|
От
|
Ищущий
|
|
К
|
Scavenger
|
|
Дата
|
09.11.2004 16:46:22
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Продолжаем уточнять поставленный вопрос
Александр, здравствуйте!
>> Мне думается, лучше задать вопрос так: «Какое государство мы хотим построить с точки зрения механизма поддержания духовных ценностей народа?». И вдогонку – кто будет этот механизм приводить в движение и поддерживать его всегда в исправном состоянии?//
>Если в народе нет духовных ценностей, то механизм нам с вами не поможет. Важен не механизм, а то, что участники считают исходными ценностями, на основании которых можно строить.
Так не может быть. Исходные ценности есть у всех, в том числе и духовные. Трудность момента, на мой взгляд, в том, что у кого-то они выражены явно и сильно, у кого-то явно, но послабее, у кого-то неявно, но не затуманены, у кого-то неявно, но скрыты бушующими противоречиями. Они были внесены в сознание еще в детстве со сказками, песнями, преданиями, разговорами взрослых, первым самостоятельным опытом осмысления окружающего мира. Поэтому попытки уточнить сначала частные исходные данные – обречены на топтание на месте. Мне думается, надо уже начинать грубыми мазками описывать механизм поддержания духовных ценностей нашего народа, а там, в ходе танца, и будут проявляться те или иные частности.
>> Россия – это государство русского народа. Это надо всегда помнить и никогда не забывать. Как всем хорошо известно, долгое время хранителем русских духовных ценностей была православная церковь. Она была институтом Веры людей. На мой взгляд, историческая и культурная ценность Православия заключается в том, что оно утверждает: «Бог не в Церкви, а внутри нас» и главными людскими добродетелями считает милосердие и справедливость.//
>Православную Церковь я рассматриваю как вселенский организм сохранения истины и ее передачи. Она действительно поддерживала ценности в русском народе. Историческая и культурная ценность Церкви в том, что она призвана свидетельствовать в мире о вечной истине и состоит из всех верующих во Христа от века без исключения (кроме уклонившихся от истины и отколовшихся). Бог вообще – везде. Он внутри нас, вовне, в Церкви…Главной добродетелью Православие считает любовь к Богу и ближнему. Милосердие и справедливость – это уже производное от любви. Недаром в Евангелии сказано: «Бог есть Любовь».
Вот Вы меня поправили – Церковь учит, что главная добродетель – это Любовь, а не милосердие и справедливость.
Я далек от того, чтобы ставить под сомнение устои Православной Церкви и, как говорится, заниматься богоборчеством. Ничуть не умаляя их культурную и историческую значимость, в то же время я считаю - можно, конечно, и всю бочку вылить в кружку, да только воды в кружке будет не больше кружки. Возможности нашего разума ограничиваются рамками нашего опыта. Это, наверное, тот случай, когда общественное бытие определяет общественное сознание. Лично мой опыт пока не включает в себя практику вечной жизни моей души, иначе я бы истины глаголил с легкостью весеннего ветерка и они бы, эти истины, не радовали бы ни душу мою, ни разум мой, потому что они не были бы откровениями для меня. Как человек, сформировавшийся вне религиозных обрядов, но в соответствии с традиционными духовными ценностями, я в своем мировоззрении имею достаточно весомую составляющую разума. И она, эта рациональная составляющая, мне позволяет рассуждать следующим образом. Истина, конечно, – штука хорошая, когда речь идет об определении точки отсчета для последующих рассуждений. Можно уточнить, что истина есть точка соединения души и разума человека, согласие ума и сердца. Но истина, которая не найдена разумом и не проверена на соответствие с духовными ценностями, а продекларирована сверху, да еще и возведенная в ранг вечной истины (ВИ), лишает душу творчества, ибо сковывает разум. Это своего рода ловушка для данного природой человеческого дара рассуждать. ВИ мне не нравится как суть явления. Ассоциативно я воспринимаю В.И. как поле брани после решающей битвы – еще не утих дым пожарищ, лежат трупы воинов с той и другой стороны, брошено сломанное оружие, наступили сумерки, бег времени затих, и наступило безмолвие. Это состояние хорошо подходит для Творца – ему есть, где спокойно развернуться во всем великолепии, если никто не будет мешать. В Его наличии я не сомневаюсь, но в И. нет силы. Но (опять но!) сила есть в Правде. Можно сказать по другому: Правда – побуждающая сила. Вот Правда – она для человека. Как всякая сила, Правда должна иметь точку приложения и направление. Направление является первичным и определяется душой человека, которая с детских лет делает выбор между Любовью и Насилием, как источниками побуждения, а точкой приложения является разум человека. Правда - не слепая Сила, потому что разум волен осмысленно ее применять, регулировать в определенных пределах по величине и направлению. Поэтому я, как человек, сделавший свой выбор в детстве на основании традиционных духовных ценностей бессознательно, но чувствующий своим разумом свой душевный выбор, явно осознаю, что Бог есть Любовь, но и Бога нет без Любви. Если Любовь погибнет - Истина останется, а Бога не будет. Мне такая Истина не нужна. Любовь – это не добродетель Бога, это суть Бога. Поэтому те, кто с детства сердцем выбрал Любовь, должны четко понимать, что, - с одной стороны - исход борьбы Добра и Зла зависит от каждого, определяется каждым днем и, - с другой стороны, - отказ от борьбы и упование на Истину является предательством своей души.
Добродетель же, насколько я понимаю русский язык, образована от двух слов – «добро» и «делать», т.е. является описанием, как надо делать добро, которое уже живет в душе, - вопрос: какая должна быть Правда, чтобы быть Любовью? – ответ: милосердной и справедливой, доброжелательной и строгой.
Так что, резюмируя сказанное выше, - свидетельство о торжестве вечной Истины хорошо на празднике по поводу победы, но никак не годится для подготовки к битве; пускай решающее формальное противостояние будет через 5, 10, 20, 100 лет, - нам не дано предвидеть разумом, когда и где произойдут «битва за Москву» и «битва за Сталинград», - но истинное противостояние совершается «здесь и сейчас» и являет собой подготовку к решающим битвам как с точки зрения подготовки количества защитников, так и с точки зрения повышения их воинского мастерства.
Поэтому я очень осторожно отношусь к нашей религии, понимая, что ее реформировать нельзя даже и думать, - иначе получится : «хотели - как лучше, а получилось – как всегда». Она должна существовать в чистом виде, а общество должно регулироваться моралью, которую можно и нужно регулировать искусственно в соответствии с требованиями задач, возникающими перед страной и традиционными духовными ценностями народа.
И далее, на мой тезис, что Вера нашего народа уже давно вышла за рамки церкви, и теперь источник Веры – в каждом из нас, Вы считаете, что это
>Странный тезис. Вера бывает во что-то, она не бывает, не существует без предмета веры. Есть люди, которые прямо говорят, что веры в Бога у них нет. Есть люди у которых нет уже и веры в русский народ, и веры в человеческое достоинство и т.д. Церковь объединяет в себе людей, которые верят во Христа, чтут Св. Писание и Св. Предание.
Вот здесь, пожалуй, мой разум уводит меня от отцов Церкви. Прекрасно осознавая, что Церковь обязательно должна быть консервативной, я убежден, что в настоящее время предметы и символы веры не являются необходимыми условиями для наличия в душе Веры как таковой. Вера определяется Любовью, которая живет в душе. Разум, который фиксирует эти предметы и символы, при этом может быть высокоорганизованным, а может находиться в состоянии прелести. Вера – это Сила, причем Побуждающая Сила. Разум – точка приложения Силы. Если есть в наше время люди, которые готовы явиться с символами веры на битву – и то ладно, я не возражаю. Но если мне когда-нибудь и придется в битве за Отчизну взять в руки оружие, то это будет явно не Новый Завет и не крестик на цепочке. Равно как и явлюсь я на эту битву не во имя сострадания и солидарности, а во имя моих детей и во славу моих стариков.
>В русском народе храниться не столько вера, сколько культурные ценности, которые включают в себя и религиозное отношение к миру, Богу и человеку. Но люди-то об этом не знают. Культурное бессознательное не выходит наружу, его дробят и кромсают манипуляторы сознанием, оно затуманено ложью и мифами.
Мне думается, что это стало возможным благодаря тому, что Церковь определенное время выполняла социальный заказ власти нашего общества (как сегодня – интеллигенция!), которая, (эта власть) тихой сапой загнивала и переставала воспроизводиться как элита. Поэтому и побудительная составляющая Любви как Силы сводилась на нет и замещалась различными штампами красивых лозунгов – отсюда и необоснованный пацифизм, бессмысленные требования к безнадежному терпению кровососов, и как следствие – беспричинная, на первый взгляд, жестокость народных бунтов. Дело в том, что люди могут что-то знать, что-то не знать, но они не могут чувствовать того, что живет у них в сердце. Задача элиты общества - эти чувства трансформировать в четко сознаваемые образы и по этим образам организовывать систему отбора кадров для самоорганизации общества. Когда такое бывало, немногие решались к нам сунуться с мечом в руках. Поэтому сейчас главное направление защиты от действий манипуляторов должно, по моему мнению, осуществляться по пути припоминания, что есть совесть человека. А вот когда в сердцах пробудится Сила - тогда все очерняющие мифы сгинут прочь (ведь мифы отключают сознание, но не сердце; сознанием можно только отравлять и заглушать сердце для того, чтобы оно всего лишь перекачивало кровь, – духовные ценности разум человека может забыть, но может и вспомнить, - в душу они уже внесены обязательно) и можно будет приступать к организации людей. Как это надо будет сделать – через любовь к Родине, через ненависть к врагам, или еще каким способом, - будет ясно из складывающейся конкретной обстановки.
Не смотря на ощущения внутренней правоты своих ранее приведенных рассуждений, я склонен думать, что они могут быть еще додуманы. Новый импульс рассуждениям может придать осмысление системы «Отец-Сын-Святой Дух». Буду Вам благодарен, если Вы изложите, что в православии понимается под этой системой (Если Вы, конечно, это знаете и Вас это сильно не затруднит).
>>Исходя из вышеизложенного, общая схема государственного устройства поддержания духовных ценностей, на мой взгляд, должна быть следующей: общество – элита общества, как орган надзора за моралью общества, существующей на основе православных ценностей, - и православная церковь, как хранительница сокровищницы истоков Веры. Не церковь определяет для элиты нормы поведения, а элита периодически обращается к церкви для поверки норм общественной морали. С другой стороны церковь должна быть не закрытым клубом, чтобы общество могло знать, насколько нормы морали, используемые элитой, соответствуют началам Добра и Зла.//
>Не все с этим согласятся. Элита безусловно должна быть светской, а Церковь является хранительницей истоком веры. Но многие православные захотят, чтобы Церковь определяла мораль для элиты, а атеисты скажут, что они отрицают саму возможность участия Церкви в общественном надзоре за моралью.
Такие вопросы должны решаться не только разумом, но и по совести. Народ один, духовные ценности одни, а значит и одни критерии выбора. Если не допускать провокаций, то все должно быть правильно и красиво.
>>Краеугольным камнем здесь возникает вопрос – где место других традиционных религий российского общества? Мне думается, что при такой конструкции у них есть возможность найти нишу у своих народов – собственно где они сейчас и находятся. Единственное условие – что моралью государственного уровня должна быть однозначно мораль русского народа.//
>Тем более, что мораль русского народа практически ничем не отличается от морали исламских народов. Буддисты же терпимы к любой общественной морали (лишь бы она отсекала плотские соблазны) , т.к. их целью является индивидуальное освобождение от мира и уход в нирвану.
Здесь, главное – не путать приоритеты даже в мыслях. Это морали традиционных нам исламских народов практически ничем не отличаются от морали нашего народа. И слава Богу! Пока одни, например буддисты, отсекают свои плотские соблазны, чтобы вернее дойти до нирваны – Бог им в помощь! Но если они хотят с нами жить вместе – поход в нирвану придется немного отложить и наравне с нами заняться полезным делом. Подготовка к походу – в свободное от работы время.
С уважением,
Ищущий