альтернативка: "кристи" и "виккерс" не закупаются, Т-12/24 развиваются (+)
"Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но..."
За последнее время много читал на форуме споров о том, что лучше было сделать с Т-26, какие акценты расставить в танкостроении в 35-38 гг. Но почему-то все молчат о переломном моменте - волюнтаристском решении 29г "забить" на свои наработки (Т-18, Т-12/24) и закупить образцы танков за границей (с лицензией).
Как мне кажется, это решение привело к негативным последствиям (хотя было на первый взгляд оправдано). Именно поэтому к концу 30-х накопились многие тысячи непригодных образцов бтт.
Причина - вместе с образцами танков Виккерса и Кристи мы купили (как бы в нагрузку) заблуждение о достаточности противопульного бронирования и роли легких танков вообще.
Фактически до войны в Испании броня 13 мм считалась достаточной для танков, а упор делался на скорость и тп. Отсюда пошло увлечение быстроходными танками, концепцией "пехотных" и "крейсерских" ("кавалерийских") танков...
Поэтому предложил бы участникам форума "прикинуть" последствия, которые могло бы иметь решение об отказе закупки бтт "за рубежом" (если бы оно было принято в 29г и не менялось до конца 30-х).
Я вижу ситуацию так.
1. Продолжается развитие Т-12/24. У "заказчика" и конструкторов есть понимание того факта, что броня должна быть как минимум 20мм, вооружение пушечное, при этом можно пожертвовать скоростью (25 км/ч по шоссе).
Соответственно, где-то в 32-33гг имеем доведенную до ума машину с заданным ттх (броня 20мм, пушка 45мм, скорость 15-20 км по пересеченной местности).
Продолжая развитие этой концепции, к 37-38гг создается какой-нибудь Т-36 с броней 40мм, пушкой 57мм, скоростью по пересеченной местности 25-30 км.
Таким образом, к 40-41гг у СССР танки "старых типов" в количестве тысяч 10-15 танков представляют собой не "жестянки" БТ и Т-26, а вполне пригодные к боям с Т-3 и Т-4 (а главное - с пехотой вермахта), не шибко быстрые пехотные танки.
или
2. Развивается линия Т-28. Если изначально он проектировался (в 30-31гг) с 30мм лобовой броней и 18-20мм бортовой, то в отсутствие западных веяний развивается эта же идея о хорошо бронированной мощной машине в роли тяжелого танка прорыва. Т-28 выпускается нормальными сериями (авиаторы не "зажимают" М17Т) и совершенствуется наравне с Т-24.
По опыту войны в Испании Т-28 экранируют (как в 40-м), доводя броню до 50-60 мм, соответственно улучшая К 36-37гг надежность и тяговооруженность.
Получаем опять же в 41-м году 10-15 тысяч танков "старых типов" в составе экранированных Т-28, которые куда как лучше подходят для борьбы с Т-3 и Т-4, а главное - с пехотой вермахта.
Другим, "побочным" эффектом будет отсутствие всяких фантазий о "кавалерийских танках" (нет БТ с их "гоночными" скоростями). Соответственно, тактика не предполагает "кавалерийских" рейдов, крушения вражеской обороны гусеницами и тп.
Тактика строится на огневой мощи, вместо самостоятельных бросков на подготовленную оборону противника - действия вместе с пехотой, во взаимодействии с артиллерией...
Как негатив можно только предположить еще большее увлечение идеей многоярусного расположения вооружения.
Что до подвески - ее можно было отдельно покупать и внедрять (да и по-любому торсионы лучше). И это не настолько критично, если не заморачиваться высокими скоростями.
мо мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство! А.С. Пушкин'