Новые знания - > в школьное обществоведение всвязи с....need your help
нужны подсказки и конкретная помощь
Всвязи с кризисом(тм). естессно
Вполне проектный ход - попытаться внести в существуюзие курсы школьного цикла, на совершенно конкретных секторах или кейсах, новые типы знаний. Мой хлд - мощь страны и т.д.
Старому соросовского типа навязанному в 1990х массиву скажем по экономике,хозяйству,экон.географии и т.п. КАЮК так и так. Что там в вузах будут делать - отдельная задача. Что нужно успеть внести в ШКОЛУ, пусть в шир.смысле
вопросы- первые
---в какие предметные курсы (базовые, ролфтдьные,элективные)
-- в каком виде (сдвиг рамки,ввод сектором уч.пособия, отдельным масиивом, прошить понятием сстарый курс и т.п.)
--- что именно надо (сдвинуть) в первую голову
там есть прямой пример сзаданием учащемуся - как понимать мошь страны и т.д.
Не думайте, что там сейчас темный лес. Ниже пара главок учебника по Обществознанию (профильный курс) для 11 класса Боголюбова 2008г.Это совр.уровень типа Филиппова,бест оф
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
11 ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Учебник для 11 класса
общеобразовательных
учреждений
Под редакцией Л. Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского
Москва
«Просвещение»
2008
--------
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ПО МАРКСУ
К. Маркс и его сторонники главной формой социальной
стратификации считали общественный класс.
Само понятие «социальный класс» появилось давно. Вы
помните, что еще Платон в своей модели идеального госу-
дарства выделял три основных класса: философов, воинов и
непосредственных производителей (купцов и ремесленни-
ков). Столько же классов усматривал в обществе и Аристо-
тель, особо при этом подчеркивая роль среднего класса. Еще
одна триада была выдвинута в эпоху Просвещения. Соглас-
но распределительной теории классов, основным разграни-
чительным признаком выступает размер и форма дохода. С
учетом этого выделяются три класса: 1) собственники зем-
ли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала
(буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагаю-
щие своим трудом, получающие заработную плату.
К. Маркс, опираясь на идеи предшественников, создал
новую теорию классов. Главным классообразующим призна-
ком он считал отношения собственности на средства произ-
водства. Одну группу общества составлял класс, имеющий
эту собственность, другую — лишенный ее. Отношения меж-
ду этими классами неизбежно должны были принять непри-
миримый, антагонистический характер, поскольку собствен-
ность была результатом эксплуатации, а ее присвоение
оказалось возможным в условиях политического господства
класса собственников. Такие основные классы-антагонисты
существовали на всех этапах исторического развития, за ис-
ключением эпохи первобытности. В современную Марксу эпо-
ху ими стали пролетариат и буржуазия. Противоположность
классовых интересов порождает классовую борьбу, различные
формы проявления которой также можно видеть на всех ста-
диях исторического развития, начиная с рабовладения.
Таким образом, по Марксу, именно объективные, в пер-
вую очередь экономические, факторы определяют классовую
стратификация общества. При этом он не отрицал и некое-
го субъективного измерения данного процесса — классового
сознания. Оно, по мнению философа, не всегда правильно
отражает реальное положение дел (возникает феномен лож-
ного классового сознания). Важнейшую задачу революцио-
неров Маркс видел в том, чтобы показать пролетариату его
истинное положение в обществе как эксплуатируемого и уг-
нетаемого класса.
Обоснованная в марксизме идея рассматривать способ
производства, отношения собственности как основу выделе-
ния общественных классов была в дальнейшем воспринята
и использована социологами разных направлений. В то же
время исследователи отмечали, что есть и другие существен-
ные факторы, определяющие социальную структуру общест-
ва, без учета которых картина социальной стратификации
выглядит одномерной и упрощенной. Обращалось внимание
и на то, что далеко не все сделанные Марксом предсказания
сбылись. Это относится, в частности, к прогнозу о неуклон-
ном росте численности рабочего класса, его прогрессирую-
щем обнищании в условиях развития капитализма.
Марксистский подход к изучению социальной структуры
общества долгое время оставался одним из наиболее влия-
тельных в социологии. Многие соглашались с выдвинутыми
идеями, но появилось немало исследователей, которые, от-
талкиваясь от марксистской теории, выдвигали альтерна-
тивные идеи.
---------
...
ЭКОНОМИКА КАК ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Экономическая жизнь общества представляет собой,
прежде всего, производство, распределение, обмен и потреб-
ление товаров и услуг. Это могут быть как материальные
блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт), так
и духовные ценности (предметы искусства, достижения на-
уки и т. д.).
В процессе производства происходит преобразование при-
родных материалов, придание им свойств, благодаря кото-
рым они могут удовлетворять потребности людей. Отноше-
ния распределения и само потребление людьми товаров и
услуг существенно влияют на производство. Они могут ли-
бо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например,
принцип распределения по количеству и качеству труда,
используемый во всех развитых странах, существенно сти-
мулирует труд наемных работников, порождает материаль-
ную заинтересованность в повышении производительности
труда, в творческом влиянии на производственный процесс.
Напротив, уравнительный принцип распределения не по-
рождает таких мотивов. (Подумайте, каковы экономические
интересы в развитии производства у свободного предприни-
мателя.)
Основополагающим стимулом развития производства яв-
ляется потребление как процесс использования результатов
производства для удовлетворения определенных потребнос-
тей людей, общества. Потребление влияет на рост масшта-
бов производства, развитие его отраслей.
Важным проявлением экономической жизни общества яв-
ляются отношения обмена между людьми, выступающие как
обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обмени-
вает фермер продукты земледелия или животноводства, что-
бы продолжать производство и удовлетворять свои личные
потребности? А какими услугами пользуется, например, врач
в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?
Развитие общества и развитие его экономической жизни
тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как це-
лое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе
влияние всех сторон общественной жизни (социальной, по-
литической, духовной), в свою очередь, оказывает сущест-
венное влияние на различные явления общественной жизни
и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие
положения:
• существование общества невозможно без постоянного
производства материальных благ;
• общественное производство, и прежде всего сложивши-
еся разделение труда и отношения собственности, определя-
ет появление и развитие социальной структуры;
• экономические отношения активно влияют на полити-
ческую жизнь общества (экономически господствующие со-
циальные группы, как правило, стремятся влиять на рабо-
ту госаппарата, направления деятельности политических
партий и др.);
• в процессе производства создаются необходимые мате-
риальные условия для развития духовной жизни общества
(здания и имущество библиотек, театров, оборудование для
издания книг, газет и т. п.).
Значительная роль в регулировании взаимодействий
между людьми и организациями в экономике принадле-
жит экономическим институтам. Экономические институ-
ты — нормы и правила, по которым взаимодействуют и
осуществляют экономическую деятельность ее участники.
Формальные правила действуют в виде кодексов, законов и
других писаных норм экономического поведения (например,
законов, определяющих рамки предпринимательской дея-
тельности, или постановлений по конкретным видам эконо-
мической деятельности, экономических правил и норм,
устанавливающих права собственности). Неформальные пра-
вила выступают в виде традиций, обычаев, привычек и
стереотипов поведения субъектов экономики (например, раз-
работан Кодекс чести предпринимателя; в переходной
рыночной экономике при нехватке денег для поддержания
процессов обмена используется бартер). Экономические ин-
ституты, как своеобразные «правила игры», в виде писаных
и неписаных законов и правил экономической деятельности
позволяют сделать более определенными и предсказуемыми
экономические процессы за счет ограничения свободы и про-
извола в действиях хозяйствующих субъектов.
Понятие «экономические институты» нередко использу-
ется учеными и для обозначения системы основополагаю-
щих экономических категорий (например, рынок, собствен-
ность, конкуренция, налоги, государственное регулирование,
бюджет и др.), а также непосредственных участников эко-
номических отношений (предприниматели, фирмы, органи-
зации). Например, под финансово-кредитными институтами
подразумевают банки, финансовые компании, пенсионные
фонды, страховые компании. В процессе проведения эконо-
мических реформ происходит преобразование различных
экономических институтов (ликвидация одних и возникно-
вение других). Вспомните, какие экономические институты
были преобразованы при переходе России от централизован-
ной экономики к рыночной.
Каковы основные тенденции развития экономической
сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере
произошли значительные позитивные изменения. Экономи-
ческие перемены стали, прежде всего, следствием научно-
технической революции. Компьютеризация, информати-
зация стали реальностью общественного производства. По-
явились совершенно новые технологии, значительно возрос-
ла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% амери-
канских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с
момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного
уровня распространенности Интернета в США потребовалось
5 лет. Практически за такой же период пользователями со-
товой связи стали две трети населения России.
На рубеже 90-х гг. родилось то, что сегодня называется
экономикой знаний или новой экономикой. Ее отличитель-
ной чертой является ускоренное развитие нематериальной
сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности.
Производство, распределение и использование знаний со-
ставляют основу новой экономики. По существу, в XX в. ли-
дерство в общественном производстве перешло к духовному
производству: именно человеческий интеллект (его возмож-
ности) превратился в фактор, определяющий масштабы и
облик современного производства.
На базе этих перемен резко возросло материальное и ду-
ховное богатство человечества. Во многих регионах мира
сложились общества, обеспечивающие высокие стандарты
потребления, комфорта и услуг (государства благосостоя-
ния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном
производстве основываются на развитии творческих индиви-
дуальных качеств и способностей основного участника про-
изводства — человека и требуют такого развития.
ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Важным показателем и результатом экономической жиз-
ни общества является уровень жизни его членов, под кото-
рым понимают степень обеспечения населения товарами,
услугами и условиями жизни, необходимыми для комфорт-
ного и безопасного существования. Почему одним странам
удается добиться высокого уровня экономического разви-
тия и процветания, а другие никак не выбьются из ни-
щеты?
Многие века правители были убеждены, что богатство
страны и соответственно благосостояние ее народа связаны
с захватом в процессе войн территорий и богатства других
народов, с наличием значительных природных ресурсов
(лес, нефть, газ). Однако современная история экономичес-
кого развития стран доказывает, что эти факторы не явля-
ются решающими,
«Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться
тем, чем располагает».
П. Буаст \
Так, например, Япония считается сегодня богатой стра-
ной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами.
Уровень экономического развития позволяет этой стране
гораздо продуктивнее использовать свои незначительные ре-
сурсы. Именно эффективное использование производствен-
ных ресурсов (вспомните, что является факторами производ-
ства) и считается сегодня действительным критерием уровня
экономического развития стран. Из курса экономической
географии вы уже знаете, что, поскольку эффективность
экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней раз-
вития стран экономисты чаще всего используют такой пока-
затель, как Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу
населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и
услуг, произведенных страной за год, поделенная на числен-
ность населения). Этот измеритель экономической деятель-
ности выступает показателем уровня благосостояния, или
уровня жизни.
Уровень жизни в широком смысле включает множество
показателей: уровень здоровья людей, состояние окружаю-
щей среды, степень неравномерности распределения доходов
в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум
и др. (Предложите наиболее важные для России показатели
уровня социально-экономического развития, которые можно
было бы использовать для сравнения с другими странами.)
Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) счи-
тают, что уровень жизни характеризует особый показа-
тель — индекс человеческого развития, вычисляемый на
основе величин: ВВП на душу населения, средней продол-
жительности жизни и уровня образования.
Уровень благосостояния государства в немалой степени
зависит от совершенства экономических механизмов, т. е.
способов и форм соединения усилий людей при решении за-
дач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам
относятся уже знакомые вам из курсов истории и общество-
ведения основной школы разделение труда, специализация
и торговля. Они создают условия для достижения работ-
ником высокой производительности труда и позволяют
производителям обмениваться результатами труда на взаи-
мовыгодной основе. Значение действия экономических
механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей
можно понять, если сравнить уровень жизни общества на
основе натурального хозяйства (племена Африки, Латин-
ской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны За-
пада). Вспомните, в чем преимущества последней формы ор-
ганизации экономической жизни.
Причинами низкой эффективности экономики могут
быть использование устаревших технологий, низкий уро-
вень квалификации кадров, расточительное использование
природных богатств и др. Низкий уровень экономического
развития ведет к снижению потребления: чтобы больше по-
треблять, надо больше производить. Таким образом, уровень
экономического развития прямо влияет на уровень жизни
в стране.
Минимальный уровень потребления определяет такой по-
казатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).
Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый
уровень денежных доходов человека за определенный пери-
од, позволяющий обеспечить его физический (физиологиче-
ский) прожиточный минимум. Представления о бедности в
разных странах различны. Как правило, чем богаче страна
в целом, тем выше уровень ее национальной черты беднос-
ти. Так, в настоящее время Всемирный банк установил сле-
дующие черты бедности: для развивающихся стран —
1 доллар США на человека в день; для стран Восточной Ев-
ропы и СНГ — 4 доллара США; для промышленно развитых
стран с рыночной экономикой — 14,4 доллара США.
Условия и способы перехода России к рыночной экономи-
ке превратили бедность в серьезную проблему и для нашей
страны. Главное условие ее решения — экономический рост.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной со-
циальной системы формируются и действуют различные
общности и группы — роды, племена, классы, нации, семьи,
профессиональные коллективы и т. д. Предметом дальней-
шего рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние со-
циальной структуры общества и его экономической жизни.
Одной из значительных общностей выступает народона-
селение, которое является важнейшим условием жизни и
развития общества. Темпы общественного развития, кризис
или расцвет во многом зависят от таких показателей, как
общая численность населения, темпы его роста, состояние
здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно
связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы
рождаемости влияет, прежде всего, уровень материального
благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлечен-
ности женщин в общественное производство. Например, уро-
вень рождаемости в европейских странах с переходной эко-
номикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за
последние 5—10 лет резко упал, что связано с ухудшением
условий жизни, сопровождавшим экономические реформы.
В России в 90-е гг. XX в. уровень рождаемости также зна-
чительно сократился.
Существует и обратная зависимость, когда народонаселе-
ние влияет на экономику. Ускорение или замедление тем-
пов экономического развития зависит от общей численности
населения, его плотности (в регионе с небольшой численно-
стью населения затруднено разделение труда, дольше сохра-
няется натуральное хозяйство), темпов его роста (низкие
темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и соответ-
ственно снижают объемы производства, слишком высокие
темпы заставляют направлять значительные ресурсы на про-
стое физическое выживание населения).
Состояние здоровья населения также является фактором
экономического развития. Его ухудшение ведет к снижению
производительности труда в хозяйстве, сокращению продол-
жительности жизни. Помимо этого, одной из причин резко-
го снижения продолжительности жизни, например, у муж-
чин в России (в 90-е гг. XX в. — с 64 до 58 лет) были
сложившиеся социальные условия (сокращение доходов
населения, рост нервных стрессов в связи с социально-
экономическими переменами и нестабильностью в обществе
и др.).
Заметно влияние экономической жизни общества на фор-
мирование профессиональных социальных общностей. В
традиционных обществах, где наиболее устойчива социаль-
ная структура, сохраняются социально-профессиональные
группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотовар-
ным производством. В развитых странах Запада под влия-
нием научно-технической революции растет новый средний
класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицирован-
ные рабочие). При этом структурные изменения в экономи-
ке ведут к сокращению промышленного рабочего класса,
исчезновению четких границ между ним и другими социаль-
ными группами.
В условиях социально-экономических преобразований в
России, распада прежних социальных отношений люди и
группы пытаются освоить новые ниши социального и эко-
номического выживания. Особенностью последних лет раз-
вития российского общества является тенденция усиления
экономической дифференциации (различий), выражающаяся
в разделении общества на группы с различными доходами,
уровнями жизни и потребления. Усложнение социальной
структуры проявилось в формировании новых социальных
групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых
брокеров, коммерсантов и др.
Социальное расслоение общества обостряет противоречия
интересов различных социальных групп, в том числе эконо-
мических. В современном обществе существует проблема со-
гласования этих интересов. Особую угрозу для политической
и экономической стабильности в обществе представляет
чрезмерное неравенство доходов и богатств. Развитие России
в 90-е гг. XX в. привело к значительным различиям в до-
ходах населения. Рыночная система, предоставленная сама
себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, на-
оборот, наказывает другие. Если эту систему не корректиро-
вать определенной социальной политикой, то она имеет тен-
денцию вырождаться в систему, действующую в интересах
меньшинства общества (элита) и против большинства.
В современных промышленно развитых странах создают-
ся общества всеобщего благосостояния, т. е. доходы перерас-
пределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, со-
здаются системы социального обеспечения (пенсионное
обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности
и др.)- Так, в Швейцарии и Нидерландах на социальное пе-
рераспределение приходится около 30% национального до-
хода. Социальная политика российского правительства пред-
полагает социальную поддержку малоимущих граждан,
регулирование трудовых отношений и содействие трудоуст-
ройству незанятого населения, свободу выбора профессии,
сферы и места работы, обеспечение доступности образования
и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы
предпринимательства и др.
Проблема согласования интересов различных участников
экономической жизни общества остается актуальной, поэто-
му экономическая и социальная сферы должны дополнять и
взаимно поддерживать друг друга.
ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА
Посмотрим, как влияет на экономическое развитие обще-
ства его главный политический институт — государство. Од-
на из общественных функций государства — использование
имеющихся возможностей для экономического развития.
Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего
варианта такого развития, и здесь существенна роль госу-
дарственной политики. В последние десятилетия эта поли-
тика подверглась серьезной переориентации.
Вследствие краха экономической, политической и соци-
альной системы, основанной на централизованном планиро-
вании, рыночные силы и свободное предпринимательство
стали рассматриваться как основа жизнеспособности соци-
ально-экономической системы.
В большинстве стран, выбравших путь рыночных преоб-
разований в экономике, предпосылками экономического
роста стали приватизация и снижение регулирующей роли
государства, что сопровождается переоценкой функций и
политики государства. Правительства стремятся меньше
вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эф-
фективностью. Однако это означает не ликвидацию государ-
ственного управления, а скорее изменение его форм и улуч-
шение качества.
В рыночной экономике главными функциями государст-
ва являются облегчение и стимулирование действия рыноч-
ных сил с помощью мер правительственной политики. Наи-
более общим, важным условием существования рыночной
экономики является реализация государством таких поли-
тических целей, как свободное развитие общества, правовой
порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены
еще Адамом Смитом).
Свободное развитие общества понимается и как социаль-
ная, и как экономическая категория. Чем ценнее признает-
ся свобода отдельного человека в обществе, тем более зна-
чимой воспринимается экономическая свобода в государстве.
Государство заинтересовано обеспечить правовую надеж-
ность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее
результатами. Создание правового порядка предусматривает,
прежде всего, обеспечение с помощью законов права на соб-
ственность и ее защиту, на свободу предпринимательской
деятельности, на систему хозяйственных договоров.
Обеспечение внешней и внутренней безопасности государ-
ством предполагает создание институтов по поддержанию об-
щественного порядка внутри страны, а также наличие про-
фессионально подготовленной армии, способной защищать
страну от нападения извне.
Важная задача государства — охрана и поддержание в на-
циональной экономике конкуренции, борьба со стремлением
фирм к монополизму. Например, для развивающейся ры-
ночной экономики России это одна из насущных проблем.
(Вспомните и приведите примеры антимонопольного регули-
рования экономики российским правительством.)
И, наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая
функция государства — разработка оптимальной нацио-
нальной стратегии экономического развития, объединение
усилий государственных органов, частных компаний, обще-
ственных организаций для ее реализации. Эта функция не
. Л. Н. Боголюбов, 11
может быть предоставлена автоматическим механизмам
рынка. Так, государственная политика играет важную роль
в финансировании таких областей, как фундаментальная на-
ука, образование, здравоохранение, национальная культура
и др.
Целями государственной политики могут быть: обеспе-
чение полной занятости, справедливое распределение дохо-
дов, защита природного комплекса и т. п. Каждое прави-
тельство выбирает необходимые обществу экономические
приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, при-
оритеты политики современного Российского государства в
экономике?)
На экономическую жизнь общества оказывают влияние и
различные политические партии и объединения.
Политические институты общества активно влияют на
экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке,
например, демократии, правового государства?
Опыт развитых стран показывает, что рыночная эконо-
мика дает основу для поддержки демократии, правового
государства, гражданского общества. Существование в усло-
виях конкуренции многообразия политических и экономи-
ческих структур сокращает опасность для человека попасть
под власть безответственного работодателя или организации,
предоставляя ему возможность выбора, кому и в чем подчи-
няться.
Условия рыночной конкуренции учат людей более ответ-
ственному отношению к своему делу, окружающим, приня-
тию решений. Свобода предпринимательства убеждает чело-
века в том, что он собственным выбором деятельности и
инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.
Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функ-
ционировать в рамках правового государства. Так, предпри-
нимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры»
в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам
он может действовать, какие налоги платить. А такие важ-
ные для экономики вопросы, как установление налогов, за-
коны по охране окружающей среды, постановления, регули-
рующие отношения работодателей и наемных работников,
открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных
сторон.
В свою очередь, правовое государство опирается на граж-
данское общество, которое составляют граждане, самостоя-
тельно принимающие личные решения, реализующие част-
ные интересы. Структурными единицами гражданского
общества в экономической сфере являются частные пред-
приятия, кооперативы, акционерные общества и другие про-
изводственные ячейки, создающиеся гражданами по собст-
венной инициативе.
ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА
Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозави-
симость культуры и экономики. Хозяйственная деятель-
ность в первую очередь создает материальную основу и ус-
ловия для развития основных областей культуры: науки,
образования, искусства, кино и телевидения. В процессе
производства, например, экспериментально проверяются
и внедряются новые технологии и другие достижения науч-
но-технического прогресса. Решение задач информатизации
образования, развитие его новых форм (например, дистан-
ционного обучения) невозможно без современной материаль-
но-технической основы (использование компьютеров, Интер-
нета и др.)- Развитие современного искусства и сохранение
культурного наследия прошлого требуют не только финан-
совой, но и материально-технической поддержки. Культур-
ное развитие самого человека происходит через рост его ма-
териальной вооруженности.
Процессы глобализации (стирание границ и торговых ба-
рьеров между странами), происходящие в мировой экономи-
ке, ведут к стиранию культурных различий, способствуют
культурной интеграции и культурному обмену.
Культурное развитие человечества, в свою очередь, ока-
зывает серьезное влияние на экономику. Культура оп-
ределяет творческую направленность экономической дея-
тельности общества и людей в процессе производства, рас-
пределения и потребления. Характер и результативность
экономической деятельности зависят от уровня развития ос-
новных элементов экономической культуры (знания, инте-
ресы, потребности, ценности).
Экономические знания личности не только влияют на
уровень развития производства, но и формируют у работни-
ков представления о закономерностях развития экономиче-
ской жизни общества. От совершенства экономических от-
ношений между людьми зависят и развитие производства, и
социальное равновесие в обществе, его стабильность. В ре-
формируемом российском обществе особое значение приоб-
ретает формирование нового типа хозяйственника — ответст-
венного, самостоятельного, инициативного и рационального.
При этом эффективность решения экономических задач во
многом определяется развитием таких ценностных ориента-
ции личности, как экономическая свобода, конкуренция,
уважительное отношение к любой форме собственности и
коммерческому успеху.
Глубокое и разностороннее воздействие на экономику
оказывает такая область культуры, как наука. После нача-
ла научно-технической революции (НТР) наука стала глав-
ной движущей силой экономического прогресса. Научный по-
2*
иск непосредственно направлен на практические задачи про-
мышленности. Стремительное развитие получили высокие
технологии (хай-тек), ставшие одним из факторов конку-
рентной борьбы. Введение новых технологий обеспечивает
огромное разнообразие товаров и услуг, способных удовле-
творять растущие запросы рядовых потребителей, улучшать
уровень и качество их жизни. (Попробуйте вспомнить пред-
меты бытовой техники и электроники, которые появились в
вашей семье за последние десять лет. Дайте оценку их тех-
ническим возможностям и потребительским свойствам.)
Скоро на рынке появятся устройства, объединяющие в од-
ном корпусе радиотелефон, компьютер и цифровую камеру.
Любую информацию можно будет передать из самой отда-
ленной точки планеты. НТР привела к замене природных
материалов искусственными. Это позволило экономить при-
родное сырье и сделать производство более дешевым и эф-
фективным. Развитие генетики, создавшей новые высоко-
урожайные культуры, позволило увеличивать объем
сельскохозяйственной продукции и решать продовольствен-
ную проблему. Правда, создание генетически измененных
продуктов обострило проблему качества продуктов питания,
и ученые продолжают вести споры о последствиях их воз-
действия на человека. Усовершенствование техники сделало
более комфортными и дешевыми средства связи и транспор-
та. В перспективе НТР приведет к тому, что главными в
международном обмене будут не товары и услуги, а передо-
вые технологии и научные кадры.
Телевидение не только вид массовой культуры, но и важ-
нейшее средство экономической информации. (Заметим, что
информация сегодня считается экономистами пятым факто-
ром производства.) Телевизионная реклама, например, ока-
зывает стимулирующее воздействие на потребительский
спрос. Необходимо отметить, что рекламная информация не-
редко бывает недостоверной и недобросовестной, предостав-
ляя искаженную информацию о товарах и их свойствах. По-
требителям важно критически оценивать рекламную
информацию и различать ее негативную роль (реклама ал-
когольных напитков, сигарет и т. п.). (Приведите собствен-
ные примеры воздействия ТВ на экономику.)
Такая область культуры, как образование, серьезно вли-
яет на качество трудовых ресурсов экономики. Уровень
квалификации и профессионализм работника выступают
важнейшим фактором производительности труда и эффек-
тивности общественного производства.
Экономика как подсистема общества не только обеспечи-
вает саму возможность активной жизнедеятельности людей,
но и, находясь в тесной взаимосвязи с другими сторонами
жизни общества и оказывая на них серьезное разносторон-
gee воздействие, успешно решает задачу повышения благо-
состояния всего общества.
«gffiОсновные понятия: экономика, экономическая сфера об-
щества, экономические институты, экономические механиз-
мы, уровень жизни.
jj§ff Термины: потребление, ВВП на душу населения, уровень
бедности.
[поверьте себя
1) Каковы место и роль экономики в жизни общества?
2) От чего зависит богатство и процветание страны? 3) Ка-
кие экономические институты и механизмы способствуют
движению общества к более высокому уровню благосостоя-
ния? 4) Каким образом можно обеспечить социальный мир
в условиях усиления социальной дифференциации общест-
ва? 5) Может ли рыночная экономика способствовать разви-
тию демократии, гражданского общества? 6) Влияет ли го-
сударственная политика на условия функционирования
рыночной экономики? 7) Раскройте роль культуры в разви-
тии цивилизованной рыночной экономики.
--------
Глава IV
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА
На уроках истории вы уже изучали промышленный пе-
реворот и его последствия. Одним из этих последствий ста-
ло формирование примерно три века тому назад отношений
и институтов индустриального общества. Сторонники кон-
цепции индустриального общества исходят в своих теорети-
ческих построениях из тезиса о том, что самые значитель-
ные исторические изменения в мире связаны с переходом от
традиционных аграрных обществ к современным индустри-
альным.
Этот переход представляет собой прогрессивное в истори-
ческом плане явление. Индустриальное общество рассматри-
вается как универсальный образец увеличения социальной
мобильности, расширения и раскрепощения человеческих
возможностей, как средство технически обусловленного по-
степенного повышения общественного благосостояния и на
этой основе преодоления жестких социальных и иных кон-
фликтов, свойственных как доиндустриальным системам,
так и индустриальному обществу на ранних этапах его ста-
новления.
Между тем международное сообщество остается высоко-
конкурентной средой. Уделом зазевавшихся на старте мо-
дернизационной гонки государств становится так называе-
мое догоняющее развитие. Это развитие по необходимости
ориентируется на стандарты мирового экономического аван-
гарда. Причем дело не только в силе их социальной притя-
гательности. Такая ориентация обусловлена в первую оче-
редь запросами мирового рынка. Чтобы освоить эти
стандарты, нужны сходные социальные институты и эконо-
мические механизмы. Воспроизвести же подобные институ-
ты и механизмы совсем не просто. Прямое заимствование
оказывается практически невозможным. Чуждая среда их
отторгает. Для создания таких институтов и механизмов
требуются глубокие социально-экономические преобразова-
ния, отвечающие духу и вызовам времени, но одновремен-
но учитывающие исторические традиции, социокультурную
специфику каждой реформируемой страны. Таким образом,
состояние догоняющего развития вовсе не равнозначно при-
ближению к ушедшим вперед лидерам. Догоняющим оно яв-
ляется лишь в смысле его общей направленности, возмож-
ности наверстать упущенное. Этой возможностью в сере-
дине и во второй половине XX в. наиболее успешно вос-
пользовались Япония, страны Южной Европы (Италия,
Испания) и новые индустриальные страны Азии — Южная
Корея, Сингапур и др.
Распространение типа индустриального общества привело
к ликвидации сословных перегородок и привилегий. Инду-
стриализация открыла почти безграничные возможности по
улучшению материальных условий жизни людей. Вместе с
тем индустриальное общество, создав новые возможности
для повышения качества жизни людей, породило и немало
новых проблем. Уже к началу 70-х гг. прошлого века инду-
стриальная система производства, ориентированная на экс-
тенсивное развитие, на поглощение все большего количест-
ва ресурсов, стала давать сбой. Возникли многочисленные
препятствия для движения по проторенному индустриаль-
ными обществами пути. Энергетический кризис начала
70-х гг. (хотя он и был в значительной мере вызван поли-
тическими факторами) заставил задуматься о конечности и
грядущем исчерпании ресурсов нашей планеты. В кратко-
срочном же плане рост потребления стремительно дорожав-
шей нефти грозил подорвать или даже разрушить экономи-
ку многих стран мира. Резкое ухудшение экологической
обстановки (экологический кризис) в ряде регионов плане-
ты также стало результатом безудержной индустриализации.
Отношение к природе как к кладовой ресурсов и как к мес-
ту сброса отходов производства привело к реальной угрозе
экологической катастрофы. Массовое промышленное произ-
водство давало относительно дешевые и доступные широкому
КРУГУ потребителей товары не только в силу экономии на мас-
штабах производства, но и благодаря тому, что производители
не особенно заботились об охране окружающей среды.
Таким образом, индустриальные общества все больше по-
гружались в трясину трудноразрешимых проблем, и кое-кто
из философов и социальных мыслителей уже выступал с
мрачными прогнозами об их неизбежном крахе. Однако ак-
тивное использование результатов научно-технической рево-
люции помогло найти решение вопроса. Благодаря достиже-
ниям НТП удалось создать ресурсосберегающие технологии,
существенно сократившие потребление и потери при перера-
ботке сырья. На базе электронно-вычислительной техники
началась подлинная революция в жизни общества, открыв-
шая, по мнению целого ряда исследователей, постиндустри-
альную фазу его развития.
ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАПАДНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ.
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Описывая экономическую систему постиндустриального
общества, сторонники теорий постиндустриализма, как пра-
вило, выделяют следующие его характерные признаки: ре-
шающее значение широкого применения информационных
технологий; превращение производства знания в самостоя-
тельную отрасль экономики (в связи с этим более поздние
теории (конец 70-х — 80-е гг.) стали именоваться теориями
информационного общества). Знанию и информации, а так-
же интерактивным коммуникациям приписывается роль ос-
новного фактора социальных и политических изменений в
современном западном обществе. Информационные техно-
логии влекут за собой качественные перемены. Они позво-
ляют осуществить реальную децентрализацию, что приводит
к возникновению ряда малых и гибких фирм и организаци-
онных объединений, имеющих подвижную структуру. Де-
централизация и деурбанизация производства, изменение
характера труда позволяют осуществить возврат к домашне-
му труду («домашней индустрии») на основе современной
электронной техники и информационной технологии. Про-
исходит индивидуализация товаров и услуг. На смену мас-
совому производству приходит гибкое мелкосерийное произ-
водство продукции, требующее высококвалифицированной
рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Не-
вероятно возрастают возможности вертикальной и особенно
горизонтальной мобильности индивидов — развитие комму-
никаций и увеличение благосостояния дают возможность
свободно менять место проживания.
В социальной структуре общества эти изменения приво-
дят к исчезновению, размыванию границ социальных клас-
сов благодаря всеобщему доступу к основному ресурсу пост-
индустриального общества — знаниям. Собственность как
критерий социальной стратификации общества утрачивает
былое значение, уступая место уровню образования, накоп-
ленным знаниям. В политической сфере происходит окон-
чательное утверждение плюралистической демократии при
повышении эффективности работы государственных инсти-
тутов и структур.
Вместе с тем становление информационного общества со-
провождается обострением ряда противоречий. В частности,
информационное общество нередко образно именуют «духов-
ным водоворотом», характеризующимся утратой согласия,
неспособностью прийти к единому стандарту поведения, об-
щим правилам, языку и т. д. Мозаика ценностных ориента-
ции порождает резкий рост числа субкультур, что способно
увеличить опасность возникновения социальных конфлик-
тов. Однако именно развитие информационного сектора эко-
номики и бурный прогресс информационно-коммуникацион-
ных технологий открыли дополнительные возможности для
развития процессов глобализации, о которых пойдет речь в
следующем параграфе.
••Основные понятия: единая цивилизация, традиционное
общество, индустриальное общество, постиндустриальное об-
щество, информационное общество.
•ИТермины: энергетический кризис, экологический кризис,
догоняющее развитие, модернизация, вестернизация.
Проверьте себя
1) Означает ли единство мира его политическую и куль-
турную унификацию? 2) Чем обусловлено многообразие
форм политической и социальной жизни? 3) В чем прояв-
ляется в последние десятилетия вестернизация слаборазви-
тых стран? 4) Каковы причины успеха модернизации цело-
го ряда стран Восточной Азии? 5) Как вы понимаете термин
«догоняющее развитие»? 6) Традиция и инновация — явля-
ются ли они противоположностями? 7) В чем состоят осо-
бенности традиционных обществ на современном этапе
развития? 8) Охарактеризуйте достижения и проблемы со-
временных индустриальных обществ.
Подумайте, обсудите, сделайте
1. По образному выражению русского философа В. Соло-
вьева, «духовным сердцем» мира была Палестина, где ро-
дился Богочеловек — Христос. Западнее Палестины утвер-
дился безбожный человек, а восточнее — бесчеловечный
бог. Поэтому, отмечал философ, настоящая альтернатива
формируется там, где осуществляется синтез, где раскрыва-
ется богочеловеческое единство (а не на Востоке, где оно
разрушается попранием человеческого достоинства, и не на
Западе, где оно разрушается превознесением человека). Про-
комментируйте эту точку зрения. Согласны вы с ней или
нет и почему? Обоснуйте свой ответ.
2. Известный западный философ И. Берлин писал: «...ес-
ли возникает общество, в котором люди не являются про-
дуктом определенной культуры, не имеют родственников и
близких... и не имеют родственного языка, то возникает уг-
роза засухи и исчезновения всего того, что делает человека
человеком». Согласны ли вы с подобным утверждением?
3. Многие технооптимисты утверждают, что развитие
техники и технологии неизбежно приведет человечество к
процветанию. Что вы думаете об этом?
4. В последнее время много говорится о единстве челове-
чества и одновременно о его неоднородности, разнообразии.
Нет ли здесь противоречия? Аргументируйте свой ответ.
5. В иностранной литературе Россия нередко приводится
в качестве примера жесткой унификации и единообразия.
Согласитесь ли вы с подобной трактовкой? Обоснуйте свою
точку зрения.
Поработайте с источником
Познакомьтесь с рассуждениями американского социолога о постинду-
стриальном обществе.
Для аналитических целей можно подразделить общества
на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриаль-
ные и противопоставить их в различных аспектах. Это,
конечно, идеальные типы, но цель такой конструкции — на-
глядно показать существенные различия. Так, доиндустри-
альное общество организовано вокруг «взаимодействия с
природой»: ресурсы обеспечиваются добывающими отрасля-
ми промышленности, а общество подчиняется законам
снижающейся отдачи и низкой производительности. Индус-
триальное общество — это «взаимодействие с преобразован-
ной природой», которое основано на взаимоотношениях че-
ловека и машины и использует энергию для превращения
естественной окружающей среды в техническую. Постинду-
стриальное общество основано на «игре между людьми», в
которой на фоне машинной технологии развивается техно-
логия интеллектуальная, основанная на информации. Вслед-
ствие столь серьезных различий существуют огромные рас-
хождения в характере экономического сектора и типах
занятости.
В постиндустриальном обществе главная проблема состо-
ит в организации науки, а важнейшим институтом высту-
пает университет или научно-исследовательская лаборато-
рия, где проводится эта работа. В XIX и начале XX в.
влияние государств определялось их производственной
мощностью, основным показателем которой был выпуск ста-
ли. Мощь Германии накануне Первой мировой войны оце-
нивалась по тому факту, что она перегнала Великобританию
по производству стали. После Второй мировой войны науч-
ные возможности страны стали решающим показателем ее
потенциала, а исследования и разработки пришли на смену
производству стали в качестве относительного критерия си-
лы государства. По этой причине характер и формы госу-
дарственной поддержки науки, ее политизация, социологи-
ческие проблемы организации научных исследований
заняли центральное место среди политических проблем
постиндустриального общества.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. —
М.: Академия, 1999. — С. 157—159.
(Вопросы и задания к источнику. 1) Чем определялась мощь ве-
дущих государств мира индустриальной эпохи? 2) Какие парамет-
ры становятся решающими показателями развития стран мира в
последние десятилетия? Попытайтесь обосновать свой ответ.