От Monk Ответить на сообщение
К miron Ответить по почте
Дата 02.04.2006 00:13:15 Найти в дереве
Рубрики Катастрофа; Версия для печати

Re: У меня

>
>Читали ли Вам хоть что то о том, что такое наука и как она работает?

Да, "хоть что-то" читали.

>>Философы, которые меня учили исходили из основных положений учения о трансцендентальном Я или Самости Мераба Мамардашвили.
>>Итак, чтобы определить, что такое философия необходимо отталкиваться от отличий человека как особого типа живых существ. Этих отличий очень много, но главное - человек в отличие от животных обладает сознанием. Сознание есть акт, которым мы отличаем себя от внешнего мира и от самих себя в качестве совокупности различных качеств (социальных, психических и др.).
>>Например, знание о собственной смерти порождает вопросы, котрые ставит перед собой только человек: зачем я живу? в чём смысл моего существования? и т.д.
>>Философия есть одна из форм сознания (как и искусство, мораль, религия, наука, правовое сознание и т.д.), т.е. один из способов познания человеком самого себя и своих отношений с миром.>
>
>Но ведь опять мне эти общие фразы ни о чем не говорят. Сейчас сознание экспериментально изучает нейрофизиология и гораздо более успешно, чем философия.

Если Вы это написали серьёзно, Вы просто никогда не сталкивались с понятием "трансцендентального", с которого я начал. Смотрите, в акте сознания мы различаем, с одной стороны, внешний мир (природу и общество), собственное тело и свой внутренний мир, а с другой стороны - самих себя как нечто не совпадающее с внешним миром, собственным телом и внутренним миром. Поясню на примере. Предположим Вы встретились на выходных со своим хорошим другом Иван Иванычем. Я Вас прошу показать с кем Вы встретились. Вы говорите: "С Иван Иванычем!" и показываете на него. При этом показываете Вы не на Иван Иваныча, а на его тело. Но ведь разговариваете-то Вы не с телом! Тогда Вы можете подключить психологов, социологов, Ваших любимых нейрофизиологов. Они назовут Вам привычки, стереотипы, эмоциональный тип, профессию, соц. положение, "блоки дешифровки внешней среды" Иван Иваныча. Но при любом описании будет ускользать некто, незримо присутствующий по ту сторону всего определённого и конкретного в нас, который и является подлинным субъектом общения и разговора, поступка и деятельности. Как раз для определения этого субъекта в философии используется особое понятие - Трансцендентальное Я. Теперь понятно, что нейрофизиологи здесь не причём? Или опять спрячетесь за "общие слова"?
Здесь уже давали ссылку на Хайдеггера, сошлюсь на него и я. В работе "Время и бытие" он писал, что истина философии "есть по существу истина человеческого присутствия. Истина философствования укоренена в судьбе человеческого присутствия. Это присутствие сбывается в свободе". Т.е. философия рассматривает не только сознание, но и свободу, в состоянии которой люди выступают не только как биологические и социальные существа, но как нечто третье. Они выступают в этот момент как духовные существа (имеется в виду открытие истины, восприятие красоты, совершение нравственных поступков и т.д.), т.е. выражают собственно человеческое в человеке.
Поэтому предмет философии можно определить ещё и так: философия исследует человеческое в человеке. Причём тут нейрофизиологи? Здесь без Достоевского не обойтись.

>>Наука описывает мир объективно, т.е. таким, как он существует независимо от человеческого восприятия, воли и сознания. Философия же отличается от науки тем, что описывает мир в целом. Философия включает в своё рассмотрение человека. Ведь мир, в которм живёт человек и тот объективный мир, который описывает учёный, - это существенно разные миры.
>>Таким образом, философия - это такая форма сознания, которая занимается проблемой человеческого присутствия в мире. Безусловно, это не окончательное определение философии, т.к. различные науки исследуют присутствие человека в мире. Более того, если человека можно исчерпывающим образом представить через сумму знаний, которые могут быть получены естественными и социальными науками, то собственного предмета у философии нет. Но всё же есть некий остаток, что-то большее, чем единство природного и социального. Это - СПОСОБНОСТЬ К СОЗНАНИЮ. Существенно важным является то, что человек ещё и знает о том, что он природное, социальное, психическое существо, т.е. обладает сознанием. Вот это-то свойство - сознание - является предметом философии.
>>Исходя из этого, ФИЛОСОФИЯ - ЭТО ФОРМА СОЗНАНИЯ, КОТОРАЯ ИССЛЕДУЕТ ПРОБЛЕМУ ПРИСУТСТВИЯ В МИРЕ СОЗНАНИЯ.>
>
>Следовательно, это не наука? Я раз так, то и не надо аспирантам по сотни раз учить, что там думал о своем присутствии в мире гегель.

Мирон, я никак не могу понять Вашего обличительного пафоса насчёт философии. Да, философия это не наука. Ну и что7 Зато философия очень тесно связана с мировоззрением. О философии как конкретном учении говорят так: философия есть исследование вопросов о человеке и его месте в мире с позиций того или иного мировоззрения. Согласитесь, каждому человеку важно выстроить свою систему взглядов на мир, человека, общество, свободу, сознание.

>>Всё это можно выразить ещё так: когда философия говорит о присутствии человека в мире, то она имеет в виду присутствие в мире существа, способного вопрошать о собственном присутствии в мире.>
>
>И как же ее применять на практике?

А вот стихотворение Пушкина "Я Вас любил..." на уроках литературы или статуя Венеры Милосской на уроках истории - это для практики, да? Нет, Мирон, никто Вам не даст заменить философию логикой. И не надейтесь. Вот увеличить часы на науковедение можно и нужно. Но не за счёт философии.

Сергей.