>Отказаться от этничности уже не на уровне Толстого, а на молекулярном уровне? Вот тогда и станет ясно, чем Басаев отличается от А. Ульянова.
>И Толстой, и А.Ульянов могли куролесить на пользу целому только потому, что имелось огромное большинство, которое обладало здоровым национальным чувством. Говоря еще грубее, потому, что за порядком следил или царь, или Сталин.
Если не лгать самому себе, то в реальности было несколько русских народов:
1) Крестьяне оправославленных деревень, поголовно неграмотные, ни хрена в политике и в этничности не разумеющие. С ксенофобией еще на уровне противопоставления себя - крестьянам из соседней деревни.
2) Староверы. Общины которых обеспечивали сквозную связность России от Балтики до Тихого океана. Имеющие на бытовом уровне этику, которой монахи позавидуют. Создавшие практически всю русскую промышленность(к 1917 году староверы контролировали более 80% капитала России), причем на предприятиях которых вплоть до "морозовской стачки" практически отсутствовала социальная напряженность. Практически поголовно грамотные. А "доверенные управляющие" староверческой КОЛЛЕКТИВНОЙ(!) собственностью - имели вообще великолепное образование. Тот же Савва Морозов закончил физ.-мат. факультет Моск. университета, слушал лекции по философии, по истории.
Староверы строили на свой кошт больницы, школы, приюты, оказывали серьезную помощь университетам, оборудовали госпитали для солдат русско-турецкой войны, за свой кошт формировали "Болгарскую дружину" - и при этом постоянно боролись против власти царя.
3) Казаки, противопоставлявшие себя русским. По происхождению - те же староверы, сохранившие во внутренней жизни казачества все основные элементы демократии, независимости от царской бюрократической машины. Но в уплату за автономию - с легкостью обрушивавшие нагайки и шашки на головы русских крестьян.
4) Образованное дворянско-разночинное общество, - имевшее преимущественно прозападную ориентацию. Не сумевшее организовать ни снабжение, ни защиту Аляски и Калифорнии, а в 1904-05 г.г. - даже сравнительно близкого Сахалина.
Ну и у каких из этих русских было ЗДОРОВОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЧУВСТВО?
У казаков, которые в 1918 создавали сепаратные государственности?
Или у дворян, которые в гражданскую войну в подавляющем большинстве просто удалились за границу? Оставив за себя разбираться с будущим России по обе стороны фронта преимущественно "новых дворян" - сравнительно недавно вознесшихся из крестьянского или казачьего сословий.
Или у староверов, которые добивались уничтожения бюрократически-полицейской государственности Российской империи, но создали русскую экономику, а в отношениях с финно-угорским, тюркским и пр. населением обеспечили многовековой симбиоз с прекрасным взаимопониманием народов - без какой бы то ни было попытки превозносить свой образ жизни и подавлять чужой? Которые противопоставляли России царя и царской бюрократии - Святую Русь, воспроизводимую ими по мере экономического укрепления староверческих общин?
Или у православных шерстобитов Костромской губ., которые в 19 веке создали свой искусственный язык - язык шерстобитов, - непонятный прочим русским? - По сей день сохранились остатки этого языка в местных диалектах.