От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 03.03.2007 16:33:41 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Версия для печати

Re: Как странно:...

>государство и такую культуру. Какая-то мистика получается. Может, вы ошибаетесь?

Недоумками и врагами народа все русские были только с точки зрения Вашей, государственнической позиции.
Типа государство и чиновничество - это все, кто враг чиновничеству - враг народа.

В реальности все было гораздо сложнее и интереснее.

Казаки стали верными служаками на границах империи потому, что они были древним военным сословием Руси, презирали холопство православного крестьянства, но оказались бессильны против государственной машины, загнавшей их в 19 веке в историческую ловушку.
Либо они борются за свое место в Русском государстве, - и истребляются карательными экспедициями профессиональной армии, солдаты которой рекрутированы из презираемых казаками крестьян. А управляемы - пришедшим на смену казачеству военно-дворянским сословием.

Крепостное православное крестьянство - то просто выбрало для себя самый простой растительный образ жизни. Все, что в крестьянской среде рождается неординарного, возмущающего сонное спокойствие, - из деревни вышвыривается: разбойничать, бурлачить, коробейничать, быть перехожими артельными мастерами, заниматься извозом, монашествовать, в качестве рекрутов служить солдатчину, наконец, - становиться пролетариатом в городах. Малопроизводительный, безинициативный, но зато удобный в управлении и эксплуатации ресурс человеческого материала. И пушечного мяса. Тоже нужно! Но держава на таком человеческом материале стоять не может. Немецкие дивизии в 1914-15 годах прорезали армии из мобилизованных православных крестьян - как масло. Набирая пленных - сотнями тысяч.

Староверчество - антипод. Чертовски неудобное для власти. Противостоящее цинизму и подлости государства. В условиях насаждаемой сверху частно-собственнической психологии, правдами и неправдами поддерживающее общественный характер собственности. В условиях насаждаемой в крестьянстве безграмотности(в 18 веке школы при монастырях, обучавшие крестьянских детей грамоте были закрыты), - упорно поддерживающее грамотность среди членов староверческих общин. Чтоб не одно только правящее дворянско-бюрократическое сословие имело монополию на понимание окружающего мира!
Вместо отторжения умных и талантливых, - наоборот вознесение их в иерархию общины, - дабы трудами своими укрепляли общину. Только трудитесь! Вот вам собственность общины: стройте рудники, прииски, заводы, вот вам рабочие руки безропотно работающих общинников. А ваше дело - из заработанного создавать для них те же школы и больницы, детские сады, помогать с постройкой жилья, укреплять влияние общины. Помрете: Совет общины решит, как распорядиться созданным вами богатством.
А поскольку царю и царской бюрократии нужны только безропотные подданные, рабы, - то экономика общин работает еще и на создание и поддержку всего того, что может эту власть свергнуть. На поддержку общественной образованности. На поддержку революционных движений. Тех же большевиков, кстати.

Ну и дворянско-бюрократическое сословие. Которое за 2 века(18-19) в экономике не создало ничего. После секуляризации монастырской собственности - бюрократическое государство вынуждено было возвращать монастырскую собственность в монастырское же управление - только доходы отдавать государству. Бюрократия управлять ничем не могла. Уральские металлургические заводы - переживали весь 18 век чехарду переходов из казны в частные руки и обратно - все было плохо. Одно светлое пятно - старообрядец Демидов, опирающийся на помощь староверческой общины, которую он же собой заслоняет от государственных репрессий. В 19 веке в уральской металлургии уже безраздельно господствовали староверы.
Госсударственные, управляемые бюрократией суконные мануфактуры - убыточны и гонят хлам. А созданная староверами ситцевая промышленность - растет как на дрожжах. - Промышленность староверческих общин. Они же и создали для отрасли столь пригодившуюся в советские времена сырьевую независимость России, начав выращивать хлопок в Средней Азии(Тимофей Морозов).

Золотодобыча? Начали ее староверы. Но расстрел рабочих Бодайбо на Ленских приисках - не имеет к ним отношения. Именно этой, самой высокорентабельной(за счет зарплат рабочим) компанией управлял еврей, а акционерами ее был весь цвет государственного бюрократического аппарата. Потому и стреляли в рабочих: как же, покусились на доходы правительственных министров.

Вот так и создали государство, экономику и культуру - в борьбе. Не потому создали, что государство было крепкое. А потому, что помимо крепкого, но бездарного, государства были силы, ему противостоящие. Которые в 19 веке государству еще не удалось подмять под себя. Которые сопротивлялись, а сопротивляясь - строили. Заводы, школы, поддерживали художников и композиторов. Меценатами были практически только предприниматели-старообрядцы.

***Показательно в этой связи,что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при условии: его имя не должно упоминаться в газетах.****

Вот так и создавали державу: ВОПРЕКИ государству:

В ходе активного экономического и культурного соревнования - старообрядцы.
Уходя в пассивное, экономически невыгодное владеющему деревнями дворянству безынициативное послушание, - православное крестьянство.
Заключив с государством сделку, - казачество.

Ну а лучшие представители дворянства, интеллигенции - просто в ходе активной политической борьбы с полицейским государством: дворяне Тургенев и Некрасов, князь Кропоткин, граф Толстой, Бакунин, народовольцы, эсеры-бомбисты, большевики.