Россия-СССР; Образы будущего; Культура; Война и мир;
система производства знаний противоречит истмату
В https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/318602.htm речь шла о системах производства знания(СПЗ). Собственно это ключевой объект новой теории, потому стоит поговорить о нём отдельно.
Уже при помощи несложных рассуждений можно убедиться в том, что существует большая общность между наукой, как системой производства знания, и философией. Более того, существует подобие между структурой фундаментальных научных теорий и структурой философии. Понятно, что существование такого подобия означает возможную множественность систем производства знаний в обществе, которая приводит к множественности элит в обществе, и с другой стороны, структура систем производства знаний и определяет наиболее важные процессы внутри этих элит.
Самое фундаментальное понятие физической теории это пространство, оно задаётся описанием своих объектов и операций с этими объектами/методы их взаимодействия и должно содержать в себе и любые объекты, получаемые при помощи введённых операций над объектами пространства - т.е заданием разрешённых операций между объектами задаётся причинность. Обычно описание пространства сводиться к описанию объектов, составляющих пространство и к заданию метрики между ними, которая описывает причинность данного раздела физики.
Операции задания пространства в физической теории соответствуют в философии теории задающие субъектность и теории описывающие существование - онтологии. Теория познания и логика из философии соответствует операциям измерения в физике и признанным для данной научной теории/парадигмы способам проверки теории.
Уместно будет вспомнить, что не все философии дают определение человека и детально изучают вопросы его познания и развития, поэтому подобие между философией, как системой производства знаний, и наукой, как системой производства знания, возможно не всегда.
Вот и получается, что это производство, ни каким образом не попадает под постулаты истмата - самое важно, то, что оно есть. В дополнение к этому, оно совершенно самостоятельно, имеет собственные основы, и в общем случае вообще никак не связано с материальным производством - в отличии от науки, которая с хорошей точностью как раз и вписывается в истмат. Вот и очевидная причина войны правоверных коммунистов с религией - она прост не вписывается в их догмы, и лучшее, что они могут ей пожелать, это её немедленной смерти.
Если есть сложно структурированный процесс производства, должна быть некая общность людей, которая им занимается. Организаторов естественно назвать элитой. Важно понимать, что производство знания, в общем случае, это независимый от материального производства процесс - т.е вопрос сопоставления элит материальному производству это не тривиальный вопрос. Но даже для элит, занятых в каком то процессе материального производства, описанный процесс производства знания важнее - информация позволяет управлять производством и процессом труда.
Хотя очевидными кандидатами на роль элит являются всевозможные управленцы, роль элит в процессе материального производства(а значит и внутри класса) тоже важнейшая.
При определённом развитии общества вполне можно говорить о том, что в целом производство знания занимает место материального производства и элиты занимают то место, которое прежде занимали в обществе классы. Но даже в случае, когда производство знания не стало основным процессом в обществе, каждый класс будет иметь свою элиту, которая будет им управлять.
С другой же стороны вопрос в том, а есть ли основания считать, что материальное производство когда либо имело превосходство над производством знания - разве не очевидно, что материальное производство это разновидность производства знания ? Кроме того, глупо же изучать деятельность программы (из ИТ) в терминах материальных потоков, хотя ни одна программа без них не обходится, но проектирование программы и анализ это информационный процесс. А ведь общество ни как не менее сложно организованно, чем компьютерная программа. Т.е общество гораздо адекватнее изучать в терминах смысловых структур и их отношений, чем в терминах материальных потоков.
Соответственно на место классам, как общностям, которые складываются относительно их места в процессе общественного разделения труда, приходят элиты, которые складываются относительно разных способов/систем производства знания в обществе. Трудно не увидеть в этом классическую картину теории цивилизаций.
Хотелось бы заметить, что простое сопоставление структуры научной теории/научного знания и философского/религиозного знания, сделанное в начале, хоть и доказательно, но слишком тезисное, для того, что бы это подобие получило права на жизнь, необходимо подробное, детальное доказательство.