От Ищущий Ответить на сообщение
К Scavenger Ответить по почте
Дата 05.11.2004 19:03:09 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Попробуем поставить вопрос чуть-чуть по иному

Александр, здравствуйте!

На ваш вопрос:

>Иными словами, что мы строим? Можно строить следующие виды государств по критерию отношения к религии:

1) Церковно-религиозное государство, где господствующей религией будет православие…
2) Религиозно-светское государство, где традиционные конфессии России будут объявлены полностью равноправными и господствующими на своих канонических территориях…
3) Светское государство с равным отношением ко всем конфессиям и атеистам…
4) Светское государство с терпимым атеистическим отношением…
5) Светское государство с воинствующим атеизмом…

имею сказать следующее. Из предложенных вариантов я не могу ничего выбрать. Я сейчас не принимаю участия в строительстве нового государства вообще и предложенных вариантов в частности. Мне думается, лучше задать вопрос так: «Какое государство мы хотим построить с точки зрения механизма поддержания духовных ценностей народа?». И вдогонку – кто будет этот механизм приводить в движение и поддерживать его всегда в исправном состоянии?

На эти вопросы я отвечу следующим образом. Россия – это государство русского народа. Это надо всегда помнить и никогда не забывать. Как всем хорошо известно, долгое время хранителем русских духовных ценностей была православная церковь. Она была институтом Веры людей. На мой взгляд, историческая и культурная ценность Православия заключается в том, что оно утверждает: «Бог не в Церкви, а внутри нас» и главными людскими добродетелями считает милосердие и справедливость. Именно эти добродетели, которые обязательно должны быть в паре, и побуждение ощущать в себе частичку божественного, позволяют спокойно игнорировать положение «русские – рабы», ибо являются источником великой духовной силы нашего народа, - силы, для которой многие времена не существует невозможного, - силы, способной сметать с пути любых врагов, объединять народы, поддерживая их самобытность, строить дома, лечить и учить людей, развивать науку, не иметь терроризма и социально отверженных, иметь искусство и литературу на мировом уровне, воспроизводить элиту, растить детей и чтить память предков. Но стоит только разорвать эту пару (милосердие применять без справедливости и наоборот), попытаться заменить Веру штампами пропаганды и агитации – так сразу русские позволят себя хлестать по щекам во имя милосердия, будут ненавидеть и убивать друг друга во имя справедливости, не будут организовываться для сопротивления внешним агрессорам, занимаясь в это время поисками смысла жизни (а то и искать союза с врагами для своих корыстных интересов) и позволят разбазаривать свои богатства, как не имеющие ценности.

Поэтому если русскому народу удастся пережить нынешнюю Смуту, то только с помощью Веры. Веры, которая не определяется церковными храмами и обрядами, научными исследованиями и технико-экономическими обоснованиями, партийными экономическими лозунгами и прочими материалистическими аргументами. Все это нужно будет потом, при нормальных условиях. Благодаря советскому периоду, Вера нашего народа уже давно вышла за рамки церкви, и теперь источник Веры – в каждом из нас. Задача элиты нашего общества – пробудить в людях дремлющую Веру и поддерживать пробудившуюся теплом своей души. Можно сказать и по-другому. Элитой может быть названа та часть общества, которая сможет выполнить эту задачу. Это, пожалуй, самый сложный, трудный и самый актуальный вопрос для Российского общества, требующий не столько ума, сколько мужества. И еще одно ограничивающее условие – в настоящее время «стрельба по площадям» в этом вопросе не годится, здесь нужна индивидуальная работа с каждым человеком, что обуславливает требование к организации процесса лавинообразным способом.

Теперь, собственно, по сути. Если нам все-таки удастся выкарабкаться из Смуты, мне хочется думать, что наше государство будет, с точки зрения по отношению к церкви, светским, но!, с ярко выраженными православными духовными ценностями. Эти духовные ценности будут обуславливаться моралью общества, поддерживающей «души прекрасные порывы», и обеспечивающей приоритет духовных ценностей над материальными, благо мы богаты полезными ресурсами и площадями. (Что есть и какой должна быть мораль нашего общества – это отдельно большая тема, выходящая за рамки данного рассуждения, которая сейчас активно обсуждается А.Б. и мной по внутренней переписке с перспективой вовлечения и Ivы, как автора поставленного вопроса. Я надеюсь, что мы решимся по окончании обсуждения выложить текст на форуме).

Исходя из вышеизложенного, общая схема государственного устройства поддержания духовных ценностей, на мой взгляд, должна быть следующей: общество – элита общества, как орган надзора за моралью общества, существующей на основе православных ценностей, - и православная церковь, как хранительница сокровищницы истоков Веры. Не церковь определяет для элиты нормы поведения, а элита периодически обращается к церкви для поверки норм общественной морали. С другой стороны церковь должна быть не закрытым клубом, чтобы общество могло знать, насколько нормы морали, используемые элитой, соответствуют началам Добра и Зла.

Краеугольным камнем здесь возникает вопрос – где место других традиционных религий российского общества? Мне думается, что при такой конструкции у них есть возможность найти нишу у своих народов – собственно где они сейчас и находятся. Единственное условие – что моралью государственного уровня должна быть однозначно мораль русского народа.

Пока все.

С уважением,
Ищущий