>Немцы вышли по долине Кубани через Хурзук на перевал Хотю-Тау, причём в связке с ещё одним перевалом (который сейчас называется Эхо Войны), позволяющим сильно упростить маршрут. После этого они оседлали Чипер и Чипер-Азау. Принципиальный момент в том, что немцы прошли достаточно малохоженным до войны маршрутом (с 60-х это стандартная единичка в том районе), что показало их отличное знание района.
Принципиальный момент, что они попытались выйти в тыл группировке, оборонявшей Баксанскую долину через казалось бы непроходимую местность, что и вызвало необходимость эвакуации.
>Причём, есть ощущение, что советское командование было не очень в курсе о перевалах, кроме самых популярных до войны: Донгуз-Орун, Бечо, Клухорский, Марухский, Санчарский.
Когда я смотрел архивы Закавказского фронта, то при подготовке обороны там была составлена географическая справка по району и определены "основные маршруты преодоления главного кавказского хребта", включавшие все перевалы:
Мамисонский, Дзедо, Гудзие-Вцек, Шари_Вцек,
Цаннер, Твибери, Местиа (Местийский), Бечо, Донгуз-Орун, Чипер-Азау, Басса.
На этих маршрутах в дальнейшем проводились инженерно-заградительные работы.
все таки советское командование смотрело на район с оперативной, а не со спортивной точки зрения (с т.з. оборны Закавказья) и возможно сознавало, что через 1-Б и выше нельзя провести лошадей и наступать сколь-либо крупными силами невозможно. Ну а спортсмены конечно могут взойти. "А дальше, что?"
Собственно основные бои и развернулись на клухорском, марухском и санчарском перевалах.
Например первалы Донгуз-Орун и Бечо оборонялись одним эскадроном 63 кд.