Кризис – «хвост катастрофы», которая кардинально изменила жизнеустройство и духовную сферу
Мы на centero.ru начинаем серию семинаров по теме «Украина: предпосылки и факторы современного кризиса».
Обсуждать будем не злободневные события и прогнозы, а исторические, социальные и культурные условия, которые соединили все частные кризисы и толкнули систему Украины в коридор, с очень большой вероятностью ведущий к катастрофе, которая зацепит и Россию.
У меня разрушился файл вводного доклада, остался раздел 2. Выкладываю, м.б. интересно. Соберу – выложу остальное.
2.
Культурные кризисы со сдвигами в системе ценностей происходят в результате сильной культурной травмы. После перестройки и «бархатных революций» эта категория вошла в социологию как обозначение необходимого фактора для анализа кризисных явлений в обществе. Такая травма дестабилизирует рациональное сознание, и вся духовная сфера переходит в состояние неустойчивого равновесия, возникает «подвижность отношений и правил».
Это – точка бифуркации, когда вся система «народных чаяний» может быть при малом усилии сдвинута в иной коридор. Для этого всегда имеются исторические предпосылки, но не они являются причиной неожиданных изменений вектора мыслей целых народов. Рассудительные немцы не собрались бы под флагом фашизма из-за того, что кучка интеллектуалов читала Ницше, хотя это можно считать предпосылкой. Точкой бифуркации стала культурная травма унижения Германии после поражения в войне и последующего кризиса.
Катастрофическое изменение системы – вот что порождает такие необычные выбросы энергии, которых никто и не мог вообразить. В состоянии неустойчивого равновесия «все старое начинает раскачиваться, а все новое, еще неопределенное, заявляет о себе и становится возможным» (С. Московичи. «Машина, творящая богов»).
Бесполезно подыскивать прототипы новых целей и поведения в истории и считать, что носители этой странной энергии уже имелись в виде личинок и куколок, и их только надо было «разбудить». На мой взгляд, это очень распространенное представление глубоко ошибочно. Катастрофическое изменение системы – это взрыв, подобный космическому, который порождает во Вселенной новую материю и энергию, а из общества в этой взрывной фазе «выбрасывает» необычных людей, которые мгновенно объединяются в сообщество нового типа. Люди, «порожденные» катастрофой, действительно необычны и своими идеями разрушают прежний порядок и часто гибнут. Из истории Философ С. Московичи вывел: «Римляне завещали нам выражение “враги рода человеческого” для обозначения этих людей, того, что вынуждает всех других с ними бороться. Нужно уловить глубокий смысл этой формулы для того, чтобы почувствовать, что она излучает страх и жестокость».
С. Московичи писал о важной идее М. Вебера, которая, видимо, не была разработана. Он обдумывал процесс возникновения нового общества как формирующейся системы. По словам Московичи, «этнологи и историки заметили, что именно тогда появляется очень плотная и напряженная сфера отношений, которую Вебер называет in statu nascendi (т.е. в состоянии возникновения). Здесь возникает нечто “совершенно другое”, несоизмеримое по своей природе с тем, что существовало раньше; нечто, перед которым люди отступают, охваченные страхом».
Московичи подчеркивает, что эти инновации (Вебер называет их характер «харизматическим»), имеют не историческую природу – «не осуществляются обычными общественными и историческими путями и отличаются от вспышек и изменений, которые имеют место в устоявшемся обществе».
Он проводит такую аналогию: «Харизма подобна своего рода высокой энергии, materia prima, которая высвобождается в кризисные и напряженные моменты, ломая привычки, стряхивая инерцию и производя на свет чрезвычайное новшество». Более того, он считает, что такие вспышки и изменения в обществе мотивируются не экономическими интересами, а ценностями: «Харизма — это “власть антиэкономического типа”, отказывающаяся от всякого компромисса с повседневной необходимостью и ее выгодами… харизма обнаруживает эмоциональную нагруженность, напор страстей, достаточный для того, чтобы выйти из непосредственной реальности и вести иное существование».
Посмотрите внимательно видеоролики Александра Музычко (Сашко Билый) – это именно лидер антиэкономического типа, радикальный демократ из «Правого сектора». А с другой стороны – командир ополченцев И.И. Стрелков (И.В. Гиркин), тоже мотивированный идеалами и тоже необычными для советского интеллигента из семьи потомственных советских военных. Попытка власти экономического типа (условно, «олигархов») институциализировать харизму всего спектра возникших в ходе катастрофы СССР новых общностей имеет мало шансов на успех и на Украине, и в России. Скорее, они с помощью Запада задушат ростки новых обществ – кого голодом, кого сытостью. Сейчас это проще сделать, чем в древности, но все же непросто.
Вебер указал на важное обстоятельство: «Веру, которая давала ему магическую силу совершать чудеса, Иисус не находит ни в своем родном городе, ни в своей семье, ни у богатых и высокопоставленных людей страны, ни у книжников, ни у знатоков закона, а только у бедняков и угнетенных, у мытарей, рыбаков и даже римских солдат. Именно здесь, этого нельзя забывать, находятся решающие элементы его мессианской силы».
На мой взгляд, понятия и аналогии Вебера и Московичи гораздо адекватнее тех представлений, которые обычно употребляются у нас для объяснений явлений типа краха СССР и того, что мы наблюдаем сегодня на Украине. Как мы видим, очень часто такие инновации становятся бедствием целых народов. Вспомним, что Энгельс называл Реформацию «случившимся с нами национальным несчастьем». Хотя она все же, ценой гибели массы людей, привела к возникновению совершенно нового и необычного общества – современного Запада, – что, возможно, скоро станет вселенским несчастьем.
Московичи в одном интервью привел жесткую и наглядную аналогию. Атомы некоего элемента бомбардируют частицами в ускорителе. При ударе ядро атома-мишени выбрасывает элементарные частицы (нейтроны и др.). Мы, приспосабливая модель атома к нашему чувственному представлению, считаем, что в ядре сосуществуют эти частицы – протоны, нейтроны и др. – и при ударе какие-то из них вышибаются из ядра. Но это не верно. В действительности ядро – это вовсе не мешок с частицами. В ускорителе при ударе оно порождает ту или иную частицу. По аналогии можно сказать, что удары, разрушившие ядро советского строя, вовсе не освободили из него необычных людей типа олигархов, чеченских террористов или украинских «бандеровцев», которые якобы были «генетически» предрасположены к таким ролям. Их «выбросил» взрыв общества, эта инновация имеет «не историческую природу». Из истории эти частицы и осколки лишь подбирают культурные атрибуты и грим.
Что касается Украины, то, похоже, взрыв Майдана осени 2013 г. привел к выбросу нескольких сгустков «необычной материи» (захватив и Россию), приведя их к столкновению. Историческая задача – «институциализировать харизму», ввести энергию взрывов в рациональные рамки, но созидания, а не мародерства. Об этой фазе как раз много рассуждал Вебер и, кстати, огромный опыт «обуздания взрыва» был накоплен в русской революции 1917 г. Возможно, этот опыт помог в России дезактивировать взрывную энергию 1993 года.