству и воспро­изводству жизни во всех ее социальных аспектах и проявлениях. Один тип общества отличается от дру­гого именно различными типами практики. Среди многообразия аспектов практики ведущим, первич­ным является господствующий в обществе способ ма­териального производства, то есть тот или иной уро­вень развития производительных сил и производ­ственных отношений. Все остальные подсистемы общества вторичны по отношению к господствующе­му способу материального производства и так или иначе (адекватно или менее адекватно) обслужива­ют и выражают его (государство, политические и пра­вовые институты общества, формы общественного сознания и мировоззрения — философия, религия, мораль, искусство и др.). Сущность аутентичной мар­ксистской философии четко выражается понятием «исторический материализм», где, в отличие от фи­лософии французского материализма, роль материи отведена не природе (она по Марксу — суверенный предмет естествознания), а практике или социальной материи. Кратко философию Маркса часто называ­ют также теорией практики. Практика, а не природа сама по себе, является основой, источником и крите­рием истинности любых когнитивных построений, в
том числе и самой философии. В науке имеет место осо­бый вид практики — материальный эксперимент как результат взаимодействия субъекта науки и изучаемого им объекта. Однако эксперимент по самой своей сути всегда локален и ограничен в пространстве и времени и поэтому может выступать проверочной инстанцией лишь отдельных, частных научных моделей и теорий. Критерием же истинности науки в целом как специфи­ческой формы познавательной деятельности может быть только вся практика в целом в ее развитии. Крушение специфической системы социализма, построенной в СССР и других странах, является скорее подтвержде­нием правоты марксистской философии, нежели опро­вержением последней, ибо, во-первых, социализм в России был построен не по марксистской теории, а, скорее, вопреки ей, а, во-вторых, он оказался не конку­рентоспособным с развитыми индустриальными страна­ми Запада прежде всего именно в сфере материального производства, не сумев обеспечить более высокий уро­вень производительности труда и эффективности всей системы социальной практики в целом. Марксистская философия как мировоззренческая парадигма вызыва­ет по-прежнему пристальный интерес у многих мысли­телей всего мира, а многие ее положения получили даль­нейшее развитие не только в ряде трудов отечествен­ных философов (особенно в области теории познания и философии науки, философии культуры и методологии деятельности), но и в трудах зарубежных философов (неомарксизм, франкфуртская школа, технико-техноло­гический детерминизм и др.). (См. философия, практика).


any comments?