|
От
|
Ф. Александер
|
|
К
|
Виктор
|
|
Дата
|
18.11.2002 14:04:20
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Феномен образа мага в литературе
С форума по фантастике
http://www.gameforums.ru/showthreaded.php?Cat=&Board=fantastics
Когда-то я сделал интересное наблюдение о том, что образ мага обычно гораздо больше вписывается не в тот
вымышленный мир, где он действует, а в то время, когда живут писатели, придумывающие магов, и читатели,
которым авторы обращаются.
Маг в современной беллетристике - это человек, для которого не существует всех проблем или ограничений,
которые представляют собой такие серьезные препятствия в жизни человека. Как правило магу не нужно думать
о хлебе насущном, так как он сыт и благополучен мановением руки. Магу редко приходится страдать от
унижений и несправедливостей со стороны ближних - заклинания, вызывающее страх, поклонение или любовь
всегда наготове. Магу также не приходится мучиться вопросами о смысле своего существования, так как ему
открыта эта тайна, и он приобщен к скрытому от непосвященных мистическому знинию об истинной стороне
жизни. Вдобавок, маг не занят поиском законов, заставляющих быть жизнь такой, какова она есть, так как он
и есть этот закон. Он, маг, вместе с другими магами решает судьбу человечества, поднимаясь над извечными
вопросами цены, вины и цели.
Давайте пройдемся по знаковым книгам магической фантастики, чтобы посмотреть, как менялся образ мага от
времени к времени, от страны к стране. Профессор-англичанин Толкиен в годы ужаснейшей за всю историю
человечества войны описывает в своих книгах эпическую борьбу народов со злом. Его маги - посланцы сил
света, которые должны вдохновлять народ на борьбу, сплачивать их, даровать им высшие ценности и вести на
борьбу с силами тьмы. Но их противниками предстают те же маги, ведь Гендальф, Саруман и Саурон - все они
имеют одинаковое происхождение, можно сказать, что они - братья. И так, высшие силы решают судьбу
человечества, воплощая те или иные идеалы, и не по изначальной прдназначенности, а имея возможность
сделать выбор, как поступил Саруман. Да, это было время великих свершений, когда такие люди, как Сталин,
Гитлер, Рузвельт, Черчилль были не просто людьми, но символами, объединявшими миллионы людей,
властителями, твердой рукой чертившие границы между странами, народами и верами. Сотни народов еще не
похоронила своих героев и не прокляли своих мучителей, а в горних сферах властители-чародеи уже решали их
судьбы на многие поколения вперед.
В разгар холодной войны, в 70-е годы блестяще образованный американец описывает новых магов,
присутствующих уже не в далекой и давней вымышленной реальности, а среди нас, в нашей жизни. Амбер,
населеный истинными людьми, представляет собой оразец, шабон, единственный на все бытие идеал, а все
другие времена и страны - это лишь жалкие подобия совершенства, его отражения. Маги Роджера Желязны по
праву крови имеют право властвовать уже не народами, а целыми мирами. Они и сами не знают, блуждают ли они
по бесконечному многообразию отражений или сами создают эти отражения, это и не волнует их. Принцы и
принцессы Амбера во всю увлечены самым интересным, что только может быть на свете - борьбой за власть. Но
этой захватывающей игре угрожает опасность - светлому, образцовому Амберу противостоит Хаос - могучая и
страшная империя зла, попирающая все, что дорого Амберцам (а значит - и всему миру). Цикл об Амбере, как
предельно радикальное отражение евроцентризма, просто поражает воображение, а глобальное противостояние
порядка и хаоса, протянувшееся через все отражения, конечно же коснулось и нашей с вами реальности. И вот,
герои Желязны возглавляют битвы холодной войны, не прекращая бесконечные интриги и подчас жестокие между
своими. Они не связаны никакими ценностями даже по отношению к своим, чего уж говорить о жалких
отражениях, которые и существуют-то не вполне! Их высшая ценность - свое драгоценое, вечное и неповторимое
"я", недостижимый идеал идивидуалистичной цивилизации Запада, так и не нашедшей рецепт бессмертия, но не
жалающей нести ответственность перед будущими поколениями. В романах Желязны конец истории наступил еще до
ее начала.
А в это время, в светлые и оптимистичные советские 60-е, вдали от заходящейся в "атомном страхе" Америки,
в самом сердце "империи зла" рождаются совсем другие маги - трудолюбивые, самоотверженные и справедливые
маги-ученые, сотрудники института, изучающего человеческое счастье. Стругацкие описывают мага, как
человека, который живет ради других, который ставит общественное выше личного, отринув эгоистические
желания. Перед таким человек нет ничего невозможного, и маги Стругацких дерзко покоряют само время. Их
идеал - труд, творчество и интеллектуальные свершения во всю их бесконечную жизнь. Молодые советские
ученые братья Стругацкие воплотили в своих магах образ интеллигента-шестидесятника, вечных детей, которые
сейчас состарились так и не повзрослев.
Прошло время, Советский Союз исчез, как Атлантида, и на руинах великой державы, ставшей добычей воров и
бандитов завелись новые маги. Сергей Лукьяненко, разочарованный трансфорацией страны, молодой любитель
фантастики, а позднее - преуспевающий фантаст - пишет книгу о магах в нашей жизни. Новые маги скрываются
от простых людей, но по-прежнему определяют их судьбы. Их отношения друг с другом напоминают банды,
которые вечно делят сферы влияния, или спецслужбы великих держав, которые ведут бесконечную шахматную
партию. Скорее, это бандиты, потому что в книге мы наблюдаем ни что иное, как разборки, подставы и крыши,
щедро сдобренные оправдательной и циничной демагогией.
Еще один шаг вперед (или назад?) и мы - в нашем времени. Мир без ума от детской сказки английской
писательницы Роулинг, в которой маги просто мирно живут, тихо и незаметно решая свои волшебные проблемы,
втайне борясь со своими волшебными врагами. Люди не нужны этим магам, они держат свое существование в
тайне от них. Одни маги просто презирают людей, считая их беды и трагедии слишком низменными для своего
внимания. Другие хотят уничтожить всех людей, чтобы не путались под ногами. Простые люди предстают в
сказке жалкими и эгоистичными, которые без конца надоедали бы магам своими смехотворными просьбами, узнай
они о существовании волшебников. В этих образах легко узнается мировая элита, всемогущая,
безответственная, для которых не существует людей, а есть только электорат (что-то вроде маны) и нет
стран, а есть лишь экономические пространства, порой населенные неоправданно большим количеством
населения. Здесь силы добра восстают против рационального уничтожения людей лишь для того, чтобы вовсе не
замечать их.
Круг замкнулся, в начале нового века мы опять оказались в Англии. Но где же те великие маги, которые
поднимали народы на борьбу со злом, которые существовали лишь для служения людям, которые не правили, но
короновали законных правителей, стоя рядом, которые просто уходили, когда их борьба завершалась? Их нет,
новые маги бесцельно и жалко скрываются по щелям мира, как тараканы, не имея своих ценностей и лишь с
отвращением доедающие великое идейное наследие.
И еще оттуда же:
Еще небольшое добавление к соотнесению образа мага и доктрины индивидуализма.
А ведь, если посмотреть на нашу фантастику чуть шире, то мы можем увидеть довольно много фигур похожих на магов хотя и не произносящих заклинания. Самый типичный пример - многочисленный клан Маклаудов : )
Причем, на пути популяризации образа можно проследить вектор зрительской мечты. Оригинальный фильм - это эпос о вечной битве бессмертных, похожих на языческих богов, перенесенный в наши дни. Эта возвышенная борьба - и есть смысл их бесконечной жизни. Когда они сражаются, беснуются стихии - ударяют молнии, сотрясается земля, бушуют ураганы. Их борьба замирает там, где беспредельная власть Белого Христа, там они как будто становятся обычными смертными. А приз в вечной борьбе - на власть над миром, а служением всем людям на свете разом. Образы глубокие и высокие.
Но из всей этой истории сердце обывателя затронула только... идея бессмертия. Тот Горец, который действует в телесериале - это не божество из древнего эпоса, а веселый, развлекающийся во всех временах и странах красавец, для которого столкновения с бесчисленными собратьями (среди которых завелись и прекрасные женщины) - только игра, придающая бесконечной жизни азарт.
Такой бессмертный - истинный либерал. Он пользуется предельной свободой. Он свободен от уз брака и семейного долга, от истории предков. Он не чувствует себе связанным законом, границами. Он не болеет и не умирает (кстати, ему не нужно страшиться подхватить СПИД или хотя бы сифак в бесконечных любовных похождениях). Он свободен от страха смерти. Крошечная условность его убиения, отрубание головы - лишь подарок сюжету, придающий смысл всей истории. Должен же сам Горец убивать достойных противников? : )
Другой похожий пример - популярность образа вампира. Он почти идентичен образу Горца, только та попсовая гуманистическая идейность сериала про Горца вообще отбрасывается. Вампиры - злые, они даже не обязаны делать что-то хорошее. По сути, вампир - еще свободнее и индивидуалистичнее, чем бессметрный горец, так как он свободен еще и от идеалов добра.