Безумно жаль, что из этой статьи убрали блестящий комментарий Мика Великовский, который наряду с доп. материалами, которые также не вошли в статью для газеты мне кажется будет интересно прочесть всем:
В силу специфики работы мне часто приходится путешествовать на автомобиле, как за рубежом, так и в России. В ряде стран Европы, платные дороги действительно показались мне очень удобными. Например, в Австрии, где на них в большинстве случаев нет никаких шлагбаумов, а чтобы оплатить проезд достаточно приобрести так называемую виньетку – абонемент на 10 дней по цене менее 9 евро, который действует абсолютно на всех дорогах страны и продается на любой автозаправке. Также предусмотрены виньетки и более длительного срока действия, на 2 месяца и на год, которые стоят чуть более 25 или 80 евро, соответственно. Есть в Австрии, как и в других странах, в том числе теперь и в России, и участки дорог со специальной оплатой, но, учитывая зарплаты, порядок цен совершенно несопоставим с тем, что в настоящее время предложен москвичам и жителям Зеленограда. Европейцы подходят к вопросу ценообразования более вменяемо и гуманно. Они ставят задачу сделать так, чтобы использование дороги стало удобно людям, было возможно компенсировать расходы на ее строительство и эксплуатацию, а также получить с нее небольшую прибыль в долгосрочной перспективе. В нашей стране такой подход чиновникам не близок: это бизнес у нас обязан быть социально ориентированным, а чиновники - нет. Их цель – максимизация доходов, как можно быстрее получить сверхприбыль. И не важно, что в данном случае платные дороги становятся доступными лишь для очень обеспеченных граждан. Таких в столице немало, и они готовы по любым тарифам оплачивать и парковку, и проезд по шоссе, и многотысячные штрафы. Именно на этих людей и ориентированы все последние нововведения наших чиновников, уже неоднократно заявлявших в прессе, что владение автомобилем, как и жизнь в столице в принципе должны стать дорогим (читай, элитарным) удовольствием. К чему приводит подобная тактика в ее предельной форме, мне уже удалось увидеть в Ашхабаде и Ташкенте, перестроенных в соответствии с фантазией властителей и в значительной степени обезлюдевших городах, где есть улицы, по которым можно ездить только чиновникам, или такие, на которых нельзя останавливаться пешеходам. По сути, там произошел переход к жесткой кастовой системе, где для власть имущих созданы все условия, а остальные жители вытеснены не просто на периферию, но нередко и вовсе за пределы столицы. Среднеазиатским ханам горожане только мешаются. В этом смысле, московские власти говорят правду – они действительно ориентируются на зарубежный опыт. Вот только от опыта развитых стран в российском варианте остался один лишь фантик. С точки зрения подхода и практик, внедряемая мэрией транспортная система это махровая азиатчина.
Еще не вошедшее в статью: Почему дороги в России становятся платными?
На законодательном уровне принцип платных дорог в России появился благодаря указу тогдашнего президента страны Бориса Ельцина. Документ "О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе" датируется от 8 декабря 1992 года. 27 июня 1998 года им же был издан указ "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования", который содержал в себе порядок организации платных магистралей, но также в этом документе было отмечено, что плату за проезд можно вводить только при наличии возможности бесплатного проезда по тем же направлениям по бесплатным дорогам. В 1999 году появилась первая платная дорога в Липецкой области. Сегодня плата за проезд взимается на трассе М4 "Дон" - уже на семи отдельных участках общей протяженностью 340 км: в Московской, Тульской, Липецкой и Воронежской областях. Четыре платные дороги общей протяженностью 226 км имеются и в Псковской области. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области «без билета» не проехать по внутригородской магистрали Западный скоростной диаметр. С 1 января 2014 года была введена плата за проезд на участке трассы М1 "Беларусь" - "Северный обход города Одинцово", которая была окрещена в народе «дорогой для богатых», где 18 км пути обойдутся гражданам в 200 р. В 2000-2011 годах взималась плата и за проезд по трассе "Алтай - Кузбасс" в Алтайском крае (137 км), также с 1997 до 2011 года платным был новый мост через реку Обь в Барнауле, которые позже вновь стали бесплатными, по признанию губернатора Алтайского края Александра Карлина, потому, что минусов в платном проезде на этих участках дорог было больше, чем плюсов.
Интересное: инвестором проекта выступает совместное предприятие «Мостотреста» и французской Vinci. По слухам еще до момента запуска трассы французская компания Vinci Concessions Russie получила от России обязательства не расширять бесплатное Ленинградское шоссе, которое является конкурентом новой платной трассы.