|
От
|
Кактус
|
|
К
|
Кактус
|
|
Дата
|
16.10.2012 11:28:12
|
|
Рубрики
|
Проекты & планы;
|
|
2. Социальность
Социальность - способность образовывать связи между людьми и создавать социальные формы как совокупность таких связей. Социальная форма в индивидуальном (частном, единичном) - личность как форма организации сознания человека, в родовом (общем) - социальная форма организации связей между индивидами в процессе разделения труда (специализации и кооперации).
Социальная форма может описываться в терминах производства с учетом ее специфического предмета труда. Например, простейшая социальная форма первобытного общества - семья - возникла в процессе половозрастного разделения индивидуального материального труда в демографическом производстве. Крупная первобытная социальная форма - этнос - возникла в ходе разделения всеобщего интеллектуального труда по освоению человеческой популяцией конкретного ландшафта. С этой точки не кажется верной гипотеза Поршнева Б.Ф. о том что предпосылкой возникновения различных языков был каннибализм. Скорее освоение различных ландшафтов требовало разной структуры понятий и разнообразие ландшафтов нашло отражение в разнообразии племенных языков.
Социальная форма одновременно и способ организации производства и машина для производства социальных связей, и машина социализации человека. Не являясь субъектом общественных отношений она определяет их порядок. Поэтому социальная форма занимает господствующее положение по отношению к тому производству, существование которого обеспечивает. Например, патриархальная семья воспроизводит сама себя, а основное производство первобытного общества - демографическое - делает только средством собственного воспроизводства. Она производит не тех людей, которые нужны обществу, а тех которые нужны для воссоздания в будущих поколениях той же патриархальной семьи.
Этнос с присущей ему культурой также воспроизводит не ту структуру общественных отношений, которая нужна для обеспечения демографического производства и освоения ландшафта в интересах общества, а ту которая нужна для его собственного укоренения в ландшафте. В индустриальном обществе это приобретает уродливые формы когда вместо освоения этносом природного ландшафта начинается освоение ландшафта социального с сохранением первобытного варварского отношения к окружающей среде, теперь уже социальной.
Следствием самовоспроизводства социальных форм стала замена биологического отбора у человека на социальный отбор. В животном мире получают возможность выжить и оставить потомство те особи которые смогли приспособиться к окружающей природной среде. В обществе такую возможность получают те кто сумел приспособиться к существующим социальным формам. Но человек - не животное. Когда резерв приспособляемости исчерпан, он не всегда соглашается умирать, а иногда ломает старые социальные формы и создает новые.
Родовая сущность человека - единство производства и социальности - в социальной форме естественным образом отчуждается от индивида и начинает жить самостоятельной жизнью. Не всякое отчуждение порочно. Когда это отчуждение происходит стихийно как, например, при создании семьи и этноса, первоначально социальная форма соответствует современному ей человеку. Но затем она устаревает и начинает сдерживать развитие человека.
Создание социальных форм как искусственных конструктов, например, капиталистической корпорации и нации, привело к углублению отчуждения потому что новые социальные формы соответствовали родовой сущности определенного типа человека - капиталиста, и не соответствовали ни абстрактному гуманистическому идеалу, ни реально существовавшим массам населения. Задача - научиться создавать искусственные социальные формы соответствующие уровню развития современного им человека и содержащие встроенный механизм демонтажа не сопровождающегося разрушением всех структур общества. Только так можно решить задачу перехода от господства социальной формы над человеком к господству человечества над социальной формой поставленную еще Марксом.
Если цель общества максимальная социализация человека как соответствие формы личности и социальной формы, то социальные связи начинаясь в обществе как элементы социальной формы должны продолжаться внутри личности и наоборот. Тогда многообразие общественных форм должно соответствовать многообразию личностей составляющих общество. Общество не может представлять из себя казарму или лагерь с единой социальной формой и единой формой личности.
Социальность и ее формы - отдельная обширная тема которая здесь не рассматривается потому что интересует не сама социальность, а ее связь с материальным производством.