От realswat Ответить на сообщение
К All
Дата 16.01.2016 00:12:54 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

Спрашивают - отвечаем. Про Самар

Разгул флотофилии достиг апогея, но всё-таки хотелось бы окончательно закрыть тему, чтобы больше никто и никогда... Поскольку оппоненты спрашивали про бой у о. Самар, и он, собственно, во многом остаётся символом "упадка линкора", прокомментирую развёрнуто.

1. Оперативный контекст. Это, в общем-то, соображение старое и не моё, но всё же не будет лишним ещё раз напомнить, что бой у о. Самар - это третье боевое столкновение за три дня для центрального соединения Курита. Японцы вели тяжёлую операцию против превосходящего в целом противника, и тот факт, что в конкретном месте в конкретное время они добились превосходства в силах, не сильно улучшал общий неблагоприятный фон для принятия решений японским командующим.
2. Это соображение я уже высказывал, но повторюсь: TG77.4 не было маленьким оперативным соединением. Три группы эскортных авианосцев, самолёты которых принимали непосредственное участие в отражении атаки Куриты - это, вообще говоря, 37 боевых кораблей (16 эскортных авианосцев, 9 эсминцев, 12 эскортных миноносцев), 473 самолёта (290 истребителей, 183 торпедоносца) и, навскидку, этак 18 тысяч человек личного состава.
3. Хотя эскортный авианосец - действительно боевой корабль "второго сорта", главная их ударная сила - торпедоносцы "Эвенджер" - вполне себе соответствовала требованиям 1944 г.
4. Соединение Курита, в свою очередь - это, конечно, самый крупный (но не самый продвинутый) в мире линкор. Однако этим достоинства японского соединения исчерпываются. К недостаткам оного же относились:
4.1 Разнородность сил, в первую очередь - по скорости линкоров и тяжёлых крейсеров, что в условиях "общей погони" и плохой видимости привело к распаду соединения и потере Куритой управления.
4.2 Неадекватное зенитное вооружение: сравнительно малое число зенитных орудий крупного калибра на линейных кораблях и тяжёлых крейсерах (на фоне современных, на 1944 г., американских кораблей), отсутствие автоматических зениток калибра 37..40 мм.
4.3 Неадекватная для 1944 г. противоминная артиллерия "Нагато", "Харуна" и "Конго", что так же во многом сказалось на ходе боя.
4.4 Отсутствие эффективных РЛС, что в условиях плохой видимости и активной постановки американцами дымовых завес позволило эсминцам и эскортным миноносцам последних выполнить во многом решившую дело контратаку, по ходу которой они приближались к японцам незамеченным на расстояние в 8000 и даже 4000 (!) ярдов. О том, как могло выглядеть отражение такой атаки американцами, с использованием современных РЛС - в приложении 1.
5. И, обратно, наличие РЛС на американских эсминцах и эскортных миноносцах, выполнявших контратаку. Благодаря РЛС они знали, куда двигаться, и - в ряде случаев - вели артиллерийский огонь и выпускали торпеды без визуального контакта. При этом стоит отметить, что в тех случаях, когда японцам удавалось увидеть корабли противника - их стрельба была очень точной и быстрой, американские эсминцы обычно получали многочисленные попадания после первых же залпов.
6. Общая проблема крейсеров времён ВМВ - они были слишком крупными и недостаточно многочисленными, чтобы считать их расходным материалом; в то же время они были очень уязвимыми - даже единичных попаданий бомб/торпед обычно хватало для тяжёлых повреждений; в случае с японцами эта проблема обострялась из-за большого числа практически ничем не защищённых кислородных торпед на борту. Между тем, потери японцев - именно тяжёлые крейсера.
7. Ряд очевидно неудачных или как минимум спорных решений Куриты (см. причины по пп. 1, 4.1). К числу которых относились "резервирование" эсминцев, попытка взять слабого противника "в клещи", усложнившая управление; и, конечно же, решение отвернуть в тот самый момент, когда японцы могли атаковать Taffy 2 - соединение, самолёты которого, во многом, и определили исход боя. Вообще, отвернуть от авианосного соединения - самое неудачное решение, которое может принять командующий соединением надводных кораблей без авиационного прикрытия, поскольку таким решением он ставит себя под удары, на которые не может толком ответить.

В итоге по японцам имеем - неоднородное соединение, с быстроходными/тихоходными кораблями, с новыми/устаревшими кораблями; с уставшим командующим, считавшим, что он выполняет очень сложную и непосильную задачу; и с потерей управления по ходу боя.
Словом, уроки Цусимы как они есть))

Естественно, такой расклад резко снижал эффективность действий тех, кто был "за линкоры".

Приложение 1. В том же сражении, но чуть позже, американцы показали, как мог современный крейсер, с современными РЛС, разбираться с крадущимся во тьме эсминцем (цитирую по Лундгрену, The World Wondere'd. What Really Happened off Samar).

At 0026 on 26 October, Rear Admiral Francis Eliot Maynard Whiting was in command of Cruiser Division 14 in his flagship Vincennes as part of TG 34.5. Approaching San Bernardino Strait while on course of 135° true at a speed of twenty-eight knots, Vincennes detected a target by her after SG radar at 41,000 yards, bearing 142°. Four minutes later the forward SG radar made contact bearing 147° at a distance of 35,000 yards. Whiting was ordered by Rear Admiral Badger in the Iowa to close and engage the target. The range was reduced to 29,800 yards by 0036; the range-keeper had a solution, the main battery was loaded and matched in automatic on the target. Speed was ordered reduced to twenty-five knots by 0039.
The range to the target fell to 20,500 yards by 0047, and the secondary battery was ready. Whiting changed course to 195° and then at 0053 to 250° true. With a target course of 269° and a speed of 20.5 knots, the range had decreased to 17,475 yards when Whiting gave the order to open fire at 0054. Main and secondary batteries engaged the target . After the initial salvo, the main guns were spotted up 200 yards, and the secondary guns were spotted down 100 yards. Continuous fire continued for three minutes when Whiting ordered the guns to check fire. The target had slowed and turned to 230°. A dull red glow was visible. At 0058, Whiting ordered the guns to resume fire from both the main and secondary batteries. The range had decreased to 16,850 yards, and the targets speed had been reduced to 11.5 knots. Flames burst from stem to stern with several heavy explosions. By 0101, the range was down to 14,870 yards, and the targets speed was seven knots. A minute later, the targets speed was down to 4-5 knots. Whiting checked fire at 0106 with the range at 13,650 yards. He then ordered Destroyer Division 103 to send two destroyers and finish her off.


Как-то так.