От 7-40 Ответить на сообщение
К Лучезар
Дата 31.08.2010 02:09:16 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; История; Война и мир; Версия для печати

Re: "Skylab": вес?

>>>Ни один из них этих самолетов не сделает параболу даже на 15 секунд. Точнее, "Боинг" из такой параболы не выйдет, потому что развалится, а "Супергуппи" с его аэродинамикой и винтовыми двигателями в параболу просто не войдет.
>>А почему "Боинг-747" развалится? Разве он не спроектирован выдерживать нагрузки турболентности, например?

Турбулентности - да. А перегрузки при переходе из параболы в горизонтальный полет - нет.

>>У него есть, правда, другая проблема. Для лже-"Скайлаба" там необходимо убрать часть основной палубы, но она является одной из основных несущих элементов конструкции фюзеляжа и её отсутствие серьёзно ухудшило бы характеристики его прочности. (Вы это не заметили на стр. 50? :)

Это уже вторично. Тут всегда можно сочинить какие-нибудь дополнительные фермы, распорки, например. В Вашу фантазию я верю. Но вот чтобы приспособить самолет для общей перегрузки - его нужно очень существенно модернизировать, может даже, полностью перепроектировать. В общем, чтоб на "Боинге-747" снимать невесомость, придется делать специальную модель (как Вы это собираетесь сохранить в тайне?)

>>Кстати, есть и еще один способ съемки - подводный! Можно было соорудить лже-"Скайлаб" в бассейне и снимать с замедленной частотой кадров, а потом ускорить воспроизведение! Правда, были бы необходимы и трое Ихтиандров! ;-)

Да уж. И жидкость без вязкозти. Жидкий гелий? ;)

>>А если серьезно, то нет никакой гарантии, что масса "Скайлаба" была такой большой, как заявлено НАСА. Так как "Скайлаб" состоял в основном из третьей ступени "Сатурна-5" (сухой вес 13 т, притом с топливными баками!), то аппаратура и солнечные панели должны были бы весить 100-13=87 т, что нереально.

"Скайлэб" весил на орбите ок. 73 тонн. Ничего "нереального" в этом нет. Кстати, развесовка есть вот в этой переводной книге http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/skylab/obl.html (оригинал вышел в печать в преддверии пуска станции).

Что касается гарантии - так и с МКС нет никакой гарантии. Может, она вообще надувная. :)

>>Кстати, показательно, что между данными о массе станции в различных Википедиях есть ошеломляющая разница. Болгарская пишет "Согласно американским утверждениям, она весит 75 тонн." Согласно русской Википедии, она весит 77 тонн, а согласно англоязычной - аж 100 тонн, хотя под фигурой станции написано 77 тонн! А страница НАСА утверждает, что маса и вправду была 100 тонн - см. http://history.nasa.gov/apollo/skylab.html

Все расхождения связаны с тем, какая масса имеется в виду и как округляется. :) При запуске масса станции - ок. 90 тонн или чуть меньше, из которых 11 тонн составляет головной обтекатель (он служит опорой астрономическому блоку и сбрасывается вскоре после выхода на орбиту). После сброса обтекателя масса станции становится ок. 77 тонн. Но при выводе станции она была повреждена: у нее был оторван микрометеоритный экран и одна из панелей солнечных батарей вместе со всем крепежом. В результате действительная масса станции на орбите была на пару тонн меньше, чем она должна была быть при нормальном пуске. К массе станции иногда добавляют массу пристыкованного "Аполлона" (может быть, это как раз пошло с названной книги, см. http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/skylab/04.html ). Поэтому могут встречаться цифры и ок. 90 тонн. 90 тонн - это вместе с "Аполлоном".

"100 tons" на указанном Вами сайте - это результат, скорее, не округления 90 тонн до 100 тонн, а результат американской терминологии. :) То, что они называют "ton", по-русски называется "короткая тонна" и равно ок. 907 килограммов, http://www.google.ee/#hl=et&rlz=1R2SUNC_enEE384&q=ton&aq=f&aqi=g10&aql=&oq=&gs_rfai=&fp=4d6caa6658cf036a . :) Так что "100 tons" - это всего лишь те самые 90700 кг, т. е. масса станции со "Скайлэбом". Наша тонна из 1000 килограммов зовется у них "tonne", http://www.google.ee/#hl=et&rlz=1R2SUNC_enEE384&q=tonne&aq=f&aqi=g6&aql=&oq=&gs_rfai=&fp=4d6caa6658cf036a ;)

>>>А про 40 секунд - это уже вообще какие-то байки. Или Попов в очередной раз соврал.
>>Может, хватит, а? Попов мне писал, что встретился с интересным человеком, который сам дважды летал в таком самолёте-тренажёре и дважды бывал в состоянии невесомости. Он спросил его насчёт продолжительности состояния невесомости. Человек при него позвонил своему знакомому лётчику-инструктору, который "катал" его и который имеет опыт многих десятков таких полётов, сидя за штурвалом такого самолёта. Ответ этого лётчика был таков: В среднем время поддержания невесомости в самолёте-тренажёре составляет 40-45 секунд. Если же провести полёт на пределе риска, то можно продлить состояние невесомости до 1 мин. 15-20 с.

Попов много чего писал. А также встречался со многими похоже не существующими людьми, перечислял несуществующих людей, фирмы и даже города, перевирал все, что можно и что нельзя. Так что верить тому, что написал Попов, который якобы встречался с неким человеком, который якобы позвонил некоему пилоту - это все равно что верить бабке на базаре.

Давайте почитаем: http://www.atlasaerospace.net/zgrav.htm - вот, пожалуй, самый большой аэробус, из которого специальной модификацией делали летающие лаборатории для моделирования невесомости: "создается режим кратковременной невесомости продолжительностью до 25 секунд за один режим" (выделение мое). До 25 секунд! Это максимум, чего можно добиться на таком большом самолете. На небольших самолетах с высокой тяговооруженностью, приспособленных под большие перегрузки, можно добиться бОльшего, но не намного. Берем "Википедию" (не самый достоверный источник, но в данном случае нет причин не доверять): "about 25 seconds of weightlessness out of 65 seconds of flight" - те же 25 секунд. "Engineers and scientists experience about 20 to 30 seconds of weightlessness during each parabola aboard NASA's KC-135 aircraft" - http://science.nasa.gov/science-news/science-at-nasa/fluid/zero-gplane/ . Здесь самолет поменьше, так что удается добиться чуть бОльших промежутков - до 30 секунд, как видите. Можно взять радикальнее: вот запрос к Гуглу http://www.google.ee/#hl=et&rlz=1R2SUNC_enEE384&q=weightlessness+aircraft+seconds&aq=f&aqi=&aql=&oq=&gs_rfai=&fp=4d6caa6658cf036a , поробуйте найти там хоть одно указание на срок более 30 секунд!

Байки про 40 секунд, а тем более несусветную галиматью про 1 мин. 15-20 сек. можно услышать только от сказочника Попова, который якобы с кем-то говорил, а тот якобы кому-то звонил. Нигде больше Вы такой околесицы не прочтете. 40 секунд - это уже только истребитель, я думаю, а 1 мин. 20 секунд - только дети во сне да Попов в байках. Вы хотя бы способны элементарную прикидку сделать? Вот тот самый КС-135: http://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_KC-135_Stratotanker , скороподъемность 25 м/с. За 80 секунд невесомости (= движения с ускорением свободного падения) самолет в самом лучшем случае (выход на параболу при максимальной вертикальной скорости) потеряет высоты 80*25-10*80*80/2 = - 30 000 м = 30 километров высоты! Т. е. даже если бы это корыто каким-то немыслимым образом оказалось на высоте 30 км и смогло бы при этом демонстрировать максимальную скороподъемность - оно бы через 1 мин 20 сек оказалось бы как раз на поверхности земли, причем с одной только вертикальной скоростью 25-80*10=775 м/с. :) На 30 км это корыто, конечно, никогда не заберется, у него потолок 15 км. А на 40 секунд его хватит? Проверим, но учтем, что никакой скороподъемности на 15 км у него уже не будет: все-таки это уже почти потолок высоты. Итак, через 40 секунд мы потеряем 10*40*40/2= 8000 = 8 километров высоты. Так что через 40 секунд мы будем на 15-8 = 7 километрах при вертикальной скорости 40*10=400 м/с. Теперь нам надо тормозить! Желательно успеть до земли! Перегрузок больше 2,5 "же" это корыто явно не перенесет, придется двигаться с направленным вверх ускорением не больше 15 м/с*с, а то кирдык! Тогда мы погасим скорость за 400/15=27 секунд, за это время мы пролетим вниз еще 400*27-15*27*27/2=5300 м = 5,3 км. А начали тормозить мы на 7 километрах. Значит, выйдем на горизонтальный полет на высоте 1,7 км. Еле-еле успели, повезло, на максимальной перегрузке. Если вдруг что пойдет немного не так - задержались ли на лишнюю пару секунд, или при такой перегрузке начнут детальки отваливаться и придется замедлить торможение - не успеем. :( Впрочем, вряд ли мы вообще сможем начать такой маневр с потолка высоты, так что, возможно, и так не успеем. :) При 45 секундах не успеем совершенно точно, потому что за 45 секунд мы потеряем более 10 км высоты, и оставшихся 5 км нам не хватит ни при каких обстоятельствах. Но если даже нам повезет и мы успеем вернуться после 40 секунд - то после этого все равно никогда уже не захотим испытывать невесомость такой длительности. :)

Если, конечно, мы не на истребителе. На истребителе можно. Но несильно больше.