От Сергей Вадов Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.)
Дата 25.01.2005 21:59:05 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

К вопросу о льготах на автобусные перевозки и обветшании основных фондов.

Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
Кафедра общего менеджмента

Курсовая работа на тему “Анализ менеджмента на предприятии “Автобусный парк №5””.

Выполнили:
студенты 2-ого курса
группы № 402 факультета РЭУ
Онисько А.М., Зайцев Д.Н.

Руководитель: Скрябина Н. И.
Санкт-Петербург
2002г.


--------------------------------------------------------------------------------

План.

Введение.
Внешняя среда.
Внутренняя среда организации:
Планирование и цели организации.
Структура организации.
Координация и регулирование.
Мотивация.
Контроль.
Выводы.
Российский менеджмент.
Список литературы.

--------------------------------------------------------------------------------

Введение


В настоящее время, после десятилетнего плавания по бурным водам рыночной экономики, уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость эффективного менеджмента. Частный сектор экономики понял это довольно рано, о чем говорит повышающийся, не смотря ни на что, управленческий профессионализм. Между тем, улучшение качества менеджмента требуется и на государственных предприятиях. Конечно, на сегодняшний день эта проблема не стоит так остро, как при плановом хозяйстве, ведь что бы там не говорили, советская экономическая система в конечном итоге была направлена на создание эффективной системы хозяйствования. Все мы знаем, к чему привел подобный эксперимент, и понимание этого должно увести нас от тех ошибок, которые могут возникнуть при управлении государственной собственностью в современных условиях. Примитивный менеджмент, существующий на государственных предприятиях, оборачивается для населения страны потерей материальных ресурсов, капитала и рабочей силы. Причем, в отличие от частной собственности, которая не имеет возможности владеть убыточным предприятием, государство, по причине наличия бюджета, такую возможность имеет. Субсидии спасают такие предприятия от банкротства. Таким образом, ошибки менеджмента государственных компаний оплачивает обычный налогоплательщик. Исходя из этого, мы считаем, что неудовлетворительный менеджмент на государственных предприятиях несет в себе гораздо больший вред, чем аналогичное управление в частном секторе.

На сегодня государство устранилось от большинства областей народного хозяйства, однако есть сферы, из которых оно уходить, по всей видимости, не собирается. Очевидно, это относится и к сфере городского общественного транспорта, несмотря на его явную убыточность. Как вполне справедливо полагают чиновники, лучше уж датировать общественный транспорт, чем жить при его отсутствии в городе. Однако, являются ли издержки транспортных предприятий минимальными, и на сколько их может уменьшить изменение менеджмента компаний – вот вопросы, которые показались нам интересными. В качестве объекта исследования мы решили выбрать Автобусный парк № 5, который в настоящее время является самым крупным филиалом Государственного Унитарного предприятия “Пассажиравтотранс”. Свою деятельность парк начал с 1967 года, производственная мощность парка рассчитана на эксплуатацию 500 единиц подвижного состава.

Основным направлением производственной деятельности парка является эффективное использование подвижного состава для наиболее полного обеспечения потребностей населения в пассажирских перевозках.

Географическая сфера всех перевозок, которые осуществляет парк, распространяется на следующие районы города – Кировский, Красносельский, Московский, Невский, Петродворцовый и в области – Волосовский , Ломоносовский.

Основные факторы, повлиявшие на решение возложенных задач в отчетном году, характеризуются следующими особенностями:


отсутствие необходимой поставки подвижного состава;
ограниченность в финансовых ресурсах.

За отчетный период было снято с эксплуатации “по выработке” 52 автобуса; производилось списание лишь не подлежащих ремонту. Поступило 15 новых автобусов, из них 13 – MAN200, по пробегу полностью самортизированных и 2 – МАЗ103.

100% износ имеют 114 единиц подвижного состава, что составляет 34,2% от списочного состава.


--------------------------------------------------------------------------------

Внешняя среда.

Внешняя среда оказывает большое влияние на работу предприятия. Можно выделить внешнюю среду прямого и косвенного воздействия. Мы решили рассмотреть внешнюю среду прямого воздействия, так как она наиболее сильно влияет на работу предприятия. К таким факторам относят те, которые непосредственно влияют на операции организации: поставщиков (материалов, энергии, оборудования, комплектующих, капитала, финансовых средств), трудовые ресурсы, потребителей, конкурентов и собственников.

Автобусный парк постоянно нуждается в продукции и услугах других организаций и тратит на это большие суммы денег, в частности: на топливо (49186т.р.), электроэнергия (1685), теплоэнергия (1740), резина (3698), смазочные (2532), запасные части (8800), материалы (1179), капитальный ремонт (5143), прочие (1183). В общем материальные затраты составляют около трети всех расходов предприятия. Это достаточно много, тем более, нужно учитывать, что цены на покупаемую предприятием продукцию постоянно растут.

Так как предприятие является государственным и основным видом его деятельности является оказание транспортных услуг населению, то оно во многом зависит от финансирования со стороны государства. К сожалению, автобусный парк находится в тяжелом финансовом положении, так как из бюджета выделяется недостаточно средств (в прошлом году было выделено 72752,0) и предприятие не всегда имеет возможность вовремя оплачивать труд работников, покупать необходимые запасные части, материалы и агрегаты. В последнее время чтобы улучшить свое финансовое положение парк начал увеличивать количество заказных, экспрессных и маршрутных такси на линиях, начал заниматься коммерческой и прочей деятельностью и доля доходов от этих сфер деятельности постоянно растет.

Как мы уже писали раньше, к элементам внешней среды предприятия можно отнести и трудовые ресурсы. Несмотря на свойственную рыночному хозяйству безработицу, существует постоянный дефицит высококвалифицированных кадров. Пятый автобусный парк не является здесь исключением. Вдобавок к этому на предприятии осуществляется нехватка и простых рабочих. Общая численность парка на начало года составила 1439 человек, общая укомплектованность – 78,63%

по водителям 79,77%
по кондукторам 91,23%.

Укомплектованность на 1 автобус:

линейных водителей – 1,57 чел.,
кондукторов – 1,93 чел.

Укомплектованность по водителям снизилась на 0,14 чел., по кондукторам возросла на 0,54 чел.

Очень велик оборот кадров; по парку он составил 33,01%, по водителям – 32,85%, по ремонтным рабочим – 37,35%, по кондукторам – 32,69%..К основным причинам большой текучести кадров, в частности водителей, можно отнести: неудовлетворенность заработной платой; износ подвижного состава и отсутствием запчастей; неудовлетворенность изменением графиков работы.

Уделяется внимание подготовке и повышению квалификации кадров. За прошлый год обучены смежным профессиям – 3 чел., подготовлено и переподготовлено водителей – 11 чел., повысили квалификацию 35 чел.. Также предприятие оплачивает обучение своих работников, в основном руководителей среднего и высшего звеньев, которые в свою очередь будут вынуждены работать на предприятии не менее трех лет. Конечно, такие масштабы обучения и повышения квалификации для такого большого предприятия недостаточны. В парке ощущается нехватка дипломированных специалистов, в основном из-за низкой оплаты труда, хотя замещенность ими (специалистами) достаточно велика:

всего по парку – 90%
служба эксплуатации – 91,07%
техническая служба – 93,18%
экономическая служба – 100%
бухгалтерия – 92,86%.

Намечается и ряд положительных тенденций, например: процент замещенности дипломированными специалистами постоянно растет (с 88,37% в прошлом году, до 90% в нынешнем), на предприятие в последние годы начали приходить молодые специалисты, которые закончили соответствующие ВУЗы, повышается заработная плата трудящихся.

На предприятии существует профсоюз, члены которого платят ему взносы в сумме 1% от заработной платы. 75% от полученной суммы остается в профячейке предприятия, а 25% отправляется в вышестоящую организацию. На самом деле профсоюз играет номинальную роль и реально не защищает работников предприятия. Функционирование этой структуры надо совершенствовать. Профсоюзы должны активнее сотрудничать с руководством предприятия и защищать работников по вопросам, связанным с условиями труда, уровнем заработной платы и социальной защиты. Сейчас же острие требований профсоюзов направлено прежде всего в сторону правительства.

Следующий важнейший фактор внешней среды, о котором мы хотим рассказать – это потребители. Безусловно, их надо рассматривать как основу функционирования любого предприятия. Потребители решают, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и, следовательно, получить свое развитие.

Доходы предприятия от реализации билетной продукции на городских, пригородных маршрутных и автобусов-такси составили – 65223, что не на много меньше того, что выделило государство для деятельности автобусного парка. Но все-таки автобус остается социальным видом транспорта, на котором преимущественно ездят не очень богатые слои населения, поэтому государство постоянно регулирует размер платы за проезд. В городе есть огромное количество населения, которое имеет льготы на проезд в общественном транспорте. Это в свою очередь ведет к большим убыткам автобусного парка. Наглядно об этом говорят следующие данные:

Соц. значимые Автобусы в режиме такси Коммерческие Всего
Городские пригородные город пригород Междугор. Маршр. такси экспресс заказные
доходы 40633 17199 15560 2666 0 1172 32624 4509 114362
расходы 91895 49975 17685 5843 0 968 26482 3349 196197


Наибольшие убытки парк несет в социально значимом виде транспорта. Новой тенденцией является увеличение спроса на коммерческий вид перевозок и автобусы, работающие в режиме такси. Эти тенденции подталкивают парк к сокращению соц. транспорта и увеличению доли коммерческого.

Большой вред предприятию наносят конкуренты, также занимающиеся пассажироперевозками. К ним можно отнести: ЗАО “Третий парк”, Автобусный парк №1 и др.


--------------------------------------------------------------------------------

Внутренняя среда организации.

Несмотря на все возрастающее значение внешних факторов, внутренние являются все же определяющими в функционировании и развитии организации. Анализ теории и практики менеджмента предполагает понимание внутренней среды как динамичного явления, то есть надо рассматривать факторы внутренней среды как переменные в их развитии. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации являются: цели; структуры; трудовые ресурсы; оборудование; материальные запасы; технология; культура организации.


Планирование и цели организации.

Специалисты считают, что правильная постановка задач и формулирование цели на 50% предопределяют успешность решения.

Наше предприятие (автобусный парк №5) основной целью ставит для себя эффективное использование подвижного состава и наиболее полное обеспечение потребностей населения в пассажирских перевозках. Парк не является коммерческим предприятием и поэтому не ставит для себя основной задачей максимизацию прибыли. На этом предприятии рост нормы прибыли выражен в других показателях:

удовлетворение пользователя услуг
стремление занять лидирующую позицию на рынке
техническая эффективность, высокий уровень производительности труда
минимизация издержек производства.

Конечно, успех того или иного предприятия прежде всего зависит от спроса со стороны потребителя, а он, в свою очередь, руководствуется несколькими принципами: качество; количество; цена; сроки поставки; сервис. На том предприятии, которое мы рассмотрели, нет хорошего менеджмента, и поэтому этим вопросам не уделяется должного внимания. Например, качество предоставляемых услуг (пассажирские перевозки) очень низкое, прежде всего это связано с очень старым и изношенным автопарком. Автобусы, срок эксплуатации которых свыше 10 лет, составляют больше трети всего парка. Отсюда вытекают и другие проблемы, связанные и с количеством (многие автобусы не выходят на линии в связи с поломками), и с ценой (из-за поломок увеличивается себестоимость), и со сроками поставок, и с сервисом.

Большое значение для деятельности предприятия имеет планирование. Под планированием понимают процесс определения целей и путей достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и во времени носит различной срочности характеры. В пятом автобусном парке, который мы рассматриваем, отсутствует долгосрочное планирование, сроком на 15-20 лет, определяющее общие цели фирмы и стратегию. Отчасти это объясняется нынешней нестабильной экономической ситуацией в нашей стране и невозможностью прогнозирования развития предприятия на столь длительный срок. В парке получило развитие краткосрочное (текущее) планирование на год с детализацией по кварталам и месяцам. Наше внимание привлекли следующие показатели, характеризующие деятельность предприятия:

общее количество пассажиров
расходы на 10 км. пробега
себестоимость на 1 час
доходы
среднесуточный выпуск
доходы от продажи проездных билетов

Важное значение имеет показатель общего количества пассажиров, который в прошлом году составил 223555.2 тысяч человек. План оказался выполненным на 98.4%. В связи с этим на этот год был составлен план с меньшим объемом этого показателя 219768.6 тысяч человек.

Расходы на 10 км. пробега составили в прошлом году 113.02 руб., что составило 112.6 % от планируемой суммы. Поскольку показатель оказался невыполненным, было решено в этом году оставить его без изменений.

Себестоимость на 1 час в прошлом году составила 237.61 руб. (111.1%). План был превышен на 11.1%, поэтому в этом году его уменьшили на 2%, что составило 232.86 руб.

Доход был увеличен, по сравнению с планом (113881руб.) на 0.4%. План на этот год был увеличен на 1.5%.

Показатель среднесуточного выпуска составил 257ед. План оказался невыполненным на 2.1%, в связи с этим в этом году запланировано уменьшение выпуска до 255 единиц в день.

Показатель получения доходов от продажи проездных билетов планируется увеличить до 9516 тысяч рублей, что превысило прошлогодний план на 2.32%.

Впервые за последнее десятилетие в плане уделяется большое внимание обновлению автопарка, запланирован ввод около ста автобусов, разных моделей, что составляет около трети всего автопарка. Таким образом, можно говорить о курсе по массовой замене старых, не всегда отечественных, автобусов на новые российские машины. Последствиями этого станут более высокие показатели по среднесуточному выпуску, эксплуатационной скорости и др.

Сейчас состояние автобусного парка по времени их пребывания в эксплуатации выглядит следующим образом:


До 2 лет 2-5 лет 5-8 лет 8-10 лет Свыше 10 лет всего
Кол. Авт. 40 65 84 34 113 336
% 11.9 19.3 25 10.2 33.6 100


Из таблицы видна неблагоприятная структура, сложившаяся на предприятии. К задачам планирования относится нахождение способов и путей решения проблемы замены того большого количества автобусов, которые выработали свой ресурс. По нашему мнению, эта задача решена вполне успешно.

Так же план на этот год учитывает введение в обращение кассовых аппаратов, сначала на экспресс автобусах и авто-такси, а в зависимости от результатов и на социальном транспорте. Это, прежде всего, связанно с многочисленными фактами сокрытия выручки со стороны водителей экспрессов и авто-такси. Кондуктора же нередко распространяют фальшивых проездных билетов. Все это приводит к недополучению дохода автобусным парком и вынуждает его идти на такие меры.



Структура организации.

Структура организации как внутренняя ее переменная представляет собой взаимоотношения уровней и функциональных областей, то есть конструкцию организации, построенную в такой форме, которая обеспечивает эффективное достижение целей организации. Главная функция организационной структуры – обеспечение контроля и координации.

В автобусном парке существует четкое разделение полномочий. Иерархия менеджмента выглядит следующим образом:



На сегодняшний день Автобусный парк №5 возглавляет Магерамов Ю.Ж. Этот человек недавно пришел в парк, еще недостаточно хорошо вник в суть дела, но уже сейчас в нем проявляются высокие и незаурядные качества как личности, так и руководителя большого предприятия. Безусловно, его можно отнести к высоко образованным и профессиональным менеджерам высшего звена. Он отвечает за постановку глобальных задач, формирование стратегии развития парка. Директор управляет работой средних менеджеров, к которым можно отнести: главного инженера, 1-ого заместителя и заместителя директора по эксплуатации. Они тратят много времени на управление работой других менеджеров. Главная задача среднего звена менеджеров заключается в нахождении правильных методов решения наиболее важных задач. Средний уровень менеджеров также участвует в составлении планов и постановке задач для своих подразделений, а иногда и для организации в целом.

К менеджерам низшего уровня можно отнести руководителей отделов. Каждый из них подчиняется вышестоящему менеджеру среднего уровня, хотя при возникновении острых ситуаций руководители отделов могут обращаться и к директору. Нельзя также и не упомянуть о тех отделах, которые непосредственно подчиняются главе предприятия. К ним относятся: бухгалтерия, экономический отдел и отдел кадров. Главы этих отделов регулярно ходят на прием к директору и докладывают ему текущую обстановку.

Каждый отдел на предприятии заключает в себе важную роль. Но все же, так как парк осуществляет пассажироперевозки, то основным является отдел эксплуатации, который занимается организацией движения транспорта, составляет графики выпуска автобусов. Его работа тесно переплетается с диспетчерской службой. Поэтому оба этих отдела подчиняются заместителю директора по эксплуатации Ивину А.В.

Главный инженер Липатов С.В. курирует тех. отдел, который следит за состоянием подвижного состава, составляет графики ремонта, занимается постановкой автобусов на учет в ГИБДД, отдел главного механика, под руководством которого находятся электрики, сантехники и др. и который занимается текущим ремонтом основных фондов, а также ремонтная служба, осуществляющая ремонт подвижного состава.

Первый заместитель директора Максимов В.И. курирует такие отделы, как: автоматизированные системы управления, мед. пункт и столовая.

В парке есть три отдела, непосредственно подчиняющиеся директору парка – бухгалтерия, отдел кадров и экономический отдел. Руководители этих отделов почти каждый день докладывают о текущем положении руководителю предприятия.

Координация и регулирование.
Мотивация.

Мотивация является важнейшим средством управления трудовыми ресурсами.

Но на наш взгляд, наряду с мотивационными факторами большое значение играют факторы гигиены, связанные со средой, в которой осуществляется эта работа. Поскольку мы хотели добросовестно выполнить курсовой проект, нам пришлось неоднократно ходить в автобусный парк и общаться с его сотрудниками. Нам показалось, что мы очень хорошо разобрались в той обстановке, которая сложилась на предприятии. Конечно, работники парка получают низкую заработную плату, но вместе с этим им удалось сохранить интересный и дружественный коллектив, где каждый может обратиться за помощью к более опытному, где все вместе переживают успехи или неудачи кого-либо и где нет места недомолвкам и разного рода сплетням. В каждом отделе, с работниками которых нам удалось пообщаться, работают прекрасные специалисты, которые любят и добросовестно выполняют свою работу. Нам показалось, что в этом аспекте работы в парке сохранилось полное единодушие и удовлетворенность.

Но все-таки, основную роль для добросовестной работы и повышения ее качества на любых предприятиях выполняют мотивационные факторы. Есть разные виды мотивации сотрудников, но основной все же в парке является денежная. К видам денежной мотивации мы относим оклады, премии, материальную помощь, льготы на проезд в городском общественном наземном транспорте.

Первоосновой предприятия являются водители, кондуктора и работники ремонтной зоны. От них зависит благополучие парка, но к сожалению, уже на протяжении нескольких лет работники этих специальностей получают очень низкую заработную плату (см. табл. №3).

Таблица №3

Категория работающих Среднемесячная заработная плата, руб.
2000 год 2001 год %
Всего по парку 2484 4008 161.4
в т. ч. водители 3365 5593 166.2
из них лин. водители 3534 5968 168.9
Ремонтные рабочие 2306 3804 165.0
Вспомогательные рабочие 1320 1946 147.4
кондукторы 1443 2303 159.6
ИТР 2825 3959 140.1

Из этой таблицы видно насколько низкую заработную плату получают рабочие основных специальностей. Это не может служить стимулом для добросовестного труда. Такое положение должны были бы хоть от части исправлять получение материальной помощи и премий, но к сожалению, и здесь дела обстоят не лучшим образом. Простые рабочие не имеют возможности получать высокие премии и большую материальную помощь. Как правило, редко эта цифра превышает половину оклада. В свою очередь менеджеры высших и средних звеньев получают необоснованно высокие премии и материальную помощь, используя свое служебное положение и слабость профсоюза. Нередко они получают премии размером до нескольких окладов, что является недопустимым, так как создает большой разрыв в доходах. Таким образом парк не имеет столь необходимого для мотивации работы чувства справедливости в оплате труда.

Возможность профессионального роста имеется, но не всегда для всех работников предприятия. Простые рабочие, конечно, имеют возможность повышения квалификации, но … За прошлый год было подготовлено:

водителей категории “Д” – 7 человек
переподготовлено с “Д” на “Е” - 4 человека
обучено смежным профессиям 3 человека
повысило квалификацию 35 человек.

План подготовки водителей за прошлый год был невыполнен в связи с низкой заработной платой водителей, маленькой стипендией, большими сроками ожидания комплектования групп. Для предприятия с численностью 1439 человек этот показатель является очень низким, что говорит о непрофессионализме бывшего руководства. Как известно, основным и самым важным ресурсом на любом предприятии являются люди, и отсутствие продуманной кадровой политики отрицательно сказывается на деятельности автобусного парка и серьезно тормозит повышение производительности труда, уменьшение себестоимости, повышение качества предоставляемых транспортных услуг населению.

Можно смело говорить о том, что мотивация на предприятии выражена чрезвычайно слабо и ей не уделяется должного внимания. Все это является очевидным просчетом в работе высшего менеджмента данного предприятия.

Контроль.

Под контролем понимается процесс, обеспечивающий эффективное достижение цели организации. В функцию контроля входят учет (сбор, обработка) и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ их причин.

Контроль трудовых ресурсов на предприятии сводится к рассмотрению трудовой дисциплины. Эти данные представлены в табл. №4.

Таблица №4

прогулы Нетрезвое состояние Трудовая дисциплина
2000 2001 2000 2001 2000 2001
По парку 234 193 70 61 279 419
водители 113 88 41 29 141 158
Ремонтные рабочие 6 16 6 8 2 1
кондуктора 111 88 20 16 103 142

Произошло снижение потерь рабочего времени от прогулов:

по парку на 21 случай
по водителям на 25 случаев
по кондукторам на 23 случая.

Кроме того, контроль осуществляется за качеством работы сотрудников парка, в частности водителей (см. табл. №5).

Таблица №5

Наименование показателей 2000 год 2001 год
Общее кол-во ДТП 90 94 +4
Кол-во ДТП с пострадавшими 21 17 -4
Кол-во погибших 4 7 +3
Матер. ущерб 104674 313743

На предприятии осуществляется финансовый контроль, на основе получения от каждого подразделения финансовой отчетности. Он включает в себя анализ исполнения бюджета, анализ рентабельности и других показателей.

В общем, контроль на предприятии осуществляется, на наш взгляд, эффективно. Наше мнение основано на предоставлении нам сотрудниками парка большого количества отчетов и документов, характеризующих текущую деятельность всех подразделений предприятия.

--------------------------------------------------------------------------------

Выводы.

Чтобы сделать полноценный анализ менеджмента и вообще тех условий, в которых функционирует предприятие, мы воспользовались замечательным учебником, на наш взгляд, Кузнецова Ю.В. и Подлесных В.И. “Основы менеджмента”.

Выполняя курсовой проект, мы постарались рассмотреть наиболее значимые факторы внешней среды, которые влияют на работу менеджмента и парка в целом. К таким факторам внешней среды мы отнесли: собственников, конкурентов, поставщиков и потребителей.

Если рассматривать предприятие с этой точки зрения, то можно сразу же увидеть много проблем, хотя по некоторым из них в последнее время наметились положительные тенденции. Предприятие является убыточным и выживает за счет денежных средств, получаемых от государства, а их (денежных средств) в свою очередь ощущается острая нехватка на предприятии, у государства на сегодняшний день есть огромная задолженность перед парком. Такое неустойчивое финансовое положение не дает возможности парку строить долгосрочные планы и, соответственно, планомерно развиваться. Наряду с этим не приходиться говорить и о больших зарплатах сотрудников. Из этого вытекает следующая проблема – неудокомплектованность и чрезмерная текучесть кадров.

Негативно на выручке парка сказывается присутствие конкурентов в этой сфере бизнеса. Основным из них является ЗАО “Третий парк”. Эта компания является частной и как следствие этого более эффективно работает. На этом предприятии четко отлажен механизм получения выручки (каждый водитель должен привести определенное количество денег, а всю остальную выручку может забрать себе).

Важную роль играют потребители с поставщиками. Здесь образовался своего рода замкнутый круг; так как автобус является социальным транспортом, государство не позволяет повышать стоимость проезда, а из-за того, что парк автобусов очень стар, постоянно повышаются тарифы на воду, электричество, отопление – предприятие вынуждено все больше и больше тратить денег на выплаты поставщикам.

Теперь следует сказать и о тех мерах, которые по-нашему мнению должно предпринять руководство парка. Во-первых, мы считаем, что благополучие любого предприятия зависит от наличия денежных средств и от постоянства их поступления на счета банков, в данном случае из бюджета. Нам кажется, что руководство парка должно активнее отстаивать интересы своего предприятия в кабинетах городских начальников и добиваться своевременного поступления из бюджета денежных средств. Это позволит парку увереннее себя чувствовать, без задержек выплачивать заработную плату сотрудникам и даст возможность делать среднесрочные планы развития парка. К чести нового руководства, нужно упомянуть о том, что работа в этом направлении уже началась. Государство в последнее время начало сокращать свои дотации парку, но вместе с этим стало выплачивать их регулярно.

Необходимо также, на наш взгляд, обратится к опыту частных компаний, в частности ЗАО ”Третий парк”, у этой компании четко отлажен механизм взимания выручки от водителей. Автобусному парку №5 надо ужесточить контроль за водителями маршрутных, экспрессных автобусов и авто-такси, возможно, установить в каждом из них кассовые аппараты. Эта мера приведет к увеличению выручки, что позволит решить другую проблему – низкий уровень заработной платы.

На наш взгляд, необходимо усилить контроль за расходом теплоэнергии, водоснабжения, электроэнергии, а самое главное за расходом горюче-смазочных и расходных (запчасти, шинные изделия) материалов, на которые тратится около трети всей выручки.

Следует обращать внимание и на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Так как в последнее время доходы населения в нашей стране растут, все большим спросом начинают пользоваться экспресс автобусы и авто-такси. Поэтому парку надо направлять большее количество автобусов на такие коммерческие маршруты. Будет честным сказать о том, что руководители предприятия уже обратили внимание на эту тенденцию и сейчас новые автобусы, которые получает парк, в большинстве своем малогабаритны (ПАЗ и др.).

Итак, мы рассмотрели проблемы внешней среды и пути их решения. Теперь мы хотим коснуться внутренней среды предприятия. Основными ее переменными являются: цели; планирование; структуры; трудовые ресурсы; оборудование; материальные запасы; технология; культура организации.

Как нам кажется, с постановкой и понятием своей цели у руководства парка проблем нет, но большим упущением является отсутствие долгосрочного планирования. Как мы уже писали, под планированием понимают процесс определения целей и путей достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и во времени носит различной срочности характеры. В пятом автобусном парке, который мы рассматриваем, отсутствует долгосрочное планирование, сроком на 15-20 лет, определяющее общие цели фирмы и стратегию. На наш взгляд, наличие краткосрочного (текущее) планирования на год с детализацией по кварталам и месяцам недостаточно, наряду с ним должно быть как среднесрочное, так и долгосрочное.

Что касается структуры и контроля, то они, на наш взгляд, достаточно эффективны.

Другого мнения мы придерживаемся по вопросу о мотивации.

Как мы уже писали, простые рабочие получают низкую зар. плату, не имеют возможности получать высокие премии и большую материальную помощь. Как правило, редко эта цифра превышает половину оклада. В свою очередь менеджеры высших и средних звеньев получают необоснованно высокие премии и материальную помощь, используя свое служебное положение и слабость профсоюза. Такая дифференциация в доходах создает напряженность во взаимоотношениях между менеджерами и рядовыми сотрудниками. На предприятии практически отсутствует возможность профессионального роста, очень мало людей, которые за прошлый год смогли повысить свою квалификацию. Мы считаем, что можно смело говорить об отсутствии продуманной кадровой политики у старого руководства парком. Это отрицательно сказалось на деятельности автобусного парка и серьезно затормозило повышение производительности труда. Новое руководство парка более активно занялось этой проблемой. Красноречивым является этот маленький факт: впервые за последние десять лет в этом году директор парка поздравил 8-ого марта всех женщин с праздником и выдал каждой из них по 100 рублей, несмотря на занимаемую ими должность.

Если говорить о мерах, которые надо предпринять для изменения сложившейся ситуации, то на наш взгляд, надо увеличивать размеры заработных плат простым рабочим, уменьшать дифференциацию в доходах. Надо больше внимания уделять профессиональному росту сотрудников, повышению их квалификации. Должна увеличиться роль профсоюза, он должен активнее бороться за права трудящихся, его роль не должна быть номинальной.

Все эти меры, как мы думаем, должны привести к уменьшению текучести кадров, снятию социальной напряженности и как следствие – стабильной работе парка.


--------------------------------------------------------------------------------

Российский менеджмент.

В современной теории управления принято выделять три основных типа организаций менеджмента.

Первая – это классическая американская модель. Ее суть заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективного использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как "закрытая система". При таком подходе цели и задачи считаются заданными в течение длительного времени; основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение управленческими кадрами указаний "сверху".

Вторая – японская модель. Система пожизненного найма и продвижение по службе в зависимости от выслуги лет и возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, система непрерывного обучения преимущественно на предприятии – основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целого является определяющим в организации управления производством. Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействии предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

Третье – это новое направление, которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, "информационное". Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма – "отрытая система". Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, ориентации на освоение новых возможностей и т.п.).

В этом свете любопытно будет поставить вопрос о типичном российском менеджменте. Вписывается ли наше управление в какую-либо из вышеперечисленных моделей или же объединяет в себе черты нескольких, а может быть представляет собой нечто качественно иное – это далеко не праздные вопросы. Подобный анализ приведет к осознанию действующего практического менеджмента, что в свою очередь обозначит и, в конечном итоге, решит некоторые насущные проблемы современного российского общества.

Мы считаем, что начинать реальное разделение на типы те или иные модели управления необходимо со среднего бизнеса. Менеджмент на малых предприятиях во всем мире имеет много сходных черт и в принципе не может быть классифицирован. Теперь о среднем и большом бизнесе. Определенная традиция управления в этом секторе все-таки присутствует, она берет свое начало в советской административной системе. Возможно, на определенных предприятиях она успешно изживается, на вновь созданных с участием иностранного капитала о ней ничего не напоминает, но в общей массе организаций советское наследие является доминирующем. Доперестроечное управление явно тяготило к японской модели. Можно вспомнить и рац. предложения и создание бригад там, где они технологически не обязательны и мотивирование работника на пожизненный наем. Уволить человека было достаточно проблематично – вот и признак приспособления организации под работника.

Время великих перемен не прошло бесследно и для системы управления. И в начале XXI века мы имеем примерно такую картину:


индивидуальный характер принятия решений
строго формализированная структура управления
сочетание индивидуального и коллективного контроля
возможность ускоренного продвижения по службе
профессионализм и инициатива, как главные качества топ менеджеров
неформальные отношения с подчиненными (в большинстве случаев)
неспециализированная карьера работника

Из-за непродолжительности рыночных преобразований нельзя точно судить о преимущественном найме работников: пожизненный, долгосрочный или найм на относительно короткое время.

Таким образом, мы видим, что современный российский менеджмент имеет черты как американской, так и японской модели управления. Мало кто из предприятий может похвастать наличием у себя маркетинговой модели. Такая ситуация объясняется нестандартностью внешней среды предприятия, как то стремительным образованием новых рынков, существованием неудовлетворенного спроса, быстрыми изменениям в правовой системе. Дальнейшее развитие отечественной модели управления видится в приближении к американской системе. Естественно, хочется, чтобы на российских предприятиях существовали так же элементы маркетинговой модели. Ведь только использование современных методов и подходов научного менеджмента позволит сделать наше производство конкурентоспособным на мировом рынке.


--------------------------------------------------------------------------------

Список литературы:

А. И. Орлов. Менеджмент. Москва, 1997 год.
А. К. Казанцев. Общий менеджмент. Москва, 2001 год.
А. К. Казанцев. Практический менеджмент. Москва, 2001 год.
А. А. Крупанин. Менеджмент в средних и малых предприятиях. Москва, 2001 год.
Г. Я. Гольдштейн. Менеджмент. Москва, 1999 год.