От Pout Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.07.2001 12:42:33 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

От фольклора к религии. Квант знания и веры

От фольклора - к религии. КВАНТ ЗНАНИЯ и ВЕРЫ.

В поисках Кванта знания и веры
======================


Есть задачи, которые еще не решены даже по-крупному и вчерне, вместо
решения их используются (порой произвольные и частные)метафоры. К ним
относится проблема связи веры и знания.

МЕТАФОРЫ конечно требуются для спрямления долгого извилистого пути,но
постраюсь их свести к прослоечному миниммуму, С ХОДУ СЛЕПЛЮ ДЛЯ
УПРОЩЕНИЯ МЕТАФОРИЗАЦИЮ.
В квантАх (жаргонное название квантовой механики)есть понятие тонкой
структуры. Энергетические уровни(основная струкутра)могут расщепляться.
С точки зрения внешних проявлений(излучения квантов ) переходы между
подуровнями так же важны, как и переходы между основными. Основные
уровни атома водорода и переходы между ними - мощные линии в видимой
части спектра, но переходы между уровнями тонкой структуры - в
радиодиапазоне - одно из самых распространенных во Вселенной излучений,
до такой степени, что не волне 21 см (тонкая структура одного уровня
электронной орбиты - электрон просто"перворачивается"на нем )
предполагался поиск внеземных цивилизаций.

"Внешние проявления" нутряной, имманентной простонародной идеологии
(это не шутки) как правило объясняются по сути набором стандартных( с
логической точки зрения)ходов и построений. См. в пригагаемых текстах
многчисленные "объяснения"фольклористов, этнологов, паремиологов и проч.
Этого недостаточно. Семиотика тоже первоначально ограничила круг
изучения одной семантикой знаков, да еще и переполнила терминами знак и
символ все подряд без разбора. Надо учитывать тонкую структуру
связности ментально-волевых феноменов , без нее поиск объсянений для
феноменов вроде новых(или"бедных")религий современных городских и
фавельных цивилизаций уже бесперспективен. (Недавно появился кстати
анализ расцвета и даже господства современной "бедной религии" В
близкородственной нам фавело-городской Бразилии. Там это -
"кандобле"и прочая удешевлленная модернизированная мешанина, идущая от
африканских рабов. Книжка есть замечательная про нее, женщина "изнутри"о
вкусом ее описала, - отчасти про наше будущее , как вариант). Нельзя
полагаться на прежние механические объяснительные модели по стандартам
школьных и вузовских учнебников, идти на поводу страых и новомодных
веяний - вроде недавней царицы толкований семиотики. С другой стороны,
надо преодолевать соблазн иррационализма и всякого рода"интуитивизма"на
ровном месте(вариант разозлившегося на "дураков"Панченко)..

Можно конечно как Панченко про мавзолей заявить , что "дурацкие"все
эти _массовидные_простонароные идеологические феномены нужно(такова уж
их натура, природа) не _понимать_ разумом, а только _толковать_ задним
числом через _опосредованные_ проявления вроде обряда и
ритуала.(См.пересказ пассажей академика в окончании постинга "Казус
мавзолея"). Слаб головкой, дурак бедный народ, то-то и вера и религия у
него первобытные, дурацкие - особенно когда он оставлен сам с собой,
без присмотра ведомств вроде синода и агитпропа. При архаизационных
сломах, "фавелизации" - особенно. На разломах истории, в 1917 и 1880,
так и случилось. Вот и вся недолга. Вот и причина расцвета диких побегов
"бедной религии", отзвуки и реанимация чуть ли не представлений гольдов,
ненцев, йоруба(носителей наиболее мошной африканской магической
традиции) . "Дурака"Дерсу и "дурака"Ивана
можно пожалеть и снисходительно пожалеть.
Прийдя домой, академик остынет от эмоций, зевнет, перкрестившись на
икону, а назватра как настоящий воцерковленный верующий(это вам не 95
процентов нынешних "новобращееных в православие"дешовок ), поставит
свечку и скушает просвирку, причащаясь христовой плоти.Это вам не как
нибудь что, а что-нибудь как!(с)г-н Голохвастов

Другие типы причинности

Этой важнейшей междисциплинарной задачей заниматься положено
философам, методологам, обобщающим наработки конкретных наук и дисциплин
последнего времени. Но за отсуствием заказа приходиться заниматьтся их
и.о. Семиотиков уже упомянул. См. в Ссылках - по философии экономики -
как это пытается делать Гребнев. Причинность в экономике существенно
нелинейна по сравнению с обычным детерминизмом, простого тупого как в
механике движения твердых тел детерминизма там не хватает. Эквивалентами
(пока что наиболее успешнми)освоения такого типа нелинейностей являются
диалектические методы. Б.ЗАГРЕЕВУ Я ВНОВЬ СОВЕТУЮ ЗАДУМАТЬСЯ НАД
ПОДОCНОВОЙ ТЕХ ВЕЩЕЙ, которые он не мудрствуя берет как сами собой
разумеющиеся. Происходящее после А событие Б не обязательно означает,
что Б причинено А по типу удара шара об шар. Связь может быть иного
типа, нелинейной. ОБ ЭТОМ ЖЕ В ДРУГИХ ТЕРМИНАХ ТУТ ШЛА РЕЧЬ СО СЫЛКОЙ
НА САЙТ ТРАЙОНГ.ОРГ(tryoung.org)

Исследования(на полевом сыром материале)антропологов последних лет
,когда удалось продвинуться дальше предыдущих методов господствующих
направлений (вроде структурализма), на основе национальных сохранившихся
кульур помогают наполнить ясным и понятным(а не заумным)содержанием это
важное понятие и в главной философии - житейской, той, которая содержит
и которая органично "воспаряет"из повседневной практики людей. Того, что
назыввается (после Грамши)"практически действенным мировоззрением".
Содержащимся в праксисе, а не только в словах, знаках и построениях с
ними.

О том, что логика примитива устроена иначе, нежели привычная нам
любая "нормальная логика"по правилам умозаключений , говорили начиная с
Леви-Брюлля неоднократно. Прекрасные подвижки одновременно с жестким
разбором Леви-Брюлля сделал Л.С.Выготский.
Тем не менее, нулевой уровень постанвоки вопроса у ЛБ остается исходным.
Логика примитивного(магического)мышления иная, тип связи между звеньями
в нем - тоже. БЕДА В ТОМ, ЧТО, КАК ПОКАЗАЛИ ДИСКУССИИ, НИКТО НЕ
СООТНОСИТ этот тип с широко распространенным по сю пору обывательским,
житейским мышлением. Архаика и пралогика всплывает из под коры
кажущегося модернизированным насквозь человека, причем всплывает уже в
искаженных, нечистых. превращенныхх формах, которые трудно истолковать
верно. Для этого надо обратиться к исходным фОРМАМ, ГДЕ "КВАНТ"ЗНАНИЯ И
ВЕРЫ ЕЩЕ СОВПАДАЛ В ОДНОМ ТИПЕ МЫШЛЕНИЯ - МАГИЧЕСКОМ.

Тем не менее, наши исследовательницы-этнологи, семиотики етс(Новик,
Христофорова, Головин, Гура) сумели наконец поймать долго не дававшуюся
змею за хвост. Как русские сказки и прочий фольклороный матерал
считается великолепным исходником для построения концепций"исторической
основы фольклора"(институтов архаичного общества, такие как инициации -
Пропп), так сохранившийся паремиологический
материал(приметы,поговорки)народов нашей страны, особенно северных,
позволяет создать базу для установления квантов тонкой струтктуры. Там
мы и увидим В ДЕЙСТВИИ этот другой тип причинности.Это имеет прямой
выход на понимание того, что есть "причинение", связность и
соподчинений категорий( типа "сеток", а не "систем")вообще в развернутых
концепциях мира, как он выглядит для славянского хрестьянина. Лучше и
фундаментальней всего классификация "общей ненаучной системы мира через
коды"прописана Гурой, через звериный код.

Разумеется, все мы как настоящие городские люди много и смачно
смеялись над чукчами и объяснениями "причинения" во "всем
известных"народных приметах, для этого много ума не надо.(Над кушанием
просвирок смеяться и издеваться можно точно так же, но это по нынешним
господствующим представленям - крайне неприлично и бестактно. Это ж
ОБРЯД истинной исконной веры в ХРАМЕ божием! а не суеверие какого-то
каззла в дымной избе или тем паче яранге). Кажущаяся механистическая
произвольная связь простых заурядных событий с "метафизическим"планом
умиляет каждого образованца. Рассыпал на столе (НБ статью "Стол" в
"Словаре мифологии") соль - быть ссоре. Каркает пролетающая над домом
ворона - к беде (см. ниже у ненцев то же самое). Увидел во сне выпавший
зуб - умрет родственник(см.ниже - у "чукчей" ТО ЖЕ САМОЕ!). Залетела
птица в комнату - к смерти. (У всех "чукчей" - ТО ЖЕ значение приметы!).
Выпил церковного вина-кагору - причастился христовой крови, так
кажется. Мда, это я сбился. Это совсем не то!!!

Крестьяне-славяне по мере образованцев конечно казлы, когда в
период"волчьих дней"накладывают табу на пользование всеми режущими и
колющими предметами. Потому что ножницы, капканы и тп. - это волчья
пасть. Связь, овеществление (причем в четкие дни - целую
неделю)"исходного стереотипа" прямая и беспрекословная. Это не
"ассоциируется с", не "символизирует", как написано в школьных учебниках
и кажется - чего уж ясней -"само собой понятным". Не субститут, не
эквивалент, а - пасть. Ну или там колыхание воды в проруби на крещение =
это свидетльство чаемого появления Христа в ответ на _правильное
проведение ритуала_(тут и везде в один момент - как и почему ,
запредельно для любого типа"причинения").Такой же природы бесчисленные
"причинные псевдосвязи"(партиципационные) в обрядовых действих, когда
например в критическую пору засухи, для вызывания дождя требовались
обряды. связанные с разного рода обливаниями водой , а поскольку задача
была - плодородие земли обеспечить - совершала девочка(и), не рожавшая,
"чистая" и нагая и т.п.и т.п. Это ладно, набором сопряженных предметов и
вещей - нам, городским-асфальтным жителям, вроде бы"понятно". Помните,
как девчонка-рецензентка умилялась над классификацией зверюшек у Гуры?
приплетая к делу борхеса-модерниста, изображая из себя понимание ?
НИ хрена она не поняла, полностью пролетела мимо мощного цимеса
концепции.
Вода из тучи и обливание девочки - ладно, "связь просматривается"хоть
какая-то, это даже старые антропологи называют
всяко-научно("симпатическая магия"например. См в текстах о приметах
такого квазиобъяснения - навалом). Но вот докопаться до исконной,
глубинной версии, наиболее чистой - и самой "дурацкой" -потому что
исторически, формационно первой - удалось на фольклоре северных народов.
Их успели захватить тепленькими(первым - Богораз, сосланный при царе к
чукчам. Были и другие великолепные исследователи). И тут не на шутку
озадачились "дурачествам"взрослых "чукчей"вроде оборотничества,
превращенчества, языка животных и прочего арсенала, которым любит
баловать мудаков нынешний масскульт и фэнтези. Задурили головы людям не
меньше, чем антисоветскими мифами. Отсюда же растет и гигантская серия
анекдотов о чукчах(пра-ально, О НЕНАШЕМ ТИПЕ ПОВЕДЕНИЯ И
МЫШЛЕНИЯ!!пра-льно!) При попытках вести серьезнный разговор неминуемо
начинаются смешки и верчения пальцев у висков. Как-же, читали-с
...Конан-варвар, или там Мыфология и магия язычников-славян...
И с серьезными научниками с другой стороны дело керосин. Чтобы не
впасть в сто первый вариант описания"ассоциаций"и"знаковой картины" а ля
семиотики, надо сделать ряд ответвлений и пробросить по ним методические
вехи, за которые приходится держаться. Отсюда сразу четыре теперешних
постинга "гнездом"по теме.

- . -
Несколько аспектов

Один аспект - соотношение пралогического("магического")и "современного
понятийного"(вплоть до школьно-учебного)типов мышления обсуждался в
дискуссии , которую выложу отдельно(см. Копилку). Проясняются их
исторически(каждая в свой черед) схожие роли, поразительное
функциональное родство и в то же время принципиальныое различия в типах
логики, причинения, струкутрности, кодов и соотнесенности с практикой.
Архаика и модерн стадиально отличны и потому мышления - противоположны.
Но в лакунах гнездятся гибриды и из развалин модерна вылезает
"пост-фольклор"и "новые пост-архаики", которые - ни то ни се. Вторичный,
мутный и "ухудшенный"клон архаики настоящей.
В этом постинге выделен аспект, который относится к _логике
толкований_, составляющей основу ПРИМЕТЫ, кванта первой веры и
одновременно первого знания человека. Термин выглядит как оксюморон.
Такого в природе вроде не должно быть, потому что _толкование_ это
процесс замещающий и эквивалентный понятийному _пониманию_. Поэтому
разрешение проблемы , конечно, диалектическое.
Почему примета и логика толкований - квант, клеточка будущего
целого - это можно будет показать позже с наращиванием материала, в двух
постингах по материалам исследователей это уже проступает.

Понадобится качественный исторический анализ происхождения и
развития _простонародной_ религии. Если Вы думаете, что таких много(а
казалось бы- интерес к "этой сфере"небывалый) , то это жестокая ошибка.
Есть всего ОДНА фундаментальная работа, слава богу, богу слава - по
близкородственной нам _греческой_народной религии, сельской, а
затем(полис) - городской. Мартин Нильсен, "Греческая народная
релиния"(1952), недавно наконец-то эта популярная брошюра Нильсена -
пока единственная его работа - появилась по-русски в изд-ве Алетейя. В
греческой деревне - совсем не тот торжественный олимпийский пантеон,
который мы все помним по творениям высокой культуры и образцам"самой
знаменитой мифологии", а куда более простенькие культы(имена те
же,Зевсы-Персефоны, _культы и обряды_ - нет, это скорей наши братья
хрестьяне). В городе - для повседневных нужд народа -
предсказатели,целительницы-экстрасенсы,"бабушки Дарьи",
астрологи...блин. Попов у них не было, полная швабода
слова-собраний-религии, и вот - как и мы. Как будто не минуло 2.5 тыс
лет. А до этого абсолютно аналогичную эволюции от нутряной деревенской
к городской народной религии находят в Месопотамии. Гороскопы-то откуда
пошли, помните. "Из блудилища- Вавилона".

- -
ладно, на этом прервусь пока. Разгадки - "почему это так", и что
именно обеспечивает"тип причинения" в приметах, который далеко уходит от
каузальности - припасена на конец истории. Возможно, насколько я понимаю
некоторые мысли Гвардини, дело все-таки не в присутствии или выпадении
мистического"религиозного органа" у того или иного народа или
цивилизации, а в более прозаических, стадиальных вещах. Пока смотрите
какие заросли искусно свиты из диких побегов руками Христофоровой, как
это иллюстрируется жизнедеятельностью чистейшего как слеза
"примитива"Дерсу и как одно(современное толкование через
понимание)соответствует другому
(толкованию просто).

литература -часть будет из сети(когда проверю ссылки)
==================
1.Христофорова О.Б. Логика толкований.Фольклор и моделирование поведения
в архаических культурах. М.РГГУ. 1998
2. Новик Е.С. Прагматический смысл магических обрядов.- Лотмановский
сборник 1, М.1997
3. рецензия на "Кандомбле"(Ех libris)
4. рецензия на Нильсена (Ex libris)
5. Синявский А.Д.."Иван-дурак. Очерки народной руской веры" Париж.
1991(переиздана дважды - М.1996, 2000)
тут в сети уже есть
====================
1. Словарь славянской мифологии (статьи Гуры, Топоркова и других)
http://www.patent-mcci.ru/new/z/jats1.htm

2. начало дискусии "Наука и магия" о "примитивном мышлении"
на сайте лазер.ру.
http://www.laser.ru/ru/philfaq/presn_o_magii.html

Там же точные ссылки на Голдстейн, Гура, Выготский, Пропп ( в сети),
Токарев
Положен в Копилку файл magicscience с отрывками из дискусии
3. полностью статья Христофоровой и реферат по ней
постинг"Логика толкований"
4. выжимки из"Уссурийского края" В Арсеньева
постинг"Главный герой-примитив и его"дурацкая религия""

====================================================