От Юрий Житорчук Ответить на сообщение
К All
Дата 06.11.2012 11:41:32 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

Была ли стратегическая внезапность при нападении немцев 22 июня 1941 года?

А если была, то в чем она состояла? На этот вопрос достаточно четко ответил в своих мемуарах маршал Жуков:

«Внезапный переход в наступление в таких масштабах, притом сразу всеми имеющимися и заранее развернутыми на важнейших стратегических направлениях силами, то есть характер самого удара, во всем объеме нами не предполагался. Ни нарком, ни я, ни мои предшественники Б.М. Шапошников, К.А. Мерецков, ни руководящий состав Генерального штаба не рассчитывали, что противник сосредоточит такую массу бронетанковых и моторизованных войск и бросит их в первый же день мощными компактными группировками на всех стратегических направлениях с целью нанесения сокрушительных рассекающих ударов».

Т.е. стратегическая внезапность состояла не в том, что для советского руководства внезапным стал сам факт нападения немцев, а в том, что немцы уже в первый день перешли в наступление своими главными силами и бросили их в виде мощных компактных группировк на всех стратегических направлениях.

В ответ на этот довод приходилось слышать, что Жуков в этом случае якобы выгораживает себя и поэтому говорит неправду. Однако если мы посмотрим на предвоенные планы прикрытия, то однозначно придется признать, что эти планы не были рассчитаны на сдерживание удара главных сил вермахта. Следовательно, Жуков в данном случае прав. А вот что по этому поводу пишет в своих мемуарах маршал Василевский:

«Наоборот, план по старинке предусматривал так называемый НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ продолжительностью 15-20 дней от начала военных действий до вступления в дело основных войск страны, на протяжении которого войска эшелонов прикрытия от приграничных военных округов, развернутых вдоль границ, своими боевыми действиями должны были прикрывать отмобилизование, сосредоточение и развертывание главных сил наших войск. При этом противная сторона, т.е. фашистская Германия с ее полностью отмобилизованной и уже воюющей армией, ставилась в отношении сроков, необходимых для ее сосредоточения и развертывания против нас, в те же условия, что и наши Вооруженные Силы».

Таким образом, одной из главных ошибок Генштаба было следование уже устаревшей доктрине начального периода войны, исключавшей возможность применения противником стратегии блицкрига.

С уважением, Юрий Житорчук
http://samlib.ru/z/zhitorchuk_j_w/zhi5.shtml