Автономия личности – фантом этики, потому что описывает возможность свободы личности от общества. Этических систем я знаю две – кантианскую и спинозистскую.
Кантовская этика работает в определенной модели общества. Общество создало человека (творец) и бросило на произвол судьбы (принцип свободы воли). Но личная свобода существует только внутри выгороженного из общественного пространства личного участка, приватизированной части общественного поля. Заборчик, граница личного пространства, создана запретами (грех). Человек как природная скотина (первородный грех) хотел бы нарушать запреты, но как разумный эгоист понимает, что тогда и в отношении него запреты будут отменены и ему придется не очень сладко (отлучение от царствия небесного). Поповская модель имеет мало общего с реальностью, но именно из нее сначала Кант выводит свою этику, а затем Поппер – противопоставление тоталитарного и открытого общества. В тоталитарном обществе забор превратился в столбик, на верхушке которого сидит затравленный обществом индивид. Личное пространство бесконечно мало. В открытом обществе личное пространство бесконечно велико. Заборов нет, сильные поедают слабых.
Кант - певец заборов, потому что трус, Поппер - враг заборов, потому что вор. Поэтому они описывают один и тот же забор по-разному. Между Кантом и Поппером меньше общего, чем между обывателем и разбойником. Но забор, как центральный элемент модели общества, у них один. Модель ложная и дает ложные различения т.е. не дает понятий. Кирпич на котором написано неприличное слово отличается от кирпича на котором ничего не написано, но на прочность кирпича содержание надписи не влияет. Разница есть, но она не важна. Слово «тоталитаризм» есть, а понятия - нет. Потому что описывается несуществующий забор.
Спиноза в своей этике исходит из другой модели общества. Общество создает человека, но процесс созидания продолжается всегда. Человек – продукт общественных отношений в которые он включен. Отношения формируют личность. Они продолжаются внутри личности и граница между обществом и индивидом, как граница между организмом и окружающей средой, изменчива, непостоянна и не всегда различима. Граница между рыбой и рекой. Много в рыбе своего собственного, не речного? Свобода человека ограничивается не грехом, а мощностью самого человека и его способностью взаимодействовать с обществом. Если мощь общества гасит мощность человека, потому что они разнонаправлены, то человек подавляется обществом. И наоборот, если к мощности человека добавляется мощь общества, потому что они однонаправлены, человек пользуется обществом. Свобода по Спинозе заключается в увеличении деятельных способностей человека. Для чего нужно правильно согласовывать способ существования человека и общества.
Спинозистская модель общества с точки зрения Поппера – тоталитарная. В ней попперовское различение исчезает. Не тоталитарных обществ нет. Поппер хотел снести кантовские заборы и выпустить индивида на волю. Спиноза заборов не придумывает. У него общество живет и внутри индивида в измененном виде. От общества не спрятаться и не убежать. С отказом от поповской модели мира «ученый» Поппер становится не нужен.
При социализме и при капитализме есть люди которым с обществом не по пути. Они либо сформировались в предыдущем укладе, либо уже созрели для следующего. Общество их либо притормаживает, либо тащит, либо давит. Но к автономии личности это не имеет отношения. Просто несовпадение векторов.