От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Monco Ответить по почте
Дата 02.03.2009 16:55:42 Найти в дереве
Рубрики Экономика & финансы; Управление & методология; Версия для печати

Новые знания - > в школьное обществоведение всвязи с....need your help

нужны подсказки и конкретная помощь
Всвязи с кризисом(тм). естессно

Вполне проектный ход - попытаться внести в существуюзие курсы школьного цикла, на совершенно конкретных секторах или кейсах, новые типы знаний. Мой хлд - мощь страны и т.д.

Старому соросовского типа навязанному в 1990х массиву скажем по экономике,хозяйству,экон.географии и т.п. КАЮК так и так. Что там в вузах будут делать - отдельная задача. Что нужно успеть внести в ШКОЛУ, пусть в шир.смысле


вопросы- первые

---в какие предметные курсы (базовые, ролфтдьные,элективные)
-- в каком виде (сдвиг рамки,ввод сектором уч.пособия, отдельным масиивом, прошить понятием сстарый курс и т.п.)
--- что именно надо (сдвинуть) в первую голову

там есть прямой пример сзаданием учащемуся - как понимать мошь страны и т.д.


Не думайте, что там сейчас темный лес. Ниже пара главок учебника по Обществознанию (профильный курс) для 11 класса Боголюбова 2008г.Это совр.уровень типа Филиппова,бест оф

целиком они для 10 и 11 кл на торрентах
http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1505875
я не шучу ни фига

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
11 ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Учебник для 11 класса
общеобразовательных
учреждений
Под редакцией Л. Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского
Москва
«Просвещение»
2008
--------
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО МАРКСУ
К. Маркс и его сторонники главной формой социальной
стратификации считали общественный класс.
Само понятие «социальный класс» появилось давно. Вы
помните, что еще Платон в своей модели идеального госу-
дарства выделял три основных класса: философов, воинов и
непосредственных производителей (купцов и ремесленни-
ков). Столько же классов усматривал в обществе и Аристо-
тель, особо при этом подчеркивая роль среднего класса. Еще
одна триада была выдвинута в эпоху Просвещения. Соглас-
но распределительной теории классов, основным разграни-
чительным признаком выступает размер и форма дохода. С
учетом этого выделяются три класса: 1) собственники зем-
ли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала
(буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагаю-
щие своим трудом, получающие заработную плату.
К. Маркс, опираясь на идеи предшественников, создал
новую теорию классов. Главным классообразующим призна-
ком он считал отношения собственности на средства произ-
водства. Одну группу общества составлял класс, имеющий
эту собственность, другую — лишенный ее. Отношения меж-
ду этими классами неизбежно должны были принять непри-
миримый, антагонистический характер, поскольку собствен-
ность была результатом эксплуатации, а ее присвоение
оказалось возможным в условиях политического господства
класса собственников. Такие основные классы-антагонисты
существовали на всех этапах исторического развития, за ис-
ключением эпохи первобытности. В современную Марксу эпо-
ху ими стали пролетариат и буржуазия. Противоположность
классовых интересов порождает классовую борьбу, различные
формы проявления которой также можно видеть на всех ста-
диях исторического развития, начиная с рабовладения.
Таким образом, по Марксу, именно объективные, в пер-
вую очередь экономические, факторы определяют классовую
стратификация общества. При этом он не отрицал и некое-
го субъективного измерения данного процесса — классового
сознания. Оно, по мнению философа, не всегда правильно
отражает реальное положение дел (возникает феномен лож-
ного классового сознания). Важнейшую задачу революцио-
неров Маркс видел в том, чтобы показать пролетариату его
истинное положение в обществе как эксплуатируемого и уг-
нетаемого класса.
Обоснованная в марксизме идея рассматривать способ
производства, отношения собственности как основу выделе-
ния общественных классов была в дальнейшем воспринята
и использована социологами разных направлений. В то же
время исследователи отмечали, что есть и другие существен-
ные факторы, определяющие социальную структуру общест-
ва, без учета которых картина социальной стратификации
выглядит одномерной и упрощенной. Обращалось внимание
и на то, что далеко не все сделанные Марксом предсказания
сбылись. Это относится, в частности, к прогнозу о неуклон-
ном росте численности рабочего класса, его прогрессирую-
щем обнищании в условиях развития капитализма.
Марксистский подход к изучению социальной структуры
общества долгое время оставался одним из наиболее влия-
тельных в социологии. Многие соглашались с выдвинутыми
идеями, но появилось немало исследователей, которые, от-
талкиваясь от марксистской теории, выдвигали альтерна-
тивные идеи.

---------
...
ЭКОНОМИКА КАК ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Экономическая жизнь общества представляет собой,
прежде всего, производство, распределение, обмен и потреб-
ление товаров и услуг. Это могут быть как материальные
блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт), так
и духовные ценности (предметы искусства, достижения на-
уки и т. д.).
В процессе производства происходит преобразование при-
родных материалов, придание им свойств, благодаря кото-
рым они могут удовлетворять потребности людей. Отноше-
ния распределения и само потребление людьми товаров и
услуг существенно влияют на производство. Они могут ли-
бо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например,
принцип распределения по количеству и качеству труда,
используемый во всех развитых странах, существенно сти-
мулирует труд наемных работников, порождает материаль-
ную заинтересованность в повышении производительности
труда, в творческом влиянии на производственный процесс.
Напротив, уравнительный принцип распределения не по-
рождает таких мотивов. (Подумайте, каковы экономические
интересы в развитии производства у свободного предприни-
мателя.)
Основополагающим стимулом развития производства яв-
ляется потребление как процесс использования результатов
производства для удовлетворения определенных потребнос-
тей людей, общества. Потребление влияет на рост масшта-
бов производства, развитие его отраслей.
Важным проявлением экономической жизни общества яв-
ляются отношения обмена между людьми, выступающие как
обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обмени-
вает фермер продукты земледелия или животноводства, что-
бы продолжать производство и удовлетворять свои личные
потребности? А какими услугами пользуется, например, врач
в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?
Развитие общества и развитие его экономической жизни
тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как це-
лое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе
влияние всех сторон общественной жизни (социальной, по-
литической, духовной), в свою очередь, оказывает сущест-
венное влияние на различные явления общественной жизни
и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие
положения:
• существование общества невозможно без постоянного
производства материальных благ;
• общественное производство, и прежде всего сложивши-
еся разделение труда и отношения собственности, определя-
ет появление и развитие социальной структуры;
• экономические отношения активно влияют на полити-
ческую жизнь общества (экономически господствующие со-
циальные группы, как правило, стремятся влиять на рабо-
ту госаппарата, направления деятельности политических
партий и др.);
• в процессе производства создаются необходимые мате-
риальные условия для развития духовной жизни общества
(здания и имущество библиотек, театров, оборудование для
издания книг, газет и т. п.).
Значительная роль в регулировании взаимодействий
между людьми и организациями в экономике принадле-
жит экономическим институтам. Экономические институ-
ты — нормы и правила, по которым взаимодействуют и
осуществляют экономическую деятельность ее участники.
Формальные правила действуют в виде кодексов, законов и
других писаных норм экономического поведения (например,
законов, определяющих рамки предпринимательской дея-
тельности, или постановлений по конкретным видам эконо-
мической деятельности, экономических правил и норм,
устанавливающих права собственности). Неформальные пра-
вила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и
стереотипов поведения субъектов экономики (например, раз-
работан Кодекс чести предпринимателя; в переходной
рыночной экономике при нехватке денег для поддержания
процессов обмена используется бартер). Экономические ин-
ституты, как своеобразные «правила игры», в виде писаных
и неписаных законов и правил экономической деятельности
позволяют сделать более определенными и предсказуемыми
экономические процессы за счет ограничения свободы и про-
извола в действиях хозяйствующих субъектов.
Понятие «экономические институты» нередко использу-
ется учеными и для обозначения системы основополагаю-
щих экономических категорий (например, рынок, собствен-
ность, конкуренция, налоги, государственное регулирование,
бюджет и др.), а также непосредственных участников эко-
номических отношений (предприниматели, фирмы, органи-
зации). Например, под финансово-кредитными институтами
подразумевают банки, финансовые компании, пенсионные
фонды, страховые компании. В процессе проведения эконо-
мических реформ происходит преобразование различных
экономических институтов (ликвидация одних и возникно-
вение других). Вспомните, какие экономические институты
были преобразованы при переходе России от централизован-
ной экономики к рыночной.
Каковы основные тенденции развития экономической
сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере
произошли значительные позитивные изменения. Экономи-
ческие перемены стали, прежде всего, следствием научно-
технической революции. Компьютеризация, информати-
зация стали реальностью общественного производства. По-
явились совершенно новые технологии, значительно возрос-
ла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% амери-
канских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с
момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного
уровня распространенности Интернета в США потребовалось
5 лет. Практически за такой же период пользователями со-
товой связи стали две трети населения России.
На рубеже 90-х гг. родилось то, что сегодня называется
экономикой знаний или новой экономикой. Ее отличитель-
ной чертой является ускоренное развитие нематериальной
сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности.
Производство, распределение и использование знаний со-
ставляют основу новой экономики. По существу, в XX в. ли-
дерство в общественном производстве перешло к духовному
производству: именно человеческий интеллект (его возмож-
ности) превратился в фактор, определяющий масштабы и
облик современного производства.
На базе этих перемен резко возросло материальное и ду-
ховное богатство человечества. Во многих регионах мира
сложились общества, обеспечивающие высокие стандарты
потребления, комфорта и услуг (государства благосостоя-
ния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном
производстве основываются на развитии творческих индиви-
дуальных качеств и способностей основного участника про-
изводства — человека и требуют такого развития.
ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Важным показателем и результатом экономической жиз-
ни общества является уровень жизни его членов, под кото-
рым понимают степень обеспечения населения товарами,
услугами и условиями жизни, необходимыми для комфорт-
ного и безопасного существования. Почему одним странам
удается добиться высокого уровня экономического разви-
тия и процветания, а другие никак не выбьются из ни-
щеты?
Многие века правители были убеждены, что богатство
страны и соответственно благосостояние ее народа связаны
с захватом в процессе войн территорий и богатства других
народов, с наличием значительных природных ресурсов
(лес, нефть, газ). Однако современная история экономичес-
кого развития стран доказывает, что эти факторы не явля-
ются решающими,
«Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться
тем, чем располагает».
П. Буаст \
Так, например, Япония считается сегодня богатой стра-
ной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами.
Уровень экономического развития позволяет этой стране
гораздо продуктивнее использовать свои незначительные ре-
сурсы. Именно эффективное использование производствен-
ных ресурсов (вспомните, что является факторами производ-
ства) и считается сегодня действительным критерием уровня
экономического развития стран. Из курса экономической
географии вы уже знаете, что, поскольку эффективность
экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней раз-
вития стран экономисты чаще всего используют такой пока-
затель, как Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу
населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и
услуг, произведенных страной за год, поделенная на числен-
ность населения). Этот измеритель экономической деятель-
ности выступает показателем уровня благосостояния, или
уровня жизни.
Уровень жизни в широком смысле включает множество
показателей: уровень здоровья людей, состояние окружаю-
щей среды, степень неравномерности распределения доходов
в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум
и др. (Предложите наиболее важные для России показатели
уровня социально-экономического развития, которые можно
было бы использовать для сравнения с другими странами.)
Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) счи-
тают, что уровень жизни характеризует особый показа-
тель — индекс человеческого развития, вычисляемый на
основе величин: ВВП на душу населения, средней продол-
жительности жизни и уровня образования.
Уровень благосостояния государства в немалой степени
зависит от совершенства экономических механизмов, т. е.
способов и форм соединения усилий людей при решении за-
дач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам
относятся уже знакомые вам из курсов истории и общество-
ведения основной школы разделение труда, специализация
и торговля. Они создают условия для достижения работ-
ником высокой производительности труда и позволяют
производителям обмениваться результатами труда на взаи-
мовыгодной основе. Значение действия экономических
механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей
можно понять, если сравнить уровень жизни общества на
основе натурального хозяйства (племена Африки, Латин-
ской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны За-
пада). Вспомните, в чем преимущества последней формы ор-
ганизации экономической жизни.
Причинами низкой эффективности экономики могут
быть использование устаревших технологий, низкий уро-
вень квалификации кадров, расточительное использование
природных богатств и др. Низкий уровень экономического
развития ведет к снижению потребления: чтобы больше по-
треблять, надо больше производить. Таким образом, уровень
экономического развития прямо влияет на уровень жизни
в стране.
Минимальный уровень потребления определяет такой по-
казатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).
Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый
уровень денежных доходов человека за определенный пери-
од, позволяющий обеспечить его физический (физиологиче-
ский) прожиточный минимум. Представления о бедности в
разных странах различны. Как правило, чем богаче страна
в целом, тем выше уровень ее национальной черты беднос-
ти. Так, в настоящее время Всемирный банк установил сле-
дующие черты бедности: для развивающихся стран —
1 доллар США на человека в день; для стран Восточной Ев-
ропы и СНГ — 4 доллара США; для промышленно развитых
стран с рыночной экономикой — 14,4 доллара США.
Условия и способы перехода России к рыночной экономи-
ке превратили бедность в серьезную проблему и для нашей
страны. Главное условие ее решения — экономический рост.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной со-
циальной системы формируются и действуют различные
общности и группы — роды, племена, классы, нации, семьи,
профессиональные коллективы и т. д. Предметом дальней-
шего рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние со-
циальной структуры общества и его экономической жизни.
Одной из значительных общностей выступает народона-
селение, которое является важнейшим условием жизни и
развития общества. Темпы общественного развития, кризис
или расцвет во многом зависят от таких показателей, как
общая численность населения, темпы его роста, состояние
здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно
связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы
рождаемости влияет, прежде всего, уровень материального
благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлечен-
ности женщин в общественное производство. Например, уро-
вень рождаемости в европейских странах с переходной эко-
номикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за
последние 5—10 лет резко упал, что связано с ухудшением
условий жизни, сопровождавшим экономические реформы.
В России в 90-е гг. XX в. уровень рождаемости также зна-
чительно сократился.
Существует и обратная зависимость, когда народонаселе-
ние влияет на экономику. Ускорение или замедление тем-
пов экономического развития зависит от общей численности
населения, его плотности (в регионе с небольшой численно-
стью населения затруднено разделение труда, дольше сохра-
няется натуральное хозяйство), темпов его роста (низкие
темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и соответ-
ственно снижают объемы производства, слишком высокие
темпы заставляют направлять значительные ресурсы на про-
стое физическое выживание населения).
Состояние здоровья населения также является фактором
экономического развития. Его ухудшение ведет к снижению
производительности труда в хозяйстве, сокращению продол-
жительности жизни. Помимо этого, одной из причин резко-
го снижения продолжительности жизни, например, у муж-
чин в России (в 90-е гг. XX в. — с 64 до 58 лет) были
сложившиеся социальные условия (сокращение доходов
населения, рост нервных стрессов в связи с социально-
экономическими переменами и нестабильностью в обществе
и др.).
Заметно влияние экономической жизни общества на фор-
мирование профессиональных социальных общностей. В
традиционных обществах, где наиболее устойчива социаль-
ная структура, сохраняются социально-профессиональные
группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотовар-
ным производством. В развитых странах Запада под влия-
нием научно-технической революции растет новый средний
класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицирован-
ные рабочие). При этом структурные изменения в экономи-
ке ведут к сокращению промышленного рабочего класса,
исчезновению четких границ между ним и другими социаль-
ными группами.
В условиях социально-экономических преобразований в
России, распада прежних социальных отношений люди и
группы пытаются освоить новые ниши социального и эко-
номического выживания. Особенностью последних лет раз-
вития российского общества является тенденция усиления
экономической дифференциации (различий), выражающаяся
в разделении общества на группы с различными доходами,
уровнями жизни и потребления. Усложнение социальной
структуры проявилось в формировании новых социальных
групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых
брокеров, коммерсантов и др.
Социальное расслоение общества обостряет противоречия
интересов различных социальных групп, в том числе эконо-
мических. В современном обществе существует проблема со-
гласования этих интересов. Особую угрозу для политической
и экономической стабильности в обществе представляет
чрезмерное неравенство доходов и богатств. Развитие России
в 90-е гг. XX в. привело к значительным различиям в до-
ходах населения. Рыночная система, предоставленная сама
себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, на-
оборот, наказывает другие. Если эту систему не корректиро-
вать определенной социальной политикой, то она имеет тен-
денцию вырождаться в систему, действующую в интересах
меньшинства общества (элита) и против большинства.
В современных промышленно развитых странах создают-
ся общества всеобщего благосостояния, т. е. доходы перерас-
пределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, со-
здаются системы социального обеспечения (пенсионное
обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности
и др.)- Так, в Швейцарии и Нидерландах на социальное пе-
рераспределение приходится около 30% национального до-
хода. Социальная политика российского правительства пред-
полагает социальную поддержку малоимущих граждан,
регулирование трудовых отношений и содействие трудоуст-
ройству незанятого населения, свободу выбора профессии,
сферы и места работы, обеспечение доступности образования
и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы
предпринимательства и др.
Проблема согласования интересов различных участников
экономической жизни общества остается актуальной, поэто-
му экономическая и социальная сферы должны дополнять и
взаимно поддерживать друг друга.
ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА
Посмотрим, как влияет на экономическое развитие обще-
ства его главный политический институт — государство. Од-
на из общественных функций государства — использование
имеющихся возможностей для экономического развития.
Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего
варианта такого развития, и здесь существенна роль госу-
дарственной политики. В последние десятилетия эта поли-
тика подверглась серьезной переориентации.
Вследствие краха экономической, политической и соци-
альной системы, основанной на централизованном планиро-
вании, рыночные силы и свободное предпринимательство
стали рассматриваться как основа жизнеспособности соци-
ально-экономической системы.
В большинстве стран, выбравших путь рыночных преоб-
разований в экономике, предпосылками экономического
роста стали приватизация и снижение регулирующей роли
государства, что сопровождается переоценкой функций и
политики государства. Правительства стремятся меньше
вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эф-
фективностью. Однако это означает не ликвидацию государ-
ственного управления, а скорее изменение его форм и улуч-
шение качества.
В рыночной экономике главными функциями государст-
ва являются облегчение и стимулирование действия рыноч-
ных сил с помощью мер правительственной политики. Наи-
более общим, важным условием существования рыночной
экономики является реализация государством таких поли-
тических целей, как свободное развитие общества, правовой
порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены
еще Адамом Смитом).
Свободное развитие общества понимается и как социаль-
ная, и как экономическая категория. Чем ценнее признает-
ся свобода отдельного человека в обществе, тем более зна-
чимой воспринимается экономическая свобода в государстве.
Государство заинтересовано обеспечить правовую надеж-
ность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее
результатами. Создание правового порядка предусматривает,
прежде всего, обеспечение с помощью законов права на соб-
ственность и ее защиту, на свободу предпринимательской
деятельности, на систему хозяйственных договоров.
Обеспечение внешней и внутренней безопасности государ-
ством предполагает создание институтов по поддержанию об-
щественного порядка внутри страны, а также наличие про-
фессионально подготовленной армии, способной защищать
страну от нападения извне.
Важная задача государства — охрана и поддержание в на-
циональной экономике конкуренции, борьба со стремлением
фирм к монополизму. Например, для развивающейся ры-
ночной экономики России это одна из насущных проблем.
(Вспомните и приведите примеры антимонопольного регули-
рования экономики российским правительством.)
И, наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая
функция государства — разработка оптимальной нацио-
нальной стратегии экономического развития, объединение
усилий государственных органов, частных компаний, обще-
ственных организаций для ее реализации. Эта функция не
. Л. Н. Боголюбов, 11
может быть предоставлена автоматическим механизмам
рынка. Так, государственная политика играет важную роль
в финансировании таких областей, как фундаментальная на-
ука, образование, здравоохранение, национальная культура
и др.
Целями государственной политики могут быть: обеспе-
чение полной занятости, справедливое распределение дохо-
дов, защита природного комплекса и т. п. Каждое прави-
тельство выбирает необходимые обществу экономические
приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, при-
оритеты политики современного Российского государства в
экономике?)
На экономическую жизнь общества оказывают влияние и
различные политические партии и объединения.
Политические институты общества активно влияют на
экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке,
например, демократии, правового государства?
Опыт развитых стран показывает, что рыночная эконо-
мика дает основу для поддержки демократии, правового
государства, гражданского общества. Существование в усло-
виях конкуренции многообразия политических и экономи-
ческих структур сокращает опасность для человека попасть
под власть безответственного работодателя или организации,
предоставляя ему возможность выбора, кому и в чем подчи-
няться.
Условия рыночной конкуренции учат людей более ответ-
ственному отношению к своему делу, окружающим, приня-
тию решений. Свобода предпринимательства убеждает чело-
века в том, что он собственным выбором деятельности и
инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.
Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функ-
ционировать в рамках правового государства. Так, предпри-
нимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры»
в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам
он может действовать, какие налоги платить. А такие важ-
ные для экономики вопросы, как установление налогов, за-
коны по охране окружающей среды, постановления, регули-
рующие отношения работодателей и наемных работников,
открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных
сторон.
В свою очередь, правовое государство опирается на граж-
данское общество, которое составляют граждане, самостоя-
тельно принимающие личные решения, реализующие част-
ные интересы. Структурными единицами гражданского
общества в экономической сфере являются частные пред-
приятия, кооперативы, акционерные общества и другие про-
изводственные ячейки, создающиеся гражданами по собст-
венной инициативе.
ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА
Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозави-
симость культуры и экономики. Хозяйственная деятель-
ность в первую очередь создает материальную основу и ус-
ловия для развития основных областей культуры: науки,
образования, искусства, кино и телевидения. В процессе
производства, например, экспериментально проверяются
и внедряются новые технологии и другие достижения науч-
но-технического прогресса. Решение задач информатизации
образования, развитие его новых форм (например, дистан-
ционного обучения) невозможно без современной материаль-
но-технической основы (использование компьютеров, Интер-
нета и др.)- Развитие современного искусства и сохранение
культурного наследия прошлого требуют не только финан-
совой, но и материально-технической поддержки. Культур-
ное развитие самого человека происходит через рост его ма-
териальной вооруженности.
Процессы глобализации (стирание границ и торговых ба-
рьеров между странами), происходящие в мировой экономи-
ке, ведут к стиранию культурных различий, способствуют
культурной интеграции и культурному обмену.
Культурное развитие человечества, в свою очередь, ока-
зывает серьезное влияние на экономику. Культура оп-
ределяет творческую направленность экономической дея-
тельности общества и людей в процессе производства, рас-
пределения и потребления. Характер и результативность
экономической деятельности зависят от уровня развития ос-
новных элементов экономической культуры (знания, инте-
ресы, потребности, ценности).
Экономические знания личности не только влияют на
уровень развития производства, но и формируют у работни-
ков представления о закономерностях развития экономиче-
ской жизни общества. От совершенства экономических от-
ношений между людьми зависят и развитие производства, и
социальное равновесие в обществе, его стабильность. В ре-
формируемом российском обществе особое значение приоб-
ретает формирование нового типа хозяйственника — ответст-
венного, самостоятельного, инициативного и рационального.
При этом эффективность решения экономических задач во
многом определяется развитием таких ценностных ориента-
ции личности, как экономическая свобода, конкуренция,
уважительное отношение к любой форме собственности и
коммерческому успеху.
Глубокое и разностороннее воздействие на экономику
оказывает такая область культуры, как наука. После нача-
ла научно-технической революции (НТР) наука стала глав-
ной движущей силой экономического прогресса. Научный по-
2*
иск непосредственно направлен на практические задачи про-
мышленности. Стремительное развитие получили высокие
технологии (хай-тек), ставшие одним из факторов конку-
рентной борьбы. Введение новых технологий обеспечивает
огромное разнообразие товаров и услуг, способных удовле-
творять растущие запросы рядовых потребителей, улучшать
уровень и качество их жизни. (Попробуйте вспомнить пред-
меты бытовой техники и электроники, которые появились в
вашей семье за последние десять лет. Дайте оценку их тех-
ническим возможностям и потребительским свойствам.)
Скоро на рынке появятся устройства, объединяющие в од-
ном корпусе радиотелефон, компьютер и цифровую камеру.
Любую информацию можно будет передать из самой отда-
ленной точки планеты. НТР привела к замене природных
материалов искусственными. Это позволило экономить при-
родное сырье и сделать производство более дешевым и эф-
фективным. Развитие генетики, создавшей новые высоко-
урожайные культуры, позволило увеличивать объем
сельскохозяйственной продукции и решать продовольствен-
ную проблему. Правда, создание генетически измененных
продуктов обострило проблему качества продуктов питания,
и ученые продолжают вести споры о последствиях их воз-
действия на человека. Усовершенствование техники сделало
более комфортными и дешевыми средства связи и транспор-
та. В перспективе НТР приведет к тому, что главными в
международном обмене будут не товары и услуги, а передо-
вые технологии и научные кадры.
Телевидение не только вид массовой культуры, но и важ-
нейшее средство экономической информации. (Заметим, что
информация сегодня считается экономистами пятым факто-
ром производства.) Телевизионная реклама, например, ока-
зывает стимулирующее воздействие на потребительский
спрос. Необходимо отметить, что рекламная информация не-
редко бывает недостоверной и недобросовестной, предостав-
ляя искаженную информацию о товарах и их свойствах. По-
требителям важно критически оценивать рекламную
информацию и различать ее негативную роль (реклама ал-
когольных напитков, сигарет и т. п.). (Приведите собствен-
ные примеры воздействия ТВ на экономику.)
Такая область культуры, как образование, серьезно вли-
яет на качество трудовых ресурсов экономики. Уровень
квалификации и профессионализм работника выступают
важнейшим фактором производительности труда и эффек-
тивности общественного производства.
Экономика как подсистема общества не только обеспечи-
вает саму возможность активной жизнедеятельности людей,
но и, находясь в тесной взаимосвязи с другими сторонами
жизни общества и оказывая на них серьезное разносторон-
gee воздействие, успешно решает задачу повышения благо-
состояния всего общества.
«gffiОсновные понятия: экономика, экономическая сфера об-
щества, экономические институты, экономические механиз-
мы, уровень жизни.
jj§ff Термины: потребление, ВВП на душу населения, уровень
бедности.
[поверьте себя
1) Каковы место и роль экономики в жизни общества?
2) От чего зависит богатство и процветание страны? 3) Ка-
кие экономические институты и механизмы способствуют
движению общества к более высокому уровню благосостоя-
ния? 4) Каким образом можно обеспечить социальный мир
в условиях усиления социальной дифференциации общест-
ва? 5) Может ли рыночная экономика способствовать разви-
тию демократии, гражданского общества? 6) Влияет ли го-
сударственная политика на условия функционирования
рыночной экономики? 7) Раскройте роль культуры в разви-
тии цивилизованной рыночной экономики.

--------


Глава IV
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА
На уроках истории вы уже изучали промышленный пе-
реворот и его последствия. Одним из этих последствий ста-
ло формирование примерно три века тому назад отношений
и институтов индустриального общества. Сторонники кон-
цепции индустриального общества исходят в своих теорети-
ческих построениях из тезиса о том, что самые значитель-
ные исторические изменения в мире связаны с переходом от
традиционных аграрных обществ к современным индустри-
альным.
Этот переход представляет собой прогрессивное в истори-
ческом плане явление. Индустриальное общество рассматри-
вается как универсальный образец увеличения социальной
мобильности, расширения и раскрепощения человеческих
возможностей, как средство технически обусловленного по-
степенного повышения общественного благосостояния и на
этой основе преодоления жестких социальных и иных кон-
фликтов, свойственных как доиндустриальным системам,
так и индустриальному обществу на ранних этапах его ста-
новления.
Между тем международное сообщество остается высоко-
конкурентной средой. Уделом зазевавшихся на старте мо-
дернизационной гонки государств становится так называе-
мое догоняющее развитие. Это развитие по необходимости
ориентируется на стандарты мирового экономического аван-
гарда. Причем дело не только в силе их социальной притя-
гательности. Такая ориентация обусловлена в первую оче-
редь запросами мирового рынка. Чтобы освоить эти
стандарты, нужны сходные социальные институты и эконо-
мические механизмы. Воспроизвести же подобные институ-
ты и механизмы совсем не просто. Прямое заимствование
оказывается практически невозможным. Чуждая среда их
отторгает. Для создания таких институтов и механизмов
требуются глубокие социально-экономические преобразова-
ния, отвечающие духу и вызовам времени, но одновремен-
но учитывающие исторические традиции, социокультурную
специфику каждой реформируемой страны. Таким образом,
состояние догоняющего развития вовсе не равнозначно при-
ближению к ушедшим вперед лидерам. Догоняющим оно яв-
ляется лишь в смысле его общей направленности, возмож-
ности наверстать упущенное. Этой возможностью в сере-
дине и во второй половине XX в. наиболее успешно вос-
пользовались Япония, страны Южной Европы (Италия,
Испания) и новые индустриальные страны Азии — Южная
Корея, Сингапур и др.
Распространение типа индустриального общества привело
к ликвидации сословных перегородок и привилегий. Инду-
стриализация открыла почти безграничные возможности по
улучшению материальных условий жизни людей. Вместе с
тем индустриальное общество, создав новые возможности
для повышения качества жизни людей, породило и немало
новых проблем. Уже к началу 70-х гг. прошлого века инду-
стриальная система производства, ориентированная на экс-
тенсивное развитие, на поглощение все большего количест-
ва ресурсов, стала давать сбой. Возникли многочисленные
препятствия для движения по проторенному индустриаль-
ными обществами пути. Энергетический кризис начала
70-х гг. (хотя он и был в значительной мере вызван поли-
тическими факторами) заставил задуматься о конечности и
грядущем исчерпании ресурсов нашей планеты. В кратко-
срочном же плане рост потребления стремительно дорожав-
шей нефти грозил подорвать или даже разрушить экономи-
ку многих стран мира. Резкое ухудшение экологической
обстановки (экологический кризис) в ряде регионов плане-
ты также стало результатом безудержной индустриализации.
Отношение к природе как к кладовой ресурсов и как к мес-
ту сброса отходов производства привело к реальной угрозе
экологической катастрофы. Массовое промышленное произ-
водство давало относительно дешевые и доступные широкому
КРУГУ потребителей товары не только в силу экономии на мас-
штабах производства, но и благодаря тому, что производители
не особенно заботились об охране окружающей среды.
Таким образом, индустриальные общества все больше по-
гружались в трясину трудноразрешимых проблем, и кое-кто
из философов и социальных мыслителей уже выступал с
мрачными прогнозами об их неизбежном крахе. Однако ак-
тивное использование результатов научно-технической рево-
люции помогло найти решение вопроса. Благодаря достиже-
ниям НТП удалось создать ресурсосберегающие технологии,
существенно сократившие потребление и потери при перера-
ботке сырья. На базе электронно-вычислительной техники
началась подлинная революция в жизни общества, открыв-
шая, по мнению целого ряда исследователей, постиндустри-
альную фазу его развития.
ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАПАДНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ.
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Описывая экономическую систему постиндустриального
общества, сторонники теорий постиндустриализма, как пра-
вило, выделяют следующие его характерные признаки: ре-
шающее значение широкого применения информационных
технологий; превращение производства знания в самостоя-
тельную отрасль экономики (в связи с этим более поздние
теории (конец 70-х — 80-е гг.) стали именоваться теориями
информационного общества). Знанию и информации, а так-
же интерактивным коммуникациям приписывается роль ос-
новного фактора социальных и политических изменений в
современном западном обществе. Информационные техно-
логии влекут за собой качественные перемены. Они позво-
ляют осуществить реальную децентрализацию, что приводит
к возникновению ряда малых и гибких фирм и организаци-
онных объединений, имеющих подвижную структуру. Де-
централизация и деурбанизация производства, изменение
характера труда позволяют осуществить возврат к домашне-
му труду («домашней индустрии») на основе современной
электронной техники и информационной технологии. Про-
исходит индивидуализация товаров и услуг. На смену мас-
совому производству приходит гибкое мелкосерийное произ-
водство продукции, требующее высококвалифицированной
рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Не-
вероятно возрастают возможности вертикальной и особенно
горизонтальной мобильности индивидов — развитие комму-
никаций и увеличение благосостояния дают возможность
свободно менять место проживания.
В социальной структуре общества эти изменения приво-
дят к исчезновению, размыванию границ социальных клас-
сов благодаря всеобщему доступу к основному ресурсу пост-
индустриального общества — знаниям. Собственность как
критерий социальной стратификации общества утрачивает
былое значение, уступая место уровню образования, накоп-
ленным знаниям. В политической сфере происходит окон-
чательное утверждение плюралистической демократии при
повышении эффективности работы государственных инсти-
тутов и структур.
Вместе с тем становление информационного общества со-
провождается обострением ряда противоречий. В частности,
информационное общество нередко образно именуют «духов-
ным водоворотом», характеризующимся утратой согласия,
неспособностью прийти к единому стандарту поведения, об-
щим правилам, языку и т. д. Мозаика ценностных ориента-
ции порождает резкий рост числа субкультур, что способно
увеличить опасность возникновения социальных конфлик-
тов. Однако именно развитие информационного сектора эко-
номики и бурный прогресс информационно-коммуникацион-
ных технологий открыли дополнительные возможности для
развития процессов глобализации, о которых пойдет речь в
следующем параграфе.
••Основные понятия: единая цивилизация, традиционное
общество, индустриальное общество, постиндустриальное об-
щество, информационное общество.
•ИТермины: энергетический кризис, экологический кризис,
догоняющее развитие, модернизация, вестернизация.
Проверьте себя
1) Означает ли единство мира его политическую и куль-
турную унификацию? 2) Чем обусловлено многообразие
форм политической и социальной жизни? 3) В чем прояв-
ляется в последние десятилетия вестернизация слаборазви-
тых стран? 4) Каковы причины успеха модернизации цело-
го ряда стран Восточной Азии? 5) Как вы понимаете термин
«догоняющее развитие»? 6) Традиция и инновация — явля-
ются ли они противоположностями? 7) В чем состоят осо-
бенности традиционных обществ на современном этапе
развития? 8) Охарактеризуйте достижения и проблемы со-
временных индустриальных обществ.
Подумайте, обсудите, сделайте
1. По образному выражению русского философа В. Соло-
вьева, «духовным сердцем» мира была Палестина, где ро-
дился Богочеловек — Христос. Западнее Палестины утвер-
дился безбожный человек, а восточнее — бесчеловечный
бог. Поэтому, отмечал философ, настоящая альтернатива
формируется там, где осуществляется синтез, где раскрыва-
ется богочеловеческое единство (а не на Востоке, где оно
разрушается попранием человеческого достоинства, и не на
Западе, где оно разрушается превознесением человека). Про-
комментируйте эту точку зрения. Согласны вы с ней или
нет и почему? Обоснуйте свой ответ.
2. Известный западный философ И. Берлин писал: «...ес-
ли возникает общество, в котором люди не являются про-
дуктом определенной культуры, не имеют родственников и
близких... и не имеют родственного языка, то возникает уг-
роза засухи и исчезновения всего того, что делает человека
человеком». Согласны ли вы с подобным утверждением?
3. Многие технооптимисты утверждают, что развитие
техники и технологии неизбежно приведет человечество к
процветанию. Что вы думаете об этом?
4. В последнее время много говорится о единстве челове-
чества и одновременно о его неоднородности, разнообразии.
Нет ли здесь противоречия? Аргументируйте свой ответ.
5. В иностранной литературе Россия нередко приводится
в качестве примера жесткой унификации и единообразия.
Согласитесь ли вы с подобной трактовкой? Обоснуйте свою
точку зрения.
Поработайте с источником
Познакомьтесь с рассуждениями американского социолога о постинду-
стриальном обществе.
Для аналитических целей можно подразделить общества
на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриаль-
ные и противопоставить их в различных аспектах. Это,
конечно, идеальные типы, но цель такой конструкции — на-
глядно показать существенные различия. Так, доиндустри-
альное общество организовано вокруг «взаимодействия с
природой»: ресурсы обеспечиваются добывающими отрасля-
ми промышленности, а общество подчиняется законам
снижающейся отдачи и низкой производительности. Индус-
триальное общество — это «взаимодействие с преобразован-
ной природой», которое основано на взаимоотношениях че-
ловека и машины и использует энергию для превращения
естественной окружающей среды в техническую. Постинду-
стриальное общество основано на «игре между людьми», в
которой на фоне машинной технологии развивается техно-
логия интеллектуальная, основанная на информации. Вслед-
ствие столь серьезных различий существуют огромные рас-
хождения в характере экономического сектора и типах
занятости.
В постиндустриальном обществе главная проблема состо-
ит в организации науки, а важнейшим институтом высту-
пает университет или научно-исследовательская лаборато-
рия, где проводится эта работа. В XIX и начале XX в.
влияние государств определялось их производственной
мощностью, основным показателем которой был выпуск ста-
ли. Мощь Германии накануне Первой мировой войны оце-
нивалась по тому факту, что она перегнала Великобританию
по производству стали. После Второй мировой войны науч-
ные возможности страны стали решающим показателем ее
потенциала, а исследования и разработки пришли на смену
производству стали в качестве относительного критерия си-
лы государства. По этой причине характер и формы госу-
дарственной поддержки науки, ее политизация, социологи-
ческие проблемы организации научных исследований
заняли центральное место среди политических проблем
постиндустриального общества.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. —
М.: Академия, 1999. — С. 157—159.
(Вопросы и задания к источнику. 1) Чем определялась мощь ве-
дущих государств мира индустриальной эпохи? 2) Какие парамет-
ры становятся решающими показателями развития стран мира в
последние десятилетия? Попытайтесь обосновать свой ответ.



§ 37. Глобализация и ее последствия