От Alex~1 Ответить на сообщение
К Scavenger Ответить по почте
Дата 06.05.2006 17:05:05 Найти в дереве
Рубрики Прочее; В стране и мире; Версия для печати

Re: Хорошо, давайте

>//1) Парадигма марксизма никаким временем не разбита.//

>Она перестала быть целостной. Марксистов много и очень разных. И каждый из них считает центром парадигмы что-то свое.

Но тогда Вы должны согласиться, что парадигма христианства тоже разбита временем. Как насчет удаления осколков? :)
Это я не к тому, что считаю марксизм религией - хотя есть простаки с таким восприятием. Это я о весе Ваших аргументов.

>>2) Выдирать - так выдирать. Давайте смотреть, что останется, а что выкинуть.
>
>//>Марксизм говорит, что:
>>a) мир материален, наши представления - отражение (в философском смысле) объективной реальности. Выкидываете или оставляете?//
>
>Да, если принять, что наше сознание способно не только отражать, но и изменять окружающий мир, то есть диалектически с ним взаимодействовать. Мир действительно материален, с этим никто, даже христиане не спорят.

Не могут не спорить. Материализм, по Марксу, состоит в том, что материя порождает сознание, которое отображает его. Христианин признать этого никак не может. Мир создан Богом, т.е. сознанием, действующим разумно и с определенной целью. Именно это - и ничто другое - Маркс и называет идеализмом.

>//б) существуют законы (объективные) развития человеческих обществ. Выкидываете или оставляете?//

>Выкидываю. Законы существуют в виде законов-тенденций, то есть нет объективных и независимых от воли больших масс людей законов, а есть субъективные тенденции, которые обретают сиду в зависимости от исторических условий.

Субъективные тенденции как законы должны иметь носителя. Сознание кого или чего явялется автором и носителем этих субъективных законов для больших масс людей?

>//в) Нет ничего вечного и абсолютного. Нет ничего раз и навсегда прогрессивного и реакционного. Выкидываете или оставляете?//

>Выкидываю и оставляю одновременно. Есть нечто абсолютное - Бог. А что касается прогрессивного и реакционного, то тут согласен. Это относиться к временному.

Хорошо, впрочем, эта позиция была ясна и так. Каким образом тогда солидаристы приписывают Марксу утверждение об "имманентной" (черт, слово-то какое :)) реакционности и прогрессивности народов или там капитализма?

>//г) Источник развития - противоречия в составе целого. Выкидываете или оставляете?//

>Источником различия могут быть внешние, внутренние или природно-социальные противоречия. Оставляю с такой формулировкой. Внутренние (внутрисоциорные) противоречия между социальными слоями, группами и классами. Внешние - между обществами, народами и государствами, природно-социальные - между обществами и окружающей средой. Все три вида могут вести к развитию обществ.

Думаю, Вы не будете возражать, если к этому как к источнику развития добавим и отсутствие противоречий (союз). Другтими словами, источником развития может быть все, что угодно. :) Есть развитие - так получилось. Нет развитие - так получилось. О чем будем спорить?

>//д) Прогресс есть. Понятие "прогресс" имеет смысл. Выкидываете
>или оставляете?//

>Естественно оставляю. Понятие прогресс имеет смысл.

Ох, это Вы сказали, не подумав. :)

>//е) Общества можно сравнивать по "степени прогрессивности". Выкидываете или оставляете?//

>Нет, выкидываю. Понятие прогресс имеет смысл по отношению к истории самого общества в рамках одной цивилизации. То есть сравнивать можно "гнезда социоров" или "цивилизации" и общества ВНУТРИ этих гнезд друг с другом. То есть Англию с Германией можно сравнивать, а Россию с Китаем или Россию с Германией - нельзя. То есть вернее можно, но пользы это не принесет, только некогерентность создаст.

Т.е. прогресса нет - Вы просто ввели свой личный и абсолютно субъективный критерий. Поскольку Вы ничем не лучше других - с другими критериями - Ваша позиция на практике означает отрицание прогресса, просто путем ввода запрета сравнения на уровне, отличном от Вашего индивидуального воспрития.
Меня вообще забавляет, насколько любой идеалист является тайным и нерешительным солипсистом. :)


>//Это я к тому, чтобы в будущем указать вам, вменяемым карамурзистам, на некорректное использование того, что вы решили выкинуть. :)//

>А я вообще не вижу, что вы тут можете сказать как критику. Я почти все оставил, увы :-).

Нет. Главное остается. Бог (т.е. возможность для сознания менять законы природы - не что-то, а законы) и отсутствие объективных социальных законов. Поэтому СГКМ и его союзники и считают, что можно сделать все, что угодно - была бы культурная гегемония. Поэтому Александр и считает, что маркс - людоед, раз Маркс говорит о прогрессивности рабства.

>//3) Можно узнать, что СГКМ нашел ценного и немарксистского? То, что народы создаются и распускаются интеллигенцией в процессе установления последней культурной гегемонии?//

>Ценное и немарксистское:

>1. Манипуляция сознанием и установление политической гегемонии без опоры на базис.

Манипуляция сознанием - отнюдь не открытие СГКМ.
Базис - понятие, существующее на определенном философском уровне, на определенном уровне общности, по определению. Приведите примеры, чтобы я лучше понял, что Вы имеете в виду. На примере СССР.

>2. Причины падения советского строя.

То, что я читал, крайне неубедительно и ничего не объясняет. Грубо говоря, случайность.

>3. Влияние культурных причин на изменение генотипа общества.

Я не знаю, что такое "генотип общества". Если нетрудно, объясните. Имейте в виду - я буду придираться. :)
Далее. У СГКМ понятие "культуры" совершенно неопределено. Он им пользуется так, что "культурой" в его стиле я могу назвать все, что угодно. В том числе общество, генотип и генотип общества. При таком подходе нет оснований хоть для каких-то доводов и споров.
Перечислите (точнее, приведите примеры того), что Вы НЕ ВКЛЮЧАЕТЕ в понятие "культуры" при разговоре о влиянии культуры на генотип общества.


>4. Понятие субъективности законов истории в приложении к синергетике.

>Впрочем, видимо, Кара-Мурза это сам не изобрел.
Не понял, честно. Что такое синергетика в приложении к субъективным законам истории (или наоборот, что в данном случае одно и то же?)

>//Что надо думать о сборке народа, а народ руководствуется здравым смыслом и не любит умников?//

>Не надо так говорить. Народ руководствуется здравым смыслом, но и ему нужна внятная теория для борьбы за свои права. Народу не нужно абстрактное, лишенное морали, рациональное суждение.

Да, это точно. Народу не нужно. Поэтому им и помыкают. А он мычит и блеет - "надо же, опять обманули. Суди их Бог".

>//Что от ленты Мебиуса нужно держаться подальше, а то попадешь в бесконечноcть?//

>Главное, чтобы не в дурную.

Нет. Главное здесь то, что опасно все, что за пределами простого здравого смысла и ТЕКУЩЕЙ морали. А Вы признали, что все - кроме Бога - не абсолют. И мораль тоже.
Можно не обращать на все это внимания. Но тогда не надо жаловаться, когда попадаешь, простите, в задницу. Это, увы, закономерный исход в мире, где не все боятся ленты Мебиуса и куководствуются не только житейским здравым смыслом.

>С уважением, Александр

С уважением, Александр тож. :)