|
От
|
БорисК
|
|
К
|
А.Погорилый
|
|
Дата
|
02.10.2010 08:59:40
|
|
Рубрики
|
WWII; 1917-1939;
|
|
Re: Вопрос про...
>Но что-то я не встречал внятного ответа на вопрос - а что было бы, если бы СССР его не подписал?
Имелись 3 основных варианта:
1. Заключить военный союз с Англией и Францией, направленный против Германии. При этом появились бы неплохие шансы вообще предотвратить ВМВ. Есть информация, что Гитлер в случае, если бы ему не удалось нейтрализовать СССР, намеревался отказаться от планов войны с Польшей и созвать в Мюнхене чрезвычайный съезд НСДАП под мирными лозунгами. Что случилось бы дальше – трудно прогнозировать, но время тогда определенно работало против Гитлера, поэтому он и спешил.
2. Продолжать неспешные длительные переговоры о союзе с Англией и Францией. Этот вариант хорош с учетом существовавшего взаимного недоверия между СССР и союзниками. Он позволял сторонам сохранять свободу действий в зависимости от реального развития событий и в то же время оказывать серьезное давление на Германию самим фактом таких переговоров.
3. Отказаться от любых договоров и сохранять враждебный нейтралитет по отношению к Германии. Это включает участие в ее экономической блокаде.
Варианты перечислены в порядке выгодности для СССР и, соответственно, невыгодности для Германии. При этом даже худший из них был для СССР куда лучше, чем ПМР.
>Понятно, что за сильно враждебную Польшу СССР не вступился бы, и риска для Германии насчет перехода войны с Польшей в войну с СССР не было.
СССР не должен был ни за кого вступаться. Ему нужно было бороться, прежде всего, за свои собственные жизненные интересы. И в этих интересах было ничем не способствовать усилению Германии и, тем более, не допускать вермахт к своим границам. А для этого можно и нужно было использовать кого и что угодно, в том числе и Польшу.
>Также понятно, что немцы заняли бы Польшу ровно в те же сроки, что и в реале (ну разве что какой изолированный гарнизон сдался бы несколько позже).
Немцы заняли бы Польшу вовсе не ровно в те же сроки, а несколько позднее. Им понадобилось бы добить и пленить те польские войска, которые были убиты и ранены Красной армией и попали в советский плен (а это в сумме 478,2 тыс. чел.) и оккупировать ту территорию, которую заняла КА (196 тыс. кв. км). При этом 17 сентября польские войска (кроме гарнизонов Варшавы и Модлина) не получили бы приказ кратчайшими путями отходить в Румынию или Венгрию (ушли за границу 84,6 тыс. чел.), а продолжали бы сражаться еще какое-то время.
>Так что в сухом остатке неподписания я вижу только такие вещи, как наступление немцев на ленинградском направлении от Нарвы, а не Немана, ну и подобные "радости" меньшего масштаба на центральном и южном направлениях.
Вы не приметили таких слонов, как Белостокский выступ, который стал ловушкой для сосредоточенной там 10-й армии; линию Молотова, на строительство которой напрасно ушли громадные материальные и людские ресурсы, которые были бы потрачены куда эффективней на совершенствование линии Сталина; времени, потраченного переброшенными к новой границе войсками на оборудование мест для жилья и боевой учебы вместо этой самой боевой учебы, ну и другие подобные "радости" меньшего масштаба.
>И еще вопрос - чего боялся Гитлер, что столь активно стремился к этому соглашению? То, что СССР за Польшу не вступится, было, полагаю, очевидно.
Гитлер боялся втянуться в длительную войну на истощение на два фронта. ПМР дал ему возможность избежать такой войны, о чем он сам не раз говорил. Имея в кармане ПМР, Гитлер получил бесценную возможность бить своих врагов поодиночке, и он ее не упустил. В результате соотношение сил в Европе коренным образом изменилось в пользу Германии. А потом настала очередь СССР...
>Разве что торговое эмбарго могло быть, что, впрочем, для Германии, бедной стратегическим сырьем (и еще не получившей доступа к румынской нефти, восточнофранцузским ископаемым и т.п.) не сахар.
Речь идет не о торговом эмбарго, а об экономической блокаде Германии, эффективность которой была бы куда выше, если бы в ней принял участие СССР. У Германии, кроме всего прочего, даже продовольствия не хватало.