От С.КАРА-МУРЗА Ответить на сообщение
К All
Дата 15.02.2001 11:59:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

551. Снят слой иллюзий

Последние выступления Галилеева и BILLа сняли еще один слой иллюзий. Галилеев считает правильным, если вымрут все, у кого пепел Клааса не разбил сердце и которые осмелились жить после слезинки ребенка. BILL призывает всех, кто умеет делать подводные лодки и ракеты, переучиться на портных - а портным, видимо, испариться. Таким образом, от самых добрых демократов получена в чистой форме дилемма: революция или общая гибель.
Для уточнения формулировок даю статью, которую у меня попросили в газету "Россия".
Что за строй возник в России и куда он движется?
Через десять лет радикальной реформы полностью лишилась смысла та доктрина, которую декларировали демократы первой волны, поставившие своей главной целью слом советской системы и «создание необратимости». Эти цели в главном достигнуты, но позитивная программа была или политическим мошенничеством, или следствием фундаментальной ошибки. Говорилось о «возврате в цивилизациию», о вступлении в «наш общий европейский дом». Короче, о переходе к гражданскому обществу и либеральной рыночной экономике, попросту – к капитализму западного типа. Кто-то мусолил «шведскую модель», заманивал социал-демократическим вариантом, кто-то был влюблен в Тэтчер. В идеологии реформаторов господствовали догмы неолиберализма и даже мальтузианского фундаментализма, самые упертые демократы – из гуманитарной интеллигенции – славили Пиночета, интеллигенция поскромнее – Столыпина. Но и сомнений поначалу не было, что Россия обретет настоящий западный капитализм.
Лет через пять пластинку сменили, Е.Боннэр сказала, что у нас будет нечто похожее на Гватемалу, а нежный патриот А.Кончаловский за идеал для России взял Бразилию. Еще через пару-тройку лет стали говорить, что Бразилия для России, конечно, идеал, но идеал недоступный. У нас складывается нечто необычное, в писаной истории небывалое. Не знали ни Гегель, ни Маркс, ни Фридман такой общественно-экономической формации, что устроит в России бригада реформаторов под защитой их крутого крестного отца.
Это – предыстория, а теперь попробуем разобраться. Некий общественный строй в России создан, это факт. Многие его подсистемы еще очень рыхлы, много прорех, но выявить его устойчивые признаки можно. Бесполезно пытаться втиснуть его в известную классификацию истмата или либерализма (как нельзя было, если говорить откровенно, втиснуть в них и советский строй). Лучше отложить в сторону учебник и нарисовать портрет этого строя, хотя бы крупными мазками, но исходя из земных, абсолютных понятий. У кого собственность, как с ней управились, чем живы люди, что едят, чем болеют, чего боятся, на что надеются. По всем признакам можно сказать, чем не является этот строй – это не капитализм и не либерализм. Наоборот, здесь капитал, полученный готовеньким от СССР, превращается в деньги, проедается и вывозится. Здесь нет права собственности: работник, продавший свой товар (рабочую силу) получает за нее не реальную стоимость, а миску похлебки. Причем такую маленькую, что не может содержать семью, и воспроизводство народа невозможно. Согласно докладу ЦРУ, при этом строе мы за 15 лет потеряем еще 15 миллионов. А там и пойдет.
Судя по всему, реформаторы махнули рукой на все свои планы (если они были), и озабочены лишь тем, чтобы страна издохла без криков, и чтобы все ликвидные части трупа можно было повыгоднее продать. Потом они потушат свет и тихонько закроют за собой дверь. Это видно из того, что был шанс вложить нефтедоллары 2000 г. хотя бы в самые критические отрасли хозяйства. Хотя бы в Газпром, чтобы продлить агонию. Но нет, посчитали ненужным, вывезли деньги. На отмеренный нам срок хватит и ржавых труб.
Если дать бытовую аналогию, то этот строй – это жизнеустройство, которое возникает в городке, захваченном бандой. Она просто грабит город, а горожане в шоке и не могут организовать сопротивление. Если же взять теорию, то это – создание криминального порядка в «бросовой» колонии, которую не хотят включать в систему «метрополия-колония». Сюда не едут колонисты, не разбивают плантаций, не открывают университетов. Эту землю и этот народ высасывают, чтобы потом бросить. Поэтому и порядок здесь не от колонизаторов, а из местного сброда.
Даже если Путин, как многие надеются, хочет переломить этот ход событий, пока не очень это получается. Возможно, сил не хватает, а обратиться к народу страшно. Пока крикнешь…
Если бы общество вовремя осознало, что спасением для страны уже может быть только революция, то эта революция могла бы произойти сразу снизу и сверху, и была бы не только мирной, но и почти незаметной.