Тема распада общественных структур выглядит странно. С одной стороны очевидно, что такие-то структуры - распадаются. С другой стороны понятно, что совсем без таких структур общество такого уровня сложности, как современное, существовать не может. Или вообще, никакое общество не может без них существовать.
Может быть это не проблема структур, а проблема зрения? Да, общество испытывает некий кризис - кризисное состояние. Но даже распад - это не полная аннигиляция, а просто качественное изменение. Может быть, оно имеет место и нашем случае? Знакомые нам структуры, осмысленные и хорошо изученные - исчезают или меняют свою сущность. Мы это воспринимаем как распад и катастрофу, возможно, только потому, что не видим новых структур. Не видим, потому что не знаем куда смотреть. А если что-то такое и замечаем, то не может обменятся этой информацией, так как нет соответствующего языка.
Вместо поиска причин распада я бы постарался поискать новое. Новые общественные структуры, которые не менее прочно связывают людей в сообщества, чем ушедшие в историю политические партии, но пока не признаны нами, нелегитимны. Мы страдаем западным научным методом, который склонен игнорировать все то, что не вписывается в до селе хорошо работающую модель.
Что связывает конкретно вас с вашим таким-то конкретным знакомым? Рассмотреть побольше взаимодействий. Выделить новое. Вот, Переслегин писал о сетевой структуре нашего общества. Может быть, это и есть такая неформальная структура? Или что-то еще?
Допустим, что "цементом" общества является какая-то доселе непризнанная и не изученная структура. Вместе с тем, она повсеместна и ее способен "увидеть" каждый, если ему объяснить, куда смотреть. Каков дальнейший путь общества? Вероятно - признание и осмысление этой идеи. Иначе говоря - увидеть ее и утвердится в осознании ее реальности. На что это похоже? На проповедь, несущую людям откровение. То есть, "появление" (точнее - проявление) новой общественной структуры может быть связано с каким-то новым учением - религиозным, духовным, социальным. К такого рода учениям, наверное, относятся в равной мере и марксизм и либерализм и христианство. Вобщем, если резюмировать - то мировоззренческая революция.