Пожалуй начну новую ветку. Вначале хотел привязаться к инсинуациям отечественных «правозащитников», но проблематика куда более фундаментальна, поэтому о ней следует поговорить особо.
Итак понятие свободы в марксизме и свобода вообще. Концепт свободы это специфически европейский вклад в мировую культуру — в отличии от восточных философских традиций, которые мыслили социальное в совсем иных понятиях, проблематика свободы красной нитью проходит через всю европейскую философию начиная от греков и заканчивая постпозитивистами и постмодернистами. Просвещение декларировало автономию личности, немецкая классика раскрыла диалектику субъекта, увенчавшуюся гегелевской формулой тождества свободы и самосознания свободы. Маркс открыл что личность в действительности гетерономна — является конкретной совокупностью всех общественных отношений. Тем самым свобода была проблематизирована — как должны быть устроены общественные отношения, чтобы детерминированная ими личность была автономна?
Воспользовавшись наработанным к настоящему моменту понятийным аппаратом ( не претендуя на оригинальность, специально написал сверхсжатый конспект - https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/18804.htm - просто чтобы не путаться в понятиях) можно сформулиповать следующие критерии свободного коммунистического общества:
0.Условие устойчивости воспроизводства
1.Максимизация мощности деятельности
2.Максимальное освоение каждым индивидом всего богатства деятельностных способностей
3.Публичная свобода сборки и деконструкции социальных машин
Для начала свободное общество должно просто существовать как резистентный социальный организм. Об этом часто забывают, но это необходимое условие - абстрактные декларации, нарушающие условия воспроизводства бесполезны. Если общество научилось выживать, то его первой целью будет расширение многообразия деятельностей и рост совокупной мощности, которую можно перераспределять между различными видами деятельности. Эта пара критериев выражает толстый слой производственных детерминизмов, исследованию которых посвящены множество работ от «Капитала» до «Полилогии». Критерий №2 это известное условие коммунизма по Ильенкову — главная цель психолого-педагогической программы воспитания всесторонне развитой личности. А вот о третьем критерии следует поговорить особо как о наиболее проблемном, потому как здесь по существу не наработано ничего кроме деклараций. Личность по Гегелю, Марксу и Ильенкову это субъект свободно творящий Историю — мало присвоить всё богатство деятельностных способностей, надо иметь возможность их свободно применять. Каждый этап становления личности это становление свободным субъектом по отношению к определенному типу способностей. В истинно свободном обществе каждый может по своему произволу выбирать какую деятельность создавать, какую проблему поставить или решать — своеобразные «академические свободы». Но в том то и дело, что деятельности и проблемы существуют не сами по себе, а в социальном поле - они обрабатываются социальными машинами, либо естественными, либо искусственно спроектированными. Таким образом свобода создания деятельностей это свобода конструирования социальных машин. С другой стороны, отчуждение деятельности это господство одной социальной машины (например рынка), заполонившей все общество. Поэтому, в отличии от деятельности, не подлежащей уничтожению (а только утилизации, переводу в мемориальный формат), социальные отношения с необходимостью должны деконструироваться по мере надобности. Итак, свобода это коммуникативное понятие, и именно узурпация свободы была проблемой, которую не смогли решить в СССР. Сейчас проблема стоит особенно остро — технические средства тотального контроля (тема сегодняшнего выпуска «Что делать?») являются предпосылками как свободы, так и тоталитаризма. Вопрос в том кто и кого будет контролировать? Тотальному контролю подлежат институты — корпорации, ведомства, спецслужбы и т. д. - общезначимая информация должна быть максимально публичной, личная должна быть максимально защищена. Здесь возникает приватность как эпифеномен свободы — общедоступность информации требует защиты личности от подделки - отсюда и «тайна личности» как конфиденциальность личной истории (история присвоения и наделения деятельностью) — того что делает личность индивидуальной.