>А вы, видимо, придерживаетесь концепции, что мораль возникает по иррациональным причинам?
В какой-то мере. :) У постепенно возникавшего человеческого общества она являлась побочным продуктом его жизнедеятельности. :)
>Кроме совместного труда и создания орудий для такого труда.
Совместный "труд" существует и у пчел, и у бобров. Создание орудий труда также существует у многих животных.
>Человек просто оказался наиболее приспособленным к созданию общества и развитию. Другие животные - нет.
>Что тут такого странного?
Так чем он был более приспособлен?
>А почему естественного-то? Потому-что наблюдается у некоторых стай животных? Ну так наблюдается и противоположное. А что побудило человека именно закреплять указанные нормы поведения - нормы морали, а не отказываться от них?
Вы опять исходите из того, что люди закрепляли нормы морали сознательно. Но в том-то и дело, что не могли они этого делать! Первые люди еще не обладали сознанием, у них только-только начали появляться первые смыслы, а ритуалы и "мораль" у них уже были.
>А что побудило человека создавать ритуалы?
>Не ощущаете замкнутого круга?
Не ощущаю. Ритуалы возникли как побочный продукт развития человеческого мозга - его способности к имитации, прежде всего. Праритуалы наблюдаются, например, у обезьян. Одна обезьяна "додумывается" что-то сделать новое, остальные ее имитируют, в итоге получается нечто вроде праритуала (т.к. обезьяны уж конечно не обладают сознанием, и не специально-сознательно выполняют определенные действия).
Путь же от праритуалов к сознанию был очень и очень длительным.