От 7-40 Ответить на сообщение
К Лучезар
Дата 26.08.2010 13:40:08 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; История; Война и мир; Версия для печати

Re: "Козерог-1", температура...

> Гонки тоже интересны, но идеи важнее. Советую посмотреть. Не пожалеете.

ОК, как выберу время.

>Лаик - несведущий по данному вопросу человек. Такое слово есть и в английском. Оно - греческого происхождения. "Laikos" по-гречески означает "народный" :)

На испанском слово тоже есть, со значением "светский, не религиозный". В русском ничего похожего нет.

>>Я знаю, что технологии позволяли многое. Но у меня нет никаких оснований считать, что они позволяли то, что Вы им приписываете по незнанию.
>Значит Вы считаете, что сценические технологии были недостаточно развиты, а вот космические - достаточно, даже более развиты, чем сейчас? Какой-то однобокий прогресс получается...

Сценические технологии были недостаточно развиты для того, чтобы снять материалы "Аполлонов". О развитии сценических технологий можно судить по фильмам той поры. Да и сегодняшней поры тоже: сегодняшних сценических технологий тоже недостаточно. Об этом тоже можно судить по сегодняшним фильмам, художественным и документальным.

А космические технологии той поры были достаточны для высадки людей на Луну. И сегодняшние технологии, разумеется, тоже достаточно развиты. О развитии технологий также можно судить по достигавшимся тогда и достигаемым сейчас результатам.

>>Я рад, что Вы хоть поняли, что температура около ракеты и температура окружающего воздуха - это не одно и то же. Надеюсь, Вы на этом не остановитесь и сумеете понять, что температура около ракеты не является одинаковой во всех местах, и что температура внутри переходника может заметно отличаться от температуры вблизи фронта ударной волны. (Какая температура вблизи фронта ударной волны, я не имею ни малейшего понятия).
>Температура вблиз фронта ударной волны может только быть ниже, так как там сильнейший контакт с атмосферным воздухом и обдув газов.

Это опять-таки гадание. Попытка угадать газовую динамику. Очень неблагодарное занятие. В область переходника попадает уже значительно перемешанная и давно заторможенная смесь, дрейфующая вдоль корпуса ракеты и затягиваемая туда. В области ударной волны, наоборот, находится только что заторможенная смесь, где выделяется значительная часть кинетической энергии торможения. Температура во фронте ударной волны и за ним, без сомнения, выше, чем температура отдрейфовавшего назад газа.

>>Да, кстати, для расчета ударной волны важной является также адиабатическая постоянная "гамма". Она у смеси воздуха и газов из РДТТ может несколько отличатьсся от "гаммы" для чистого воздуха.
>Это что такое?

Адиабатическая постоянная, обозначается обычно греческой "гаммой" - отношение Cp/Cv, т. е. отношение удельных теплоемкостей при постоянном давлении и при постоянном объеме. Важная характеристика газа. В формулах на стр. http://www.grc.nasa.gov/WWW/K-12/airplane/oblique.html ее много. :)

>>И еще одна вещь: при разделении скорость ракеты, 2,4 км/с, уже составляет порядка 6 М, а это уже гиперзвук. Расчеты ударной волны на гиперзвуке отличаются от расчетов на простом сверхзвуке: недаром упомянутый Вами апплет не идет дальше 4 М. При 6 М приводимые там формулы уже не вполне адекватны (ионизация...)
>Вы решаете обратную задачу. (Она тоже решаемая, разумеется, но нв в Вашу пользу.) А наша задача - установить скорость по углу конуса фронта ударной волны. По которому и получаются максимум 3 Маха, а гиперзвук начинается с пяти.

Повторяю: формулы для гиперзвука дают заметные отклонения от формул для простого сверхзвука. Ударная волна, которую Вы видите на фото, соответствует гиперзвуку. Если использовать для нее формулы сверхзвука, а тем более формулу конуса Маха, как это сделал несчастливый д.ф.м.н. Попов, - то можно получить много забавных результатов. Или можно взять еще какую-нибудь формулу, черенковского излучения, например. И получить еще более забавные результаты. Но эти результаты будут свидетельствовать лишь о безграмотности тех, кто применяет такие формулы; но правильную скорость ракеты они не дадут никогда. Так что получается у вас 3 М, 0,3 М или 300 М - не играет никакой роли. Используется неверный подход, вот и все.

>>>Что мы здесь ( http://www.youtube.com/watch?v=zGNryrsT7OI ) видим, начиная с 8 мин. 41 сек.? Телевизионную версию "ролика Покровского" ( http://spaceflight.nasa.gov/gallery/video/apollo/apollo11/mpg/apollo11_launchclip03.mpg ), переданную с телекамерой телескопа на самолете. Телекамеры служили как датчики системы автоматического наведения (см. http://en.wikipedia.org/wiki/User:Alots/ALOTS ). В конце эпизода там появляется надпись: "LIVE PICTURES BY USAF AIRBORNE CAMERA". Так как частота кадров этого ТВ ролика - 29,81 к/с, кадр, следующий за http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo11/html/s69-39957.html на этом ролике - 25-й с начала разделения, а на "ролике Покровского" он 28-й, то получается 29,81*28/25 ~= 33,4 к/с (я ошибся на единицу).
>>Это все-таки гадание на киселе.
>Никакое это не гадание, а достаточно точный расчет.

Гадание. Потому что Вы опять-таки видите всего лишь видеоролик, а не оригинальную телетрансляцию. Сохранена ли при изготовлении видеоролика натуральная скорость прокрутки - это предмет гадания. И само отождествление кадров - тоже предмет гадания. С какой точностью Вы можете отождествить кадр? Вопрос. К тому же ясно, что телекадры и кинокадры не отщелкиваются в точно совпадающие моменты времени. Так что точность отождествления кадров - это гадание.

Я не утверждаю, что результат такого гадания неверен. Он может быть достаточно близок к реальности, так как по-настоящему больших ошибок там не может возникнуть. Но какова точность - это все-таки вопрос. Вполне возможно, что удовлетворительная, вполне возможно. А может, и не очень.

> Кстати, отличие скорости ролика от реальной - менее 0,025% (установил это благодаря электронным часам, которые выводятся в ТВ передачи). А отделение там происходит на 156-й, а не на 162-й секунде!

Не вижу никаких часов на телевизионных кадрах, где показан полет ракеты до разделения. Там окрошка из отдельных фрагментов. Свести их в единую шкалу времени - это отдельная работа.