|
От
|
П.В.Куракин
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
22.07.2005 12:10:17
|
|
Рубрики
|
Крах СССР; Хозяйство;
|
|
задачка в простых терминах как красная таблетка
1. Вот простой факт, проблема в экономике СССР: недостаточная унификация деталей. МОггие изделия состоят из слишком оргинальных деталей. В тракторе Т-75 их 88%
Источник: официальный учебник по экономике для ВПШ, 1977 г. То есть, это официально признанная проблема и постановка задачи для будущих руководителей.
----------
2. совершенно ясно, что это реальная и значимая проблема, в терминах реальной жизни. Стимулирование труда, "уравниловка" и прочие человеко-центрированные
методы повышения эффективности здесь не при чем.
Проблема не в венце эволюции и его месте при социализме.
И ни в каком-то "неэффективном управлении".
Совершенно ясно, что почему-то так ИСТОРИЧЕСКИ сложилось
с этим трактором. И потери в этой ситуации, точнее -- недостача прибылей по сравнению с унифицированным производством, полагаю, очень серьезные. Никакой ловлей прогульщиков и дифференциацией оплаты это не компенсировать.
--------
3. Эта проблема, казалось бы, особенно необычна ИМЕННО для советского социализма, где все и всегда было ориентировано на максимально крупные производства, выпускающие унифицированную продукцию дял всей страны. То есть - "при рынке" было бы заведомо ЕЩЕ хуже.
С другой сторны, видно, что проблема массового выпуска куда в СССР куда глубже, чем видики, точнее, это НЕ ТА проблема, которую формулируют либералы. Именно на этом примере мы видим, что они формулируют в терминах абстракций, не имеющих отношения к реальности.
----------
4. Давайте рассуждать. Вообще говоря, выпускать детали дял одного трактора дороговато. Как же так могла получиться? Это не может не быть эмерджентным эффектом, то есть возникшим не по чьему то недомыслию, халатности при планировании и пр.
Давайте будем судить всех по себе, и считать что планирование и развитие выпуска запчастей делали добросовестные люди. Иначе разговор не пойдет.
Выходит, развитие отрасли на каком-то этапе НЕОЖИДАННО, объективно неожиданно поставило задачу создать быстро детали именно для трактора.
Почему может вохникнуть такая неожиданность? Я уже отвечал на это в статье про КамАЗ - страна развивлась неравномерно и быстре самой себя, бурно развивалась. Планирование от достигнутого ОБЪЕКТИВНО не могло учесть новых проблем (скажем так, чтобюы было понятне либералам: проблема видиков - проблема сытых и зажиточных, и сами вожди не рассчитывали, что сытость и изобилие придут ТАК СКОРО).
И производство этих деталей создали так, как быдо дешевле НА ДАННЫЙ МОМЕНТ. Но с течением времени, с ходом развития (опять же - очень быстрого) это решение оказывается довольно накладным для хозяйства страны в целом.
------------
5. еще непонятный вопрос для меня - как правильно калибровать, масштабировать эту проблему. т.е - а как "у них"? были ли "у них" такие проблемы и быстро ли решалась задача перехода к унифицированным запчастям.
=======================
Итак прошу предлагать свои версии. Сразу хочу осадить ретивых теоретиков: надо понять, не столько ПОЧЕМУ это было, а сколько ЧТО это было. Теории для себя я построю сам, каждый из нас сможет сделать выводы самостоятельно.
Сначала надо точно выяснить, В ЧЕМ ФАКТЫ.