От Николай Поникаров Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.12.2003 11:46:39 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Федору Лисицыну про "Новороссийск" и отцов-командиров

День добрый.

Помнится, мы на эту тему спорили еще полтора года назад в Кронштадте ;)

Простите, вначале я перескажу известные вещи - в основном Simmу, о то у него обшивка наружу выгнута ;)

1) Взрыв произошел в 01.30, спустя 6 часов после постановки на бочку. Взрыв был наружный, заряд, вероятнее всего, находился на дне. По заключению комиссии, тротиловый эквивалент - около 1000-1200 кг. Взрыв разрушил все горизонтальные перекрытия вплоть до палубы полубака, площадь пробоины составила около 150 м2.

2) Корабль получил дифферент на нос, началось распространение воды по броневой палубе. Борьба с водой результатов не дала из-за слабости переборок, отсутствия штатных заглушек для вырезов, открытых иллюминаторов в запертых каютах, неэффективного использования аварийных средств. На борту не хватало положенной документации.

3) В результате затопления корабль потерял поперечную остойчивость и от незначительного кренящего момента опрокинулся. Крен на левый борт возник около 02.30, корабль опрокинулся в 04.15.

4) Корабль мог быть спасен. Наилучшее решение - посадка на мель своим ходом и/или буксирами. Машины были горячими, л/с по тревоге был на месте, можно было дать ход через 30мин.

Можно было также сохранить корабль на плаву, но только если немедленно после взрыва спрямить дифферент и эффективно бороться с распространением воды в нос от 23 шп.

5) Наконец перехожу к возражению Вам :) :
Эти меры не были предприняты по вине командования корабля.

Ситуация с командованием была следующей:

На борту не было командира и командира БЧ-5 (отпуск), первый помощник Хуршудов прибыл в 3м часу. Командовал кораблем 2-й помощник Сербулов, не имеющий должного образования и навыков. После взрыва он не занял ГКП, не получил докладов об обстановке, не руководил борьбой за живучесть в целом. Вместо этого он организовал спасение людей из района взрыва, затем руководил аварийными партиями - т.е. исполнял роль 2-го помощника.

После прибытия на корабль Командующего флотом, командующего эскадрой и штаба на борту оказалось достаточно командиров, но ни один не занял места на ГКП или ФКП, ни один не объявил по трансляции о принятии командования.

Не удивительно, что ни Никольский, ни Пархоменко, ни Хуршудов, ни Сербулов не владели обстановкой.

Команду "Корабль к походу и бою изготовить" надо было подавать сразу после боевой тревоги, как велит Устав - тогда бы не было проблем ни с машинами, ни с швартовом.

Командир должен знать размер и характер повреждений и руководить всеми аварийными средствами - тогда не стали бы АСС качать воду из сквозной пробоины, а аварийные партии с других кораблей толкаться на верхней палубе.

>Корабль как тогда ОБЪЕКТИВНО казалось не погибал

Если командир не находится на КП и не знает, что творится на корабле, то ему может казаться все, что угодно.

>При эвакуации личного состава шлюпками крейсера и частью шлюпок линкора были бы неизбежны ЖЕРТВЫ, дело было ночью и в крайне необычной обстановке,

С чего бы вдруг? Народ стоял на верхней палубе по подразделениям, с командирами. Освещение было, плавсредств вокруг было много. "Лишние" командиры для организации эвакуации тоже были.

>ТО что задним умом стало ясно что это шибка ничего не говорить от ошибках в МОМЕНТ аварии. Подобные случаи не раз случались у всех стран мира.

Конечно. Только вот чтобы не было таких ошибок не надо ни заднего ума, ни особой гениальности - надо лишь действовать по Уставу.

И не над говорить, что командиров обвиняют "перестроечные комиссары".
Никольского, Пархоменко, Чурсина, Хуршудова назвала виновными Госкомиссия Малышева.

С уважением, Николай.