|
От
|
Кактус
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
18.09.2012 19:29:20
|
|
Рубрики
|
Проекты & планы;
|
|
Re: Re:серия" Словарь...
>Молиться на формационный подход, диамат в старом изводе и прочий Словарь (глоссарий)п.у. Розенталя-Юдина, Митина-Федосеева или Келле-Ковальзона было поздно уже тогда, соответственно в 1950, 1960 и 1970
Насчет формационного подхода мне кажется что он с поправками вполне применим.
Выделение человека из животного царства, формирование его родовой сущности произошло с заменой приспособляемости на производство и стайности на социальность. Главная характеристика производства - мощность. В зависимости от способа увеличения мощности существуют различные способы производства: первобытный, индустриальный, постиндустриальный (можно сказать знаниевый, но звучит коряво).
В одном случае мощность увеличивается за счет экстенсивного увеличения числа работающих (первобытный способ производства). Главным производством является демографическое. В другом - мощность также увеличивается за счет увеличения числа работающих, но работник производится в другом обществе и заимствуется в готовом виде (рабовладельческий способ производства). Главным является демографическое производство свободных. В третьем – происходит интенсификация производства за счет присоединения к мощности работника мощности машины (индустриальный способ производства). Здесь задействованы знания основных законов природы, но концентрация мощности происходит в средствах производства, а не в предмете труда. Главное производство - предметов потребления или средств производства. В четвертом – интенсификация производства происходит за счет производства мощности и концентрации ее в предмете труда основанных на знании самого предмета труда (постиндустриальный коммунистический способ производства). Главное производство - знания, точнее опять демографическое, производство человека-творца способного производить и применять знание.
В зависимости от способа организации общества над способом производства создается надстройка. Первобытный способ производства может быть базой для первобытного или феодального общества. Капиталистическое или социалистическое общество может быть построено на индустриальной основе. Но основой рабовладельческого общества может быть только рабство, а коммунистического - только знание. Единство способа производства и способа организации общества образует социально-экономический уклад. В конкретный исторический период в обществе могут быть несколько укладов одновременно. В зависимости от того какой уклад является господствующим общество можно отнести к той или иной общественно-экономической формации. Например, в Римской империи присутствовали одновременно первобытный и рабовладельческий уклады. Господствующим был рабовладельческий поэтому такое общество называют рабовладельческим.
В каждом укладе имеются два класса - эксплуатируемые и эксплуататоры. При соединении в одном обществе нескольких укладов эксплуататорский класс подчиненного уклада ликвидируется. Например, становление капитализма сопровождается превращением мануфактурного промышленного производства в крупное машинное. В деревне же, наоборот, вместо преобразования мануфактур уже существующих в помещичьих хозяйствах, они ликвидируются вместе с помещиками, а крупные индустриальные сельскохозяйственные производства создаются заново уже на капиталистической основе с обязательным подчинением сельскохозяйственного производителя промышленному капиталу. Таким образом, может возникнуть временная ситуация когда уклада два, трудящихся класса два, а господствующий класс один.
В силу неравномерности развития при капитализме различные регионы мира разделены на центр и периферию. Взаимодействие между центром и периферией также происходит на межукладном уровне. Например, индустриальный капиталистический уклад в Англии создал два подчиненных уклада в США: первобытный на севере и рабовладельческий на юге. Английские капиталисты были заинтересованы в мануфактурном производстве дешевого хлопка, поэтому на юг завозили рабов. И наоборот, создание на севере, где условия для этого были крупных мануфактурных хозяйств по производству дорогого (без рабов) хлеба было Англии невыгодно. Таким образом, становление промышленного капитализма в Англии повлияло на развитие периферии, создав деформации которые были устранены только в ходе гражданской войны с огромными жертвами для населения юга. В целом описывать глобальную ситуацию проще на пересечении двух подходов: раскладки по укладам и по линии центр - периферия.
Это все общий абрис с целью показать что формационная теория не совсем мертва. Что касается общей цели построения коммунизма, то мне кажется что коммунизм это не горизонт ("царство божие на земли"), не движение ("движение все, цель ничто"), а многоукладное общество с господством коммунистического уклада. Общество в котором в силу его многоукладности найдется место всем. Не лживая толерантность, а перегородки между общинами и укладами которые позволяют каждому перейти в другое место, но не позволяют вторгаться со своим уставом в чужой монастырь. И постепенное, долгое преобразование этих укладов в один.