От Севыч Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 02.09.2011 19:46:22 Найти в дереве
Рубрики WWII; Искусство и творчество; Версия для печати

Освободители. Горные стрелки.

Посмотрел оный фильм, хочу поделиться ощущениями.

В общем и целом продукт неплохой (особенно, если слушать текст и смотреть только хронику). На мой взгляд, заявленная тема более-менее адекватно раскрыта. Фильм однозначно годится для начального ознакомления с вопросом.

Но у меня есть ряд замечаний, занудств и придиразмов.

Сначала несколько общих моментов:
1. «Эльбрус в огне» Гусева книжка, конечно, хорошая. Как и мемуары Гречко. Но, имхо, для описания войны на Кавказе и подготовки советских горных стрелков недостаточно.
2. Упущено несколько ключевых моментов, например, эвакуация населения Баксанской долины с выносом молибдена в мешках через Бечо.
3. Имело бы смысл упомянуть «Баксанскую».
4. Не упомянуты несколько ключевых личностей, а также роль сванов-проводников.
5. Картинка временами просто беда. Один эпизод реконструкции восхождения на Эльбрус чего стоит. Я уж не говорю про то, как там некоторые участники ледоруб держат, так они там в ботиночках идут :-)) И снято явно не на Кавказе. Что-то явно снимали то ли в Хийтоле, то ли в Импилахти. И технику артисты демонстрируют просто потрясающую :-)) Заметим, в хронике герои действуют гораздо грамотнее.
Короче, про картинку, даже не буду подробно.


Теперь ряд придиразмов и занудств:

05.54
Показывают банальную осыпь явно не кавказского происхождения и заявляют: «Такие участки могут преодолеть только опытные альпинисты». Вообще-то для преодоления данного рельефа (особенно с тяжёлым грузом) нужен некий навык, но он приобретается любым относительно здоровым человеком с +- нормальным вестибулярным аппаратом весьма быстро.


06.40
«К середине августа части дивизии «Эдельвейс» подошли к перевалам Эльбруса.»

Есть один принципиальный, имхо, момент. Немцы вышли по долине Кубани через Хурзук на перевал Хотю-Тау, причём в связке с ещё одним перевалом (который сейчас называется Эхо Войны), позволяющим сильно упростить маршрут. После этого они оседлали Чипер и Чипер-Азау. Принципиальный момент в том, что немцы прошли достаточно малохоженным до войны маршрутом (с 60-х это стандартная единичка в том районе), что показало их отличное знание района. Причём, есть ощущение, что советское командование было не очень в курсе о перевалах, кроме самых популярных до войны: Донгуз-Орун, Бечо, Клухорский, Марухский, Санчарский. Впоследствии это незнание удалось скомпенсировать, организовав отряд из сванов – около 300 человек. Сваны-добровольцы служили проводниками, подносчиками боеприпасов. Такие личности как отец и дядья легендарного впоследствии Михаила Хергиани, Максим Гварлиани и ещё несколько довоенных мастеров спорта участвовали в рейдах по отражению вылазок и захвату языков. Кстати, этот момент не отражён в тексте, хотя на 08.22 есть кадр хроники, где сванам вручают оружие.

08.40 «В кратчайшие сроки была создана методика подготовки горных стрелков.»
Тут надо бы отметить, что на пустом месте, с нуля, никакой методики создать не удалось бы. До войны в СССР была отработана система подготовки новичков-альпинистов. Заметим, что уже тогда, с середины 30-х, подготовка альпинистов носила околовоенный характер: отделения, отряды, дисциплина. Расцвет этой системы наступил, конечно же, уже после войны, но и до войны сделали немало. А главное – были уже отработаны методики подготовки инструкторов.
Ещё можно вспомнить эльбрусиады РККА и попытку восхождения на пик Ленина горнострелкового отряда с оружием в 36-м. Но разбираться, что там было больше – дури или пользы, а если польза была, то куда делась – тема отдельного исследования.

11.00
Там про обмотки. По совету сванов разведчики использовали сушёную траву в качестве утеплителя.


13.00
«Они учились использовать малую сапёрную лопату для страховки на ледяных склонах.»
Занудства и придиразма ради: на ледяных склонах ни фига ты не застрахуешься лопатой и ни фига ты ею не вырубишь ступени. На нежёстком фирне – туда-сюда, на льду – нереально.


13.20
«Если крутизна склона была небольшой, то подниматься можно было в лоб, ставя ноги «ёлочкой». На склонах больше 40 градусов так подниматься было невозможно.»
Хм… Вообще-то 45 градусов воспринимается уже как стенка :-)) И лесенкой «ставя ноги» тоже не получится. Надо либо на передних зубьях, либо вырубать ступени. Ну и там дальше по тексту перлы ещё есть. А вообще, можно было не придумывать ничего, а просто процитировать заметку Евгения Абалакова (вот, кстати, ещё одна ключевая личность, не упомянутая в фильме) «Горный путь бойца» - там всё сказано как надо. И вполне аутентичный источник, не цивильно-послевоенный «Спутник альпинизма» какой :-))

25.50 Там про обувь.
И ни слова о валенках. Между тем, где-то я читал, что советские валенки (наряду со спальными мешками из верблюжьей шерсти) были для эдельвейсов самым желанным трофеем. И даже слышал байку, что для добычи оных чуть ли не устраивались специальные рейды.

27.17 «Прохождение крутых и осыпающихся склонов…»
Фраза получилась из разряда "один трамвай красный, другой налево". И некая путаница с терминологией: склоны есть скальные, ледовые и осыпные - это одна характеристика. Склоны есть крутые и пологие - другая. Есть ещё, например, термин "разрушенные скалы", которые опять же в свою очередь могут быть крутыми и пологими.
Да и ко всему прочему, именно что на разрушенных скалах верёвка как раз помогает так себе.

«…а также через ледниковые щели.»
Ну-у-у… Тоже звучит криво, имхо. Принятый термин – трещины.

«Наибольшей прочностью обладали пеньковые верёвки…»
В то время таки лучшей считалась сизаль. Понятно, что в СССР во время войны её не было, но пенька никогда не обладала наибольшей прочностью.


28.34
Кошки в кадре доставляют :-)) Особенно наличие передних зубьев и форма их штамповки.


33.00 и дальше – описание штурма перевала. Рассказывается как про конкретную операцию, при этом, почему-то название перевала ни разу не упоминается. В результате – некая каша в голове образовывается.

Всего наилучшего. Севыч