Кстати, хорошая у Вас рецензия на Семенова (хотя саму книгу я еще не до конца дочитала). :) Основная его ошибка - как на ладони. :)
Основная ошибка - см. стр. 343 (воспроизвожу по памяти, так что не обессудьте). Итак, производственные отношения определяют прогресс производительных сил. Капиталист стремится к все большей и большей прибыли, пролетарий - к все большей и большей зарплате. В итоге, капиталист, чтобы выжить, вынужден повышать производительность труда.
А теперь задаем совершенно естественный вопрос:
а почему капиталист стремится к все большей и большей прибыли? Почему он не может жить так, как живет африканец-охотник в джунглях? Как бомж в США? Да, наконец, просто не успокоиться на получении _достаточного_ для воспроизводства продукта? Ответьте на этот вопрос, и Вам станет ясно, из чего построен "идеальный газ" Семенова.
>>Кстати, сам Семенов написал, что экономической теории докапиталистических классовых формаций пока не существует. Так о чем разговор?
>Существует -
>экономическая теория первобытного предклассового общества.
Которую он сам и написал. :) Хорошее подтверждение. :)
Самое главное в этой теории - это то, что мораль у него "вытекает" из необходимости прибавочного продукта. А ноги этой теории растут из его антропологической теории, утверждающей, что человек должне был преодолевать жуткий звериный эгоизм. Эта его антропологическая теория давным-давно опровергнута, т.к. строится на наблюдениях за животными в неестественной среде (не в среде их обитания). Никакого звериного эгоизма у обезьянок нет - они вполне солидаристы. :) Так что и человеку преодолевать некий звериный эгоизм абсолютно не надо было.
Мораль возникала совершенно по другой причине - как закрепление социальности, как закрепление первых смыслов, как закрепление превращения предка человека в человека.
Так что конструкты Семенова о том, что мораль должна была играть роль экономического фактора, совершенно необоснованны и надуманны.