От Александр Ответить на сообщение
К Сергей Вадов Ответить по почте
Дата 26.01.2005 00:27:13 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Ре: К вопросу...

>В настоящее время, после десятилетнего плавания по бурным водам рыночной экономики, уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость эффективного менеджмента. Частный сектор экономики понял это довольно рано, о чем говорит повышающийся, не смотря ни на что, управленческий профессионализм.

Надо заметить что до начала десятилетнего плавания эффективного менеджмента и управленческого профессионализма было гораздо больше. Как и была возможность долгосрочного планирования, которой нет сейчас. Кто мог 15-20 лет назад ожидать что половина автобусов парка будет полностью изношена или списана, зарплаты будут поддерживаться на таком мизерном уровне, из страны выкачают нефть и наводнят подержанными иномарксами? А как сейчас можно планировать на 20 лет вперед если вообше неизвестно будет ли тогда сушествовать не только автопарк #5, но и Россия?

> ведь что бы там не говорили, советская экономическая система в конечном итоге была направлена на создание эффективной системы хозяйствования.

Очень справедливо.

>Субсидии спасают такие предприятия от банкротства. Таким образом, ошибки менеджмента государственных компаний оплачивает обычный налогоплательщик.

А ошибки государственных деятелей, разрушивших из идеологических соображений прекрасную советскую систему управления кто оплачивает?

> Исходя из этого, мы считаем, что неудовлетворительный менеджмент на государственных предприятиях несет в себе гораздо больший вред, чем аналогичное управление в частном секторе.

С этим трудно согласиться, потому что все предприятия в России - народная собственность. Даже те что были переданы реформаторами криминальным структурам. Все эти предприятия необходимы для поддержания жизнеспособного народного хозяйства. Плохой менеджмент в частной нефтяной промышленности оставляет государственные автобусы без бензина, и никаким менеджментом автопарка это не поправишь.

>Однако, являются ли издержки транспортных предприятий минимальными, и на сколько их может уменьшить изменение менеджмента компаний – вот вопросы, которые показались нам интересными.

Очевидно авторы вышли за рамки этого вопроса, рекомендовав интенсивнее выбивать деньги из городских властей. Так что и я не удержусь

>Следующий важнейший фактор внешней среды, о котором мы хотим рассказать – это потребители. Безусловно, их надо рассматривать как основу функционирования любого предприятия. Потребители решают, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и, следовательно, получить свое развитие.

Надо сказать что потребители решают не сами. Из них вытягивают деньги с помощю рекламы и прочих мер социального принуждения. Их лишают работы и грабят поборами.

>Конечно, успех того или иного предприятия прежде всего зависит от спроса со стороны потребителя, а он, в свою очередь, руководствуется несколькими принципами: качество; количество; цена; сроки поставки; сервис.

Он руководствуется культурными стереотипами и доступностью альтернатив. Скажем, социальное расслоение, и в частности усиленно распространяемая идея что в автобусах ездит быдло, а успешные ездят на личных автомобилях не увеличивает спроса на автобусные перевозки.

> На том предприятии, которое мы рассмотрели, нет хорошего менеджмента, и поэтому этим вопросам не уделяется должного внимания. Например, качество предоставляемых услуг (пассажирские перевозки) очень низкое, прежде всего это связано с очень старым и изношенным автопарком. Автобусы, срок эксплуатации которых свыше 10 лет, составляют больше трети всего парка.

Ну и при чем же тут плохой менеджмент и недостаток внимания? У них полно денег, но новые автобусы не покупают по дури? Или надо вдвое сократить количество автобусов чтобы возить только на "качественных"?

>Большое значение для деятельности предприятия имеет планирование. Под планированием понимают процесс определения целей и путей достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и во времени носит различной срочности характеры. В пятом автобусном парке, который мы рассматриваем, отсутствует долгосрочное планирование, сроком на 15-20 лет,

В плавании по бурным водам оно невозможно. 20 лет назад полный износ половины автобусов не мог присниться и в страшном сне. Что будет еше через 20 лет вообше никак нельзя спланировать.

> Конечно, работники парка получают низкую заработную плату, но вместе с этим им удалось сохранить интересный и дружественный коллектив, где каждый может обратиться за помощью к более опытному, где все вместе переживают успехи или неудачи кого-либо и где нет места недомолвкам и разного рода сплетням. В каждом отделе, с работниками которых нам удалось пообщаться, работают прекрасные специалисты, которые любят и добросовестно выполняют свою работу. Нам показалось, что в этом аспекте работы в парке сохранилось полное единодушие и удовлетворенность.

Вот если бы так и в Кремле и в СМИ, и в системе образования!

>Если рассматривать предприятие с этой точки зрения, то можно сразу же увидеть много проблем, хотя по некоторым из них в последнее время наметились положительные тенденции. Предприятие является убыточным и выживает за счет денежных средств, получаемых от государства, а их (денежных средств) в свою очередь ощущается острая нехватка на предприятии, у государства на сегодняшний день есть огромная задолженность перед парком.

То есть налицо политическая установка на выдаивание основных фондов из народного хозяйства и переброс ресурсов на потребление импортного ширпотреба. Очередным шагом в этом направлении является отмена льгот, что должно "дать выбор" вкладывать деньги в народное хозяйство или потреблять навязываемый Западом ширпотреб. Короче - интенсифицировать выдаивание ресурсов из народного хозяйства. Скорее всего эти шаги являются выполнением условий ВТО - организации обеспечиваюшей свободное высасывание Западом ресурсов всего мира.

>В современной теории управления принято выделять три основных типа организаций менеджмента.

>Первая – это классическая американская модель. Ее суть заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективного использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как "закрытая система". При таком подходе цели и задачи считаются заданными в течение длительного времени; основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение управленческими кадрами указаний "сверху".

>Вторая – японская модель. Система пожизненного найма и продвижение по службе в зависимости от выслуги лет и возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, система непрерывного обучения преимущественно на предприятии – основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целого является определяющим в организации управления производством. Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействии предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

>Третье – это новое направление, которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, "информационное". Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма – "отрытая система". Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, ориентации на освоение новых возможностей и т.п.).

Но для нас все это не актуально. В России возможна лишь четвертая, советская модель управления - государственническая. Когда все хозяйство страны управляется в интересах всего народа государством. Эта система обеспечила русское экономическое чудо в 1927-1953 годах и сделала Россию сверхдержавой. Эту систему разрушают русофобы реформаторы по указанию внешних врагов России. На идеологическом фронте ударом по русской системе управления является то что систему сделавшую нашу страну сверхдержавой не упоминают даже в отечественных учебниках менеджмента, по которым учат будуших управленцев. Так что они снова вынуждены будут искать верное решение наошупь.