>они давно уже могли бы построить сетевые системы расчетов, теневые Госпланы и Госснабы - и избежать больших трансакционных издержек из-за посредничества коммерческих банков. Значит, есть какой-то механизм подкупа или запугивания, затрудняющий многие разумные виды интеграции.
До 1997 года, пока не был принят закон "о переводном и простом векселе" местные органы власти в огромных количествах выпускали такие денежные суррогаты - векселя для взаимозачетов в рамках региональных бюджетов.
Последствия были следующими:
1. Финансирование все хотели получить живыми деньгами, а заплатить налоги - векселями. Соответственно, при внешне "приличном" исполнении бюджета платить зарплату учителям было нечем. Не векселями же, в конце концов. Местные финсовые органы отбивались от этих векселей, поступающих им в оплату, как могли. Но за взятку проблему чаще всего можно было решить.
2. Каждый шаг в цепочке взаимообменов сопровождался дисконтами и откатами. Например, директор горводоканала мог принимать векселя в уплату от какого-нибудь завода - а мог и не принимать. Чаще всего принимал, с дисконтом 20%. Из которых половина - ему лично в карман. Не жить же человеку на одну госзарплату!
3. Эмиссия векселей, как правило, ничем не ограничивалась и осуществлялась в огромных масштабах. Денег по ним никто не платил и платить не собирался, отчего их цены падали до 2-3% от номинала. Но всегда можно было продать товар с гос.предприятия и принять в оплату векселя по номиналу. Разницу между номиналом и ценой приобретения векселя - в карман.
Нигде я не видел более наглой растащиловки, чем при обращении "альтернативных денег". Когда я слышу про такого рода эмиссии - мне всегда вспоминаются хапучие лапы и наглые рожи. Все это делалось в их интересах.