От SSC Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.04.2019 23:58:39 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

О возможностях прикрытия истребителями в Таллинском переходе

Здравствуйте!

Со стороны Люфтваффе 29-30.08.41 против КБФ действовали весьма ограниченные силы – 32 Ю-88, 9 Хе-111, 9 Ме-110. Немецких истребителей не появлялось. Немецкие бомбардировщики действовали не агрессивно – бомбометание осуществляли со средних высот, и как только конвои вошли в зону действия истребителей ВВС КБФ - удары прекратились. По всему видно, что противодействие Люфтваффе прорыву заранее не планировалось и осуществлялось ad hoc остаточными силами. Всего было совершено, согласно Платонову, 137 самолёто-вылетов бомбардировщиков (плюс энное кол-во вылетов разведчиков).

Основные потери конвои 1-3 понесли в р-не о-ва Гогланд в период времени примерно 13-18 часов, т.к. именно к этому времени Люфты расчухались и начали интенсивные налёты. Прикрытие же ВВС КБФ решили осуществлять только от о-ва Лавенсаари (119 км от Низино).

От ближайшего активного аэродрома Низино до Гогланда - 165км. На этой дистанции, согласно «Временному наставлению по ПВО эскадры» от 23.06.1941, со штатным запасом топлива прикрытие могли осуществлять типы И-153 (примерно 15-20 мин патрулирования), Миг-3 (15-20 мин), Як-1 (10-15мин) <данные почёрпнуты у Зубкова>. По пессимистичной оценке оборот истребителя можно принять как 2 часа (40-50 минут полёта до и из р-на патрулирования в зависимости от типа, 15 минут патрулирования, плюс-минус час на заправку и обслуживание), хотя на практике можно было подготовить новый вылет и быстрее. Что касается имевшихся И-16 (30 в Ленинградской зоне), то со штатным запасом топлива они могли осуществлять прикрытие только от о.Сескар (89 км от Низино).

Боеготовые силы (подходящих типов) ВВС КБФ на 29.08: 15 И-153, 10 Миг-3, 1 Як-1 в Ленинградской зоне, 10 И-153, 3 Миг-3, 2 Як-1 на о.Эзель (Моонзунд), 5 И-153 на п-ве Ханко. Итого 30 И-153, 13 Миг-3, 3 Як-1, всего 46 машин <также Зубков>.

Противопоказаний для концентрации сил в Низино не было, более того, КБФ получил прямое указание командования Северного направления на привлечение всех наличных сил ВВС КБФ для обеспечения прорыва из Таллина.

В случае выполнения этого указания и эффективного планирования действий штабом ВВС КБФ, силами из 46 машин вполне реально было организовать непрерывное патрулирование нарядом 5-6 машин в р-не о-во Гогланд в течение 10 часов (по 5 вылетов на машину – плановое напряжение сил ВВС КБФ на эту операцию, правда не осуществлённое в реале). С учётом ранее отмеченной отсутствия настойчивости в действиях пилотов Люфтваффе, это однозначно сократило бы потери судов от авиации в разы, а скорее всего вообще предотвратило бы удары по конвоям в р-не Гогланда и далее к Ленинграду, сведя потери к единичным судам.

Это даже не упоминая возможность применения ПТБ истребителями И-153 ВВС КБФ. А возможность такая была, и запасы баков у флота были – даже после снятия И-153 с вооружения действующих полков, например на СФ в 1943 оставшиеся в достаточно большом кол-ве ПЛБГ-100 начали приспосабливать к Як-1. В случае же использования ПТБ на И-153 и при концентрации всех 30 единиц в Низино, эффективное прикрытие можно было осуществлять практически на всём протяжении дневного маршрута конвоев.

В реале в плане организации действий своей авиации штабами КБФ заметных усилий сделано не было, за пределами приказов "иди и побеждай" и бравурных ответов "всегда!". Также видимо надо отметить, что Трибуца волновало исключительно прикрытие его личной тушки, приказом на операцию от ВВС требовалось прикрывать только эскадру/боевое ядро флота (которое, как известно, от конвоев утром усвистело вперёд) силами аж не менее 9 истребителей - и не обнаружив требуемое у о.Гогланд (ком ВВС решил прикрывать начиная от Лавенсаари), великий флотоводец устроил истерику в радиоэфире. Понятно, что на этом фоне судьба транспортов авиаторов мало волновала.

С уважением, SSC