От Scavenger Ответить на сообщение
К Alex~1 Ответить по почте
Дата 06.05.2006 16:19:42 Найти в дереве
Рубрики Прочее; В стране и мире; Версия для печати

Re: Хорошо, давайте

>>...в том, что потомки возможно и найдут как можно было бы марксизм развить, при этом не разрушая Россию, но Кара-Мурзе некогда этим заниматься - пока займешься Россия может погибнуть, на это жизни не хватит. Значит надо выдернуть осколки разбитой временем и вульгаризованной парадигмы и искать дальше.

>Scavenger,

//1) Парадигма марксизма никаким временем не разбита.//

Она перестала быть целостной. Марксистов много и очень разных. И каждый из них считает центром парадигмы что-то свое.

>2) Выдирать - так выдирать. Давайте смотреть, что останется, а что выкинуть.

//>Марксизм говорит, что:
>a) мир материален, наши представления - отражение (в философском смысле) объективной реальности. Выкидываете или оставляете?//

Да, если принять, что наше сознание способно не только отражать, но и изменять окружающий мир, то есть диалектически с ним взаимодействовать. Мир действительно материален, с этим никто, даже христиане не спорят.

//б) существуют законы (объективные) развития человеческих обществ. Выкидываете или оставляете?//

Выкидываю. Законы существуют в виде законов-тенденций, то есть нет объективных и независимых от воли больших масс людей законов, а есть субъективные тенденции, которые обретают сиду в зависимости от исторических условий.

//в) Нет ничего вечного и абсолютного. Нет ничего раз и навсегда прогрессивного и реакционного. Выкидываете или оставляете?//

Выкидываю и оставляю одновременно. Есть нечто абсолютное - Бог. А что касается прогрессивного и реакционного, то тут согласен. Это относиться к временному.

//г) Источник развития - противоречия в составе целого. Выкидываете или оставляете?//

Источником различия могут быть внешние, внутренние или природно-социальные противоречия. Оставляю с такой формулировкой. Внутренние (внутрисоциорные) противоречия между социальными слоями, группами и классами. Внешние - между обществами, народами и государствами, природно-социальные - между обществами и окружающей средой. Все три вида могут вести к развитию обществ.

//д) Прогресс есть. Понятие "прогресс" имеет смысл. Выкидываете
или оставляете?//

Естественно оставляю. Понятие прогресс имеет смысл.

//е) Общества можно сравнивать по "степени прогрессивности". Выкидываете или оставляете?//

Нет, выкидываю. Понятие прогресс имеет смысл по отношению к истории самого общества в рамках одной цивилизации. То есть сравнивать можно "гнезда социоров" или "цивилизации" и общества ВНУТРИ этих гнезд друг с другом. То есть Англию с Германией можно сравнивать, а Россию с Китаем или Россию с Германией - нельзя. То есть вернее можно, но пользы это не принесет, только некогерентность создаст.

//Это я к тому, чтобы в будущем указать вам, вменяемым карамурзистам, на некорректное использование того, что вы решили выкинуть. :)//

А я вообще не вижу, что вы тут можете сказать как критику. Я почти все оставил, увы :-).

//3) Можно узнать, что СГКМ нашел ценного и немарксистского? То, что народы создаются и распускаются интеллигенцией в процессе установления последней культурной гегемонии?//

Ценное и немарксистское:

1. Манипуляция сознанием и установление политической гегемонии без опоры на базис.
2. Причины падения советского строя.
3. Влияние культурных причин на изменение генотипа общества.
4. Понятие субъективности законов истории в приложении к синергетике.

Впрочем, видимо, Кара-Мурза это сам не изобрел.

//Что надо думать о сборке народа, а народ руководствуется здравым смыслом и не любит умников?//

Не надо так говорить. Народ руководствуется здравым смыслом, но и ему нужна внятная теория для борьбы за свои права. Народу не нужно абстрактное, лишенное морали, рациональное суждение.

//Что от ленты Мебиуса нужно держаться подальше, а то попадешь в бесконечноcть?//

Главное, чтобы не в дурную.

С уважением, Александр


>С уважением