От Руслан Ответить на сообщение
К Ищущий
Дата 03.05.2006 17:33:31 Найти в дереве
Рубрики Общинность; Теоремы, доктрины; Тексты; Версия для печати

уже есть:

http://libelli.ru/works/procredo.htm

ПРОЕКТ КОММУНИСТИЧЕСКОГО СИМВОЛА ВЕРЫ

Ф. Энгельс

(На русском языке впервые опубликовано в журнале

"Вопросы ucmoрuи КПСС" № 1, 1970 г.)





Вопрос 1. Ты коммунист?

Ответ. — Да.

Вопрос 2. Какова цель коммунистов?

— Преобразовать общество так, чтобы каждый его член мог совершенно свободно развивать и применять все свои способности и силы, не посягая при этом на основные условия "этого'' общества;

Вопрос 3. Как вы намерены достигнуть этой цели?

— Путем уничтожения частной собственности место которой займет общность имущества.

Вопрос 4. Чем вы обосновываете вашу общность имущества?

— Во-первых, тем, что развитие промышленности, земледелия, торговли и колонизации породило массу производительных сил и жизненных средств, и тем, что бесконечные возможности их неограниченного увеличения заложены в машинах химических и других вспомогательных приспособлениях.

— Во-вторых, тем, что в сознании или чувстве каждого человека известные положения существуют как непоколебимые принципы, положения которые являются результатом всего исторического развития и не нуждаются в доказательстве.

Вопрос 5. Что это за положения?

— Например, каждый человек стремится к тому, чтобы быть счастливым. Счастье отдельного человека неотделимо от счастья всех, и т. д.

Вопрос 6. Каким, образом вы намерены подготовить вашу общность имущества?

— Посредством просвещения в объединения пролетариата.

Вопрос 7. Что такое пролетариат?

— Пролетариат — это тот класс общества, ко­торый живет исключительно за счет своего тру­да, а не за счет прибыли с какого-нибудь капи­тала; тот класс, счастье и горе, жизнь и смерть которого зависит поэтому от смены хорошего и плохого состояния дел, одним словом, от колеба­ний конкуренции.

Вопрос 8. Значит, пролетарии существовали не всегда?

— Не всегда. Бедные и трудящиеся классы, существовали всегда; и обычно трудящиеся почти всегда были бедняками. Пролетарии же сущест­вовали не всегда, так же, как не всегда конкурен­ция была свободной.

Вопрос 9. Как возник пролетариат?

— Пролетариат возник в результате введения машин, которые начали изобретать с середины прошлого столетия и из которых главнейшими являются: паровая машина, прядильная машина и механический ткацкий станок. Эти машины, которые стоили очень дорого и поэтому могли быть доступны только богатыми людям, вытеснили тогдашних рабочих, ибо при помощи машин можно было изготовлять товары дешевле и быстрее, чем это в состоянии были делать прежние рабочие на своих несовершенных прялках и ткацких станках. Таким путем машины целиком отдали промышлен­ность в руки крупных капиталистов и совершенно обесценили ту незначительную собственность, кото­рая принадлежала рабочим о состояла главным образом из их инструментов, ткацких станков и т. п., так что капиталист получил все, а рабочий ничего. Тем самым было положено начало фабрич­ной системе. Когда капиталисты увидели, насколько это им выгодно, они стали стремиться распростра­нить фабричную систему на все большее количество отраслей труда. Они все больше и больше осуще­ствляли разделение труда между рабочими, так что тот, кто раньше выполнял всю работу цели­ком, отныне стал делать только какую-то часть ее.

Упрощенная таким образом работа позволяла из­готовлять изделия быстрее и поэтому дешевле, и лишь после этого почти в каждой отрасли труда обнаруживали, что и здесь можно было бы приме­нить машины. Как только в какой-нибудь отрасли труда утверждалось фабричное производство, по­добно тому, как это имело место в прядении и тка­честве, она переходила в руки крупных капита­листов, и рабочие лишались последних остатков самостоятельности.

Постепенно мы пришли к тому, что почти во всех отраслях труда утвердилось фабричное про­изводство. Вследствие этого тогдашнее среднее сословие, в особенности мелкие ремесленные мастера, все более и более разорялось, прежнее поло­жение работника совершенно изменилось и обра­зовалось два новых класса, постепенно поглощаю­щие все прочие. А именно:

I. Класс крупных капиталистов, которые во всех передовых странах являются почти единст­венными владельцами жизненных средств, а также тех средств (машин, фабрик, мастерских и т.п.), при помощи которых эти жизненные средства про­изводятся. Это класс буржуа или буржуазия.

II. Класс совершенно неимущих, которые вслед­ствие этого вынуждено продавать первому классу, буржуа, свой труд, чтобы за это получать от них одни лишь жизненные средства. Так как при этой торговле трудом стороны находятся не в равном положении, а буржуа — в более выгодном, то неимущие вынуждены мириться с плохими усло­виями, которые им ставит буржуа. Этот зависимый от буржуа класс называется классом пролетариев или пролетариатом.

Вопрос 10. Чем отличается пролетарий от раба?

— Раб продан раз и навсегда. Пролетарий вы­нужден сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Раб является собственностью одном господина и именно поэтому существование раба обеспечено, как бы жалко оно ни было; Пролетарий, так сказать, раб всего класса буржуазии, а не одного господина, и поэтому его существование не обеспечено, когда никто его труд не покупает, когда никто в его труде не нуждается. Раб считается вещью, а не членом гражданского общества. Пролетарий признается личностью, членом гражданского общества. Сле­довательно, раб может иметь более сносное суще­ствование, чем пролетарий, но последний стоит на более высокой ступени развития. Раб освобождает себя тем, что становится пролетарием и упразд­няет из всех отношений собственности только отно­шение рабства. Пролетарий же может освободить себя, только упразднив собственность вообще.

Вопрос 11. Чем отличается пролетарий от крепостного?

— В пользовании крепостного находится учас­ток земли, следовательно, орудие производства, и за это он отдает большую или меньшую часть дохода. Пролетарий же работает орудиями про­изводства, которые являются собственностью дру­гого, и тот уступает пролетарию за его труд долю продукта, определяемую конкуренцией. Доля кре­постного работника определяется его собственным трудом, следовательно, им самим. Доля пролетария определяется конкуренцией, следовательно, пре­жде всего самим буржуа. Существование крепост­ного обеспечено, существование пролетария не обеспечено. Крепостной освобождает себя тем, что он изгоняет своего феодала, и сам становится соб­ственником, следовательно, вступает в сферу конку­ренции и присоединяется до поры до времени к имущему, привилегированному классу. Пролета­рий же освобождает себя тем, что уничтожает собст­венность, конкуренцию и все классовые различия.

Вопрос 12. Чем отличается пролетарий от ремесленника?

— В отличие от пролетария так называемый ремесленник, который еще в прошлом столетии существовал почти везде, да и теперь еще кое-где существует, является самое большее временным пролетарием. Его цель — самому нажить капитал и с его помощью эксплуатировать других рабочих. Этой цели он нередко может достигнуть там, где еще существуют цехи, или там, где свобода про­мысла еще не привела к ведению ремесла на фаб­ричный лад и к сильной конкуренции. Но как только фабричная система вводится в ремесло и широко расцветает конкуренция, эта перспектива отпадает, и ремесленник все больше превращает­ся в пролетария. Ремесленник, таким образом, становится буржуа, или вообще переходит в среднее сословие, либо становится пролетарием вследствие конкуренции (как это теперь большей частью происходит) о, присоединяется к движению пролетариата, т. е. к более пли менее сознательному коммунистиче­скому движению.

Вопрос 13. Следовательно, вы, не считаете, что общность иму­щества была возможна во все времена?

— Нет. Коммунизм возник только тогда, когда машины и другие изобретения сделали возможной для всех членов общества перспективу всесторон­него образования, счастливого существования. Ком­мунизм есть учение об освобождении, которое было невозможно для рабов, крепостных или ремеслен­ников, а стало возможно только для пролетариев, и поэтому он неизбежно принадлежит девятнад­цатому столетию и был невозможен когда-либо в прежние времена.

Вопрос 14. Вернемся к шестому вопросу. Если вы, намерены подготовить общность путем просвещения и объе­динения пролетариата, то вы, следовательно, от­вергаете революцию?

— Мы убеждены в том, что всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны. Мы знаем также, что революции нельзя делать предумыш­ленно и по произволу и что революции везде и всегда являются необходимым следствием обстоя­тельств, которые вовсе не зависят от воли и руко­водства отдельных партий, равно как и целых классов. Но вместе с тем мы видим, что развитие пролетариата почти во всех странах мира насиль­ственно подавляется имущими классами и что тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию. Если все это, в конце концов, толкнет угнетенный пролетариат на рево­люцию, - то мы будем тогда защищать дело проле­тариата действием не хуже, чем сейчас словом.

Вопрос 15. Намерены ли вы вместо теперешнего общественного порядка сразу ввести общность имущества?

— Мы об этом не помышляем. Развитие масс не допускает декретирования. Оно обусловливается развитием условий, в которых живут эти массы, и происходит поэтому постепенно.

Вопрос 16. Каким образом вы считаете возможным осуществить переход от современного состояния к общности иму­щества?

— Первым основным условием для введения общности имущества является политическое осво­бождение пролетариата путем установления демо­кратического государственного устройства.

Вопрос 17. Каким будет ваше первое мероприятие, после того как вы установите демократию?

— Обеспечение пролетариату средств сущест­вования.

Вопрос 18. Как вы намерены осуществить это?

— I. Путем такого ограничения частной собст­венности, которое подготовляет постепенное превращение ее в общественную собственность, напри­мер, путем прогрессивных налогов, ограничения права наследования в пользу государства и т. д.

II. Путем предоставления рабочим работы в на­циональных мастерских и фабриках, а также в национальных имениях.

III. Путем воспитания всех детей на государ­ственный счет.

Вопрос 19. Как вы организуете это воспитание в переходный период?

— Все дети с того момента, когда они могут обходиться без материнского ухода, будут воспи­тываться и обучаться в государственных учрежде­ниях.

Вопрос 20. Не будет ли вместе с введением общности имуще­ства одновременно провозглашена общность жен?

— Никоим образом. В личные отношения меж­ду мужем и женой, как и в дела семьи вообще, мы будем вторгаться лишь в той мере, в какой сохранение существующих форм стало бы препятствовать новому общественному строю. Впрочем, нам очень хорошо известно, что в ходе истории семейные отношения претерпевали изменения в за­висимости от отношений собственности и перио­дов развития, и поэтому уничтожение частной собственности окажет и на них весьма значительное влияние.

Вопрос 21. Сохранятся ли национальности при коммунизме?

— Национальные черты народов, объединяю­щихся на основе принципа общности, именно в результате этого объединения неизбежно будут смешиваться и таким образом исчезнут точно так же, как отпадут всевозможные сословные и классовые различия вследствие уничтожения их ос­новы — частной собственности.



Вопрос 22. Отвергают ли коммунисты существующие религии?

— Все существовавшие до сих пор религии яв­лялись выражением исторических ступеней разви­тия отдельных народов или народных масс. Коммунизм же является той ступенью исторического развития, которая делает излишним и снимает {aufhebt} все существующие религии *.



От имени и по поручению конгресса

Секретарь Председатель

Хайде** Карл Шилль ***

Лондон, 9 июня 1847

Впервые опубликовано в книге:

"Grundungsdokumente des Bundes der Kommunisten

(Juni bis September 1847)". Hamburg. 1969



* Здесь кончается текст, написанный рукой Энгельса. Ред.

** Союзная кличка Вильгельма Вольфа. Ред.

*** Союзная кличка Карла Шаппера. Ред.