От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 16.07.2001 13:30:56 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Логика толкований


О.Христофорова
http://www.ruthenia.ru/folklore/hristoforova2.htm

..
мы определяем примету как истолкование некой ситуации (реальной или
увиденной во сне), которое используется носителями традиции для
построения своего поведения. Иными словами, примета есть некий знак,
интерпретация которого моделирует поведение человека. На адекватность
такого понимания указывает и народная терминология: слова, которыми у
народов Сибири называются приметы (ненецк. пун, эвенк. самэлки, эвенск.
хам и др.), имеют значения "знак", "ориентир"

Приметы представляют собой однофразовые тексты, состоящие из двух
частей. В левой содержится описание реальной ситуации или сна, в правой
раскрывается смысл этой ситуации, сообщается, что она означает. Если в
правой части текста употребляется будущее время - это примета-прогноз;
тексты, в правой части которых используется настоящее или прошедшее
время, мы будем называть приметами-толкованиями.

Приметы-прогнозы строятся по модели "если есть (было, будет) то-то,
значит, будет то-то": "Если с горящего камелька далеко отскочит крупный
уголь, то это означает, что приедет издали ночующий гость"; "Правая
бровь подергивается - к радости" (якуты [Кулаковский, 1979, с. 76, с.
77]); "Радужные круги вокруг солнца - будет мороз" (эвенки [Фольклор...,
1971, с. 321
Приметы-толкования построены по модели "если есть то-то, значит, есть
(было) то-то": "Если что-либо прольешь - покойник пить хочет" (эвенки
[Фольклор..., 1971, с. 322]); "Икать - кому-то повезло на охоте" (эвены
[Николаев, 1964, с. 200]). К типу примет-толкований относятся и тексты,
в которых речь идет о конвенциональных значениях человеческих действий,
например: "Предложить отцу кисет означало посвататься к дочери" (эвены
[Санги, 1985, с. 200]). Отметим, что носители традиции называют подобные
тексты приметами (см. [Санги, 1985, с. 199-200]).

доминантную прагматическую функцию примет мы будем называть не
прогностической, а информативной. Это позволит рассмотреть с единых
позиций все приметы, независимо от того, о будущем или о прошлом они
сообщают. Иными словами, для целей данного исследования разделение
примет на "прогнозы" и "толкования" не является сущностным моментом; оно
было сделано лишь для того, чтобы описать особенности логической
структуры текстов...

Предоставляя человеку информацию о том, что происходит в настоящий
момент, произошло в прошлом или произойдет в будущем, приметы моделируют
его поведение. То, что человек корректирует свои действия в соответствии
с "показаниями" примет, представляется несомненным, только в разных
случаях это может быть выражено более или менее явно.

Так, например, ненецкие приметы, по которым определяется ход таяния
снега, связаны с прилетом лебедей: если лебеди прилетят раньше появления
проталин, наст будет прочным; если во время таяния - холода больше не
вернутся. Исходя из этого, оленеводы, которым важно добраться до летних
пастбищ, пока не сошел снег, либо поторапливаются с перекочевками, либо
позволяют себе двигаться не спеша, уделяя главное внимание начинающемуся
отелу [Головнев, 1995, с. 307]. По представлениям нанайцев, встреча во
сне с человеком, носящим "худое прозвище" (Ела - "бессовестный",
Горунга - "дальний", Хотту - "разорванный" и т.п.), предвещает плохое.
Увидев во сне человека с подобным именем, нанаец, говоря, что будет
неудача, на промысел не идет [Шимкевич, 1897а, с. 18]. Нганасаны,
собираясь на охоту, внимательно следили за огнем в очаге. Если огонь не
трещал, это означало, что охотника ждет неудача. В таком случае человек
говорил: "Эй! Огонь мой не трещит, плохо будет" и не ходил в этот день
на охоту [Симченко, 1996, с. 130]. Ханты считали, что если на пол упала
пища или папироса, "это значит, что кто-то из умерших хочет есть или
курить"; упавшее не поднимали [Материалы..., 1978, с. 189]. В некоторых,
хотя и очень редких случаях, в текстах примет прямо указывается, как
должен поступить человек, например: "Если ребенок, при входе гостя в дом
делится с ним пищей - нужно взять, это к счастью" (якуты [Попов, 1949,
с. 292]); "Если во время медленной еды щелкнет огонь, скорее уходи"
(эвенки [Фольклор..., 1971, с. 322]). Дидактическая установка таких
текстов сближает их с предписаниями, однако по своей коммуникативной
интенции, как будет показано ниже, это приметы.

При всем многообразии примет набор ситуаций, на основании которых люди
судят о настоящем или о будущем, достаточно ограничен. Эти ситуации
связаны в первую очередь с "поведением" (в снах, иногда, - с появлением)
различных элементов природного и культурного окружения человека. В
зависимости от характера этих элементов приметы могут быть сведены к
пяти основным типам.
(...)
3. Поведение животных, птиц и других представителей фауны: "Если начнет
дурить старый, добрый конь при отъезде в дальний, трудный путь, то это
хороший признак: поездка будет благополучная"; "Если пауки дружно вьют
сети, то будет хорошая погода; если же сидят, угрюмо спрятавшись, будет
дурная погода" (якуты [Кулаковский, 1979, с. 77, с. 78]);
"Продолжительный крик полуночницы предвещает изобилие комаров" (нанайцы
[Шимкевич, 1897б, с. 137]); "Маленький сычик всегда кричит к добру"
(удэгейцы [Симченко, 1993, с. 182-183]); "Глухарь и тетерев не улетают
от охотника - к крупной удаче на охоте" (эвенки [Николаев, 1964, с.
194]); "Собака кусает - родной придет" (ханты [Материалы..., 1978, с.
189]); "Видеть во сне, будто лошадь укусила - к добру" (якуты [Худяков,
1969, с. 239]); во сне "бодает пороз - бодает "абасы"" (якуты [Попов,
1949, с. 297]). Надо заметить, что для толкований снов иногда достаточно
появления во сне определенного животного: "Рыба снится к снегопаду"
(ханты [Головнев, 1995, с. 361]); "Видеть во сне лягушку или мышь - к
приезду шамана или колдуна" (якуты [Худяков, 1969, с. 308]); "Змей
снится - плохо" (ханты [Материалы, 1978, с. 189]).

4. Поведение людей: "Маленький ребенок беспокоится - к гостям" (якуты
[Попов, 1949, с. 289]); "Если человек во сне скрежещет зубами - кто-либо
из родни скоро умрет" (негидальцы [Цинциус, 1971, с. 190]); "Если
больному становится хуже, то это предвещает приезд издалека путника"
(якуты [Кулаковский, 1979, с. 77]); "Если увидишь кого во сне и будто не
пускаешь его в дом, то значит этот человек заболеет" (манси [Чернецов,
1959, с. 127]); "Если что-либо прольешь - покойник пить хочет" (эвенки
[Фольклор..., 1971, с. 322]). У ненцев считается, что если во время
сватовства мать невесты поддерживает огонь в очаге - это "хорошая
примета... горит огонь, значит, можно продолжать разговор... в этом
жесте видим знак согласия" [Некочако, 1993, с. 13]. Иногда о будущем
человека судят по его собственным невольным действиям: "Засыпающий с
открытыми глазами недолговечен" (эвены [Николаев, 1964, с. 200]); "Если
кто-либо из сопровождающих гроб спотыкался - к смерти" (якуты [Попов,
1949, с. 307]). Особенно это характерно для толкований снов: если во сне
"девушка садится верхом на лошадь, то выйти ей замуж" (якуты
[Кулаковский, 1979, с. 63]);

5. Приметы-предчувствия, основанные на ощущениях тела (у якутов для
таких примет есть особый термин - битэ: "Бедро дергает поперек - к своей
или чужой болезни" (якуты [Худяков, 1969, с. 399]); "Течет из носу,
настанет дурная погода" (якуты [Кулаковский, 1979, с. 76]); "Чихать -
кто-то поминает"; "Икать - кому-то повезло на охоте" (эвены [Николаев,
1964, с. 200]); "Если полголовы ломит у мужа или у жены, это значит, что
что-то добудут" (энцы [Долгих, 1962, с. 112]). К этому типу можно
отнести и такие тексты: "Бородавка на ладони - счастливая примета"
(эвенки [Николаев, 1964, с. 196]); "Если весною рано на ногте появляется
белесовина, то рано отелятся коровы" (якуты [Кулаковский, 1979, с. 76]);
во сне выпадение зубов с кровью - к смерти родича (эвены [Николаев,
1964, с. 200]). В этих текстах прогноз также обусловлен "поведением"
человеческого тела. Здесь же могут быть рассмотрены и приметы, в которых
сообщается о характере и судьбе человека на основании особенностей его
внешности, например: "продольные цельные морщины через весь лоб означают
злопамятного человека; низенький лоб - недолговечного или глупого...
длинные руки - вороватого человека; согнутая спина - ленивого..." (якуты
[Худяков, 1969, с. 400]).

Наконец, отдельно следует рассматривать приметы, в которых прогноз
основан на ситуациях встречи человека с определенными субъектами и
объектами. Глаголы в таких текстах могут быть следующими:

- встретить (видеть): встретиться с ящерицей в тот момент, когда у нее
отваливается хвост - к смерти (манси [Источники..., 1987, с. 36]);
"Увидать свою душу - дурное предзнаменование" (манси [Чернецов, 1959, с.
129]); во сне "видеться с грамотным - к думам"; во сне "видеть человека
в белой одежде - к счастью" (якуты [Попов, 1949, с. 297]); "Если девок
увидишь во сне - будет диво" (ханты [Материалы..., 1978, с. 189]);

- найти: "Если находят в земле мамонтовый клык, лежащий кривизною
вверх - к смерти" (якуты [Попов, 1949, с. 295]); "Счастье найти
кукушкино гнездо" (нанайцы [Шимкевич, 1897а, с. 19]); "Если посреди поля
или леса вдруг видят неизвестно откуда взявшийся след зверя (белки,
зайца и пр.), то к обилию звериного промысла; если же след, проложенный
зверем, вдруг теряется, то к уменьшению промысла..." (якуты [Худяков,
1969, с. 48]); во сне найти или получить в подарок нож, топор, лук и
т.п. - к рождению мальчика (якуты [Кулаковский, 1979, с. 63]);

- получить: "Получить во сне подарок в виде халата или железа - к улову
соболя" (нанайцы [Шимкевич, 1897а, с. 17]); во сне "принимать угощение
от эвенкийского старика - к удачной охоте или вообще к радости" (якуты
[Попов, 1949, с. 296]); во сне "увидеть или получить серебряные монеты -
к добру, к удаче" (эвены [Николаев, 1964, с. 201]);

- поймать, убить (животное): "Счастье поймать зимой красную змею"
(нанайцы [Шимкевич, 1897а, с. 20]); "Если убить медведя с полинявшей
шерстью - к смерти членов семьи охотника" (эвенки [Николаев, 1964, с.
194]); во сне "убивать соболя - к удачной добыче" (якуты [Попов, 1949,
с. 297]).

Особенность таких примет в том, что акцент в них делается не столько на
"поведении" элементов окружающего мира, сколько на взаимодействии
человека с этими элементами.
(...)

при всем многообразии приметы дают довольно ограниченное число возможных
вариантов прогноза. Эти варианты могут быть сведены к трем основным
типам.

I. Приметы с указанием на благоприятный или неблагоприятный характер
прогноза. Информация в таких приметах относится исключительно к
человеческой жизни и деятельности. Посмотрим, какова эта информация.

Довольно часто прогноз формулируется предельно абстрактно: хорошо/плохо,
к счастью/к несчастью: ...
Информация может быть более конкретной: лексемы хорошо/плохо заменяются
другими понятиями, которые легко могут быть истолкованы с точки зрения
благополучия/неблагополучия:

- жизнь/смерть: зарница и падающая звезда предвещают смерть (манси
[Головнев, 1995, с. 544]); видеть во сне цветущее дерево - к долголетию
(якуты [Кулаковский, 1979, с. 63]);

- здоровье/болезнь: во сне пить вино - к болезни (нганасаны [Попов,
1984, с. 73]); "Если больной увидит во сне хорошую погоду или большую
тихую воду - это к выздоровлению" (нанайцы [Шимкевич, 1897а, с. 17]);

- успех/неудача в деятельности: "Собака спала, подогнув под себя ноги -
к удачной охоте"; "Нечаянно разбить посуду - к гибели оленей, скота";
"Зуд в ладонях - к удаче" (эвенки); во сне "курить - к удаче на охоте"
(эвены) [Николаев, 1964, с. 194, с. 196, с. 201];

- богатство/бедность, сытость/голод: "Падает уголек с камина на стол - к
деньгам"; во сне "чистить хлев - беднеть" (якуты [Попов, 1949, с. 289,
с. 298]); "Икнет человек - будет на сегодня сыт" (эвенки [Фольклор...,
1971, с. 322]); "Собака зевает, запрокинув голову - к голоду" (эвенки
[Николаев, 1964, с. 194]);

- радость/печаль: ...
(...)
II. Приметы, в которых информация о каких-либо событиях или явлениях не
сопряжена с отчетливой оценкой последних с точки зрения их
благоприятности/неблагоприятности. Такие приметы можно разделить на две
группы:

1. Приметы, в которых прогнозируются природные явления:"Если трещит
огонь в костре, значит, жди пургу" (эвены [Санги, 1985, с. 200]);
"Ловить во сне зимою рыбу - значит к снегу" (нанайцы [Шимкевич, 1897а,
с. 17]).

2. Приметы, в которых сообщается о будущих, совершающихся или уже
совершившихся событиях человеческой жизни, например:

а) визит гостя: "Беспрерывный плач ребенка - к приезду гостя" (эвены
[Николаев, 1964, с. 200]); "Кошка умывается - к гостям" (ханты
[Материалы..., 1978, с. 189]); звон в ушах ханты объясняют так: "Если
тонкий звон, значит, пришел или вспоминает кто-то из умерших
родственников-женщин, если низкий звон, значит - мужчина" [Материалы...,
1978, с. 189];

б) поездка: "Дергает поперек переносья - лошадь взнуздывать" (якуты
[Худяков, 1969, с. 398]); "Зудятся пятки - к ходьбе" (якуты [Попов,
1949, с. 289]);
)...)

Следующий важный момент - характер связи левой и правой части текста.
Общепринятым является взгляд, согласно которому отношения прогнозирующей
части к прогнозируемой в приметах временные. Так, А.Дандис в своей
статье "Структура приметы" пишет, что у текстов группы "magic" (ср.
правила - запреты и предписания) эти отношения - причинно-следственные,
а у текстов группы "signs" (ср. приметы) - временные [Дандис, 1961, с.
31], см. также [Павлова, 1984]. Следует заметить, что данный подход не
учитывает, во-первых, что структура приметы часто индифферентна по
отношению ко времени, а, во-вторых, что в правилах содержится временная
характеристика: в мотивирующей части текста говорится о том, что
произойдет после выполнения или нарушения правила. Дело, видимо, в том,
что авторы, придерживающиеся указанного подхода, анализируют
исключительно приметы-прогнозы, тогда как многообразие примет ими далеко
не исчерпывается. На наш взгляд, временная характеристика не является
сущностной для определения структуры приметы. Представляется более
обоснованным назвать связь левой и правой части текста приметы
семиотической. Имеется в виду, что прогнозирующая ситуация представляет
собой означающее (того, что произошло, происходит или произойдет);
правая часть текста содержит означаемое, а в целом структура приметы
представляется аналогичной структуре знака. Обычное употребление в
приметах понятий "значить", "означать" подтверждает эту мысль; в
дальнейшем мы постараемся обосновать ее на конкретном материале.
Представляется, что такой взгляд на структуру приметы очень важен для
исследования коммуникативной природы текстов данного типа, т.к. он
позволяет прояснить многие неясные моменты, касающиеся логики построения
и функционирования примет.
...означаемое может облекаться в разные формы, между самой информацией и
источником этой информации не обнаруживается строгой зависимости.

Итак, рассмотрев характер прогнозирующих ситуаций и прогнозов, а также
способ их связи, перейдем к выяснению вопроса о том, что представляет
собой с точки зрения прагматики примета в целом.

Мы определяем примету как сообщение, структура которого может быть
описана следующим образом: в левой части текста "фиксируется" факт
получения сообщения, указывается, от кого, когда оно получено, а правая
часть раскрывает его содержание. Именно такое представление о примете
демонстрируют нам носители традиции в своих комментариях к текстам.
Например, чукчи считают ворона вещей птицей. Если ворон летает на прямых
крыльях и кричит "колль-колль", значит, скоро кто-то умрет. Полагают,
что ворон об этом сообщает [Гулевский, 1993, с. 283]. Негидальцы
считают, что "подя (дух-хозяин огня) знает, будет ли охота удачной,
поэтому, собираясь на охоту, примечают: если в огне треск, похожий на
выстрел, значит, охота будет удачной. Если треск похож на крик - лучше и
не ходить, ничего не убьешь" [Цинциус, 1971, с. 185]. Когда огонь
необычно потрескивает, нганасаны говорят: "Огонь сказал". Если это
случится во время сборов в дальний путь, поездку откладывают, считая,
что духи-хозяева огня предупредили, что она не будет удачной [Попов,
1984, с. 61]. По представлениям обских угров, огонь в очаге своим
свистом предупреждает о появлении злых духов и грядущем несчастье
[Чернецов, 1959, с. 120]. Чукчи полагают, что если человеку снится, что
он вымазался в грязи или по нему ползают насекомые, это означает, что
дух келе предупреждает человека о нападении (болезни). Считается, что
келе сам снится человеку в виде грязи или насекомых [Симченко, 1993, с.
128].

Надо сказать, что представление о приметах как о сообщениях, имеющих
определенного адресанта, может быть извлечено главным образом из
контекста, в самих текстах оно обычно опускается как очевидное для
носителей традиции, см., например: "Летит ворон и кричит - быть беде"
(эвены [Санги, 1985, с. 200]). Единственный обнаруженный мною текст, где
указание на это представление содержится внутри двучастной формулы, -
эвенкийская примета-прогноз: "Нож лежит острием кверху - предсказывает:
лося убьешь" [Фольклор..., 1971, с. 321]. То обстоятельство, что
представление о примете как о сообщении остается за рамками текста, и
привело, видимо, к тому, что это представление оставалось вне поля
зрения исследователей. Следствием такого положения было закрепление за
частью примет термина "суеверие", использующегося и в современных
научных работах (см. [Павлова, 1984]). Но стоит нам признать, что
архаическому человеку было свойственно видеть за проявлениями
окружающего мира волю и сознание множества существ, с которыми он
находился в постоянном взаимодействии, что от этих существ человек ждал
и получал важную для себя информацию, мы поймем, что для него в данном
случае не существенны были различия между черной кошкой, ножом, огнем и
человеком: все они предсказывали, предупреждали, сообщали ему о чем-то.
И мы будем вынуждены отказаться от принятого в науке деления примет на
"научные" и "суеверные" или "естественные" и "суеверные".


...
выясняется, что во многих случаях адресантами сообщений являются
разнообразные божества и духи, а в прогнозирующей части приметы
указывается лишь на способ передачи сообщения, т.е. природные и
культурные объекты, из "поведения" которых человек извлекает информацию,
в этих случаях являются посредниками в передаче сообщений. Понятно,
почему в самих текстах упоминаются именно посредники - уже говорилось,
что в приметах акцент делается на информации, поэтому называется лишь
непосредственный источник этой информации. Духи, между прочим, "знают"
об этом, и если им что-то нужно от человека, предпочитают являться ему
сами - главным образом в снах, так как в этом случае потребность в
посредниках минимальная и можно надеяться, что сообщение дойдет до
получателя без искажений
...
Таким образом, сообщения, которые человек получает во сне от духа, во
многих случаях отражают намерения последнего по отношению к человеку.
Эти намерения в конечном счете сводятся к желанию духа побудить человека
на выгодное для себя поведение. Данное желание может быть высказано
прямо (просьба, требование) или с использованием принципа "рефлексивного
управления": дух выказывает человеку свое расположение, ожидая ответного
"дара", или шантажирует его, не оставляя возможности выбора
...
Рассмотрев вопрос об адресантах содержащихся в приметах сообщений, мы
выяснили, что в одних случаях такими адресантами являются те субъекты и
объекты, поведение которых описывается в прогнозирующей части текста. В
других случаях эти субъекты и объекты оказываются лишь источниками
информации, посредниками духов и божеств - адресантов сообщений.

Перейдем теперь к вопросу о том, кому сообщения адресуются. Конкретный
адресат сообщения в приметах не указывается; устройство текстов данного
типа таково, что любой носитель традиции мог применить формулу к
определенной ситуации своей жизни. В принципе, приметы описывают все
сферы жизни (хозяйственную деятельность, социальные взаимоотношения и
т.п.) и все временные срезы (прошлое, настоящее и будущее). Таким
образом, практически для любой жизненной ситуации может быть найдена
соответствующая примета, а краткость и клишированность текста,
обеспечивающие сохранность при передаче и удобство в усвоении, легко
могут быть преодолены (т.е. наполнены контекстуально обусловленным
содержанием) в конкретной ситуации использования формулы.

Тем не менее, человек не довольствуется такими сообщениями, а пытается
извлечь информацию из знаков, предназначенных как бы не для людей, см.,
например: "Пороз ночью мычит в хлеву - просит у "аjысыт'а" стадо";
"Волки, перед тем как задрать скотину, воют, подняв голову, - это они
просят разрешения у "Курулаi Туччун'а" и, если получат, только тогда
убивают скотину" (якуты [Попов, 1949, с. 293, с. 287]). Иными словами,
адресатом сообщения в примете может быть и не человек, хотя и такие
приметы (надо заметить, чрезвычайно редко встречающиеся) дают человеку
полезную для него информацию.

...
как адресат содержащегося в примете сообщения может быть рассмотрен и
человеческий коллектив - семья, род или иное социальное объединение.
Хотя прямых указаний на это в приметах мы не найдем, все же характер
прогноза в некоторых текстах (эпидемия, война и т.п.) заставляет
предположить, что человек, получивший такое сообщение, интерпретировал
его не как отдельная личность, а как представитель социума
...
Итак, анализ прагматической структуры примет приводит нас к выводу, что
последние являются описанием неких ситуаций взаимодействия, в рамках
которых человеку принадлежит роль получателя сообщений. При этом в одних
текстах отношения коммуникантов эксплицированы (нож предсказывает, дух
сообщает о своих намерениях), в других, которые встречаются гораздо
чаще, связь адресанта и адресата оказывается непроявленной (иногда
настолько, что кажется нерелевантной, например, в метеорологических
приметах). Заметим, однако, что носители традиции осознают наличие этой
связи. Для примера приведем слова ненца Ю.К.Вэлла-Айваседа:

"На улице ясный морозный день.

"Боги нас услышали, - говорит он самому себе, -

сегодня можно идти за соболем".

На улице хмуро, идет густой снег.

"Боги нас услышали. Сегодня можно идти за выдрой".

На улице сыпет мелкий снежок.

"Боги нас услышали. Сегодня можно идти за белкой".

На улице метет метель.

"Боги нас услышали. Сегодня можно идти на лося"" [Головнев, 1995, с.
380]. Здесь подразумевается, что метеорологические явления происходят
неслучайно, соответственно, метеорологические приметы в какой-то мере
могут быть рассмотрены как сообщения о намерениях "богов" (ср. также
устойчивые представления о том, что явления природы суть действия
мифических существ. Например, по воззрениям нганасан, пурга происходит
от того, что дух пурги Коду-нгуо раскрывает ноздри, которые обычно
держит закрытыми, и начинает дуть; когда по небу летит Кадю'о в виде
железной птицы - гремит гром; чихание Кадю'о вызывает дождь. Смену
времен года нганасаны объясняли борьбой Коду-нгуо и Кадю'о [Попов, 1984,
с. 48, с. 56; Симченко, 1996, с. 156]).

Тем не менее, роль примет в моделировании поведения заключается не
столько в том, что они указывают на взаимодействие партнеров, сколько в
том, что они акцентируют внимание человека на правильном истолковании
полученной информации. Иными словами, более релевантным для примет
оказывается не связь адресанта и адресата (их взаимные экспектации,
выражение намерений и тому подобные модальные аспекты взаимодействия), а
соотношение между сообщением и кодом, в котором оно выражено.

В приметах, таким образом, акцент делается на содержании сообщения, на
правильном декодировании означающего (подчеркнем, что код может быть
различным - действие, предмет, звук и т.д.). Приметы концентрируют
внимание человека на том, что проявления окружающей реальности - это
своего рода знаковые цепочки, тексты, которые интерпретируются как
сообщения. Тем самым приметы предоставляют человеку модель
интерпретации - в этом и состоит их регулирующая функция. При том, что
позиция адресанта и сама связь получателя и отправителя сообщений в
приметах часто оказывается непроявленной, позиция адресата, наоборот,
выходит на первый план - приметы моделируют поведение человека как
интерпретатора, а значит - адресата сообщений. Собственно, сама эта
позиция предполагает наличие отправителя сообщения. Пользуясь словами
М.М.Бахтина, можно сказать, что архаическое мышление "персонифицирует
всякое высказывание, на которое реагирует" [Бахтин, 1974, с. 246].
Е.С.Новик пишет по этому поводу: "из-за принципиальной слитности
компонентов высказывания... акцент на коде ли, на содержании или на
интенциях одного из партнеров актуализует всю его структуру, независимо
от того, какой именно из этих компонентов послужил толчком для
интерпретаций. В любом случае объекты внешнего мира оказываются
значимыми "голосами", знаками чьей-то деятельности, чьих-то намерений
или ожиданий в отношении эго" [Новик, 1994, с. 128].

Подведем итоги. В данной работе термин "примета" понимается достаточно
широко. Основанием для этого служит представление о примете как о
сообщении, которое получает человек. Рассмотренные в статье фольклорные
тексты объединяет то, что все они моделируют поведение человека как
участника коммуникативного акта в роли адресата сообщения. Такой подход,
представляющийся релевантным народному восприятию текстов данного типа,
позволяет, в частности, расширить принятое в науке понимание примет
только как примет-прогнозов, не учитывающее все их многообразие и
поэтому необоснованно, на наш взгляд, сужающее область исследования.

Проведенный анализ, как представляется, дает возможность понять, почему
в сибирских традициях одним и тем же термином называются и
приметы-прогнозы, и приметы-толкования, тогда как паремиология вообще не
рассматривает последние как приметы. Как было показано, сообщение,
содержащееся в примете, может быть интерпретировано либо как информация
о намерениях партнера по взаимодействию, с проявлением воли которого
связываются прогнозируемые события (уже говорилось, что иногда это
эксплицировано в тексте, но чаще присутствует имплицитно), либо как
информация о предопределении, о том, что человеку суждено. Тем самым это
сообщение оказывается соотнесенным с настоящим моментом и даже с
прошлым - временем возникновения этих намерений или предопределения (ср.
представления о том, что судьба человека определяется в момент или даже
до его рождения, см. [Кулаковский, 1979, с. 21; Попов, 1976, с. 32;
Грачева, 1976, с. 44-67]). Прогнозируемые события, несмотря на то, что
часто время их свершения - будущее, уже как бы происходят в настоящий
момент или даже уже произошли - т.е. смоделированы, и в дальнейшем
осуществляется лишь реализация этой модели.

Подтверждение этому мы находим в народных представлениях. Так, например,
перед выходом на промысел негидальцы по поведению огня судили о
предстоящей охоте. При этом считалось, что подя (дух-хозяин огня) сам
охотится ночью, а человек на следующий день добывает именно тех
животных, чью "тень" (душу) поймал подя [Цинциус, 1971, с. 185].

При этом приметы-толкования актуализируют саму ситуацию моделирования
грядущих событий, а приметы-прогнозы акцентируют внимание на результатах
реализации этой модели. А поскольку для человека наиболее важен именно
результат, т.е. знание о том, что произойдет с ним или с близкими ему
людьми, постольку в правой части большинства примет употребляется
будущее время. Отметим, что в некоторых случаях прогноз и толкование
могут быть объединены в рамках одного текста, например: "Если паук
протянет свою паутину поперек нарты, говорят, что он развешивает юколу -
будет много рыбы" (нганасаны [Попов, 1984, с. 54]). Однако такие тексты
встречаются чрезвычайно редко. Дело здесь, видимо, в том, что внутри
традиции обычно нет необходимости в дублировании толкования прогнозом
или наоборот - для понимания ситуации носителям достаточно одного
параметра.

Таким образом, оказывается, что дело действительно не во временной
обусловленности прогноза прогнозирующей ситуацией: крик ворона, по сути,
не предвещает беду, но уже приносит ее, означает ее. Как именно будет
реализована данная модель - зависит от конкретной ситуации, отдается ей
"на откуп" (именно с этой целью во многих приметах прогноз формулируется
предельно абстрактно: к худу/к добру), но реализована она будет
непременно (при условии, что сообщение получено и "принято к
исполнению"): какая-либо беда случится потому, что она уже случилась.
===============


дополнения .
Христофорова О.Б. Логика толкований.Фольклор и моделирование
поведения в архаических культурах. М.РГГУ. 1998

(почему-то в статье выпали важнейшие моменты концепции, я их
восстанавливаю - СП)
==============
стр.39 нас будут интересовать не семантические, а прагматические
аспекты. С это точки зрения связь левой и правой части правила
выражается в "ОТВЕТЕ"(награде\наказании)на правильное\неправильное
поведение человека.(о! - сравните с заменой понятия "причина"на "вина" в
тексте о магии у австралийцах - СП).. правила, независимо от их
содержания, на более глубинном уровне представляют собой _описание
ситуации_взаимодействия, в котором каждая из сторон поступает
определенным образом - человек- выполняет или нарушает правила, другая
сторона - награждает или наказывает за это поведение человека (точнее
речь идет о возмездии нежели наказании - за нарушение _порядка_, за
пренебрежение "интересами адресанта", выражающими этот вековой порядок
рода- СП). Возникает вопрос - КТО награждает и наказывает человека за
его повеление?логично предположить - тот, то эти правила установил и
обязал людей их выполнять, т.е адресант правил.
... представления, что правила, в том числе социальные установления,
имеют адерсанта, явственно прослеживаются в мировоззрении сибирских
культур. Именно это заставляет носителей традиции вопринимать правила
как _священные установления_

стр.52 етс. ( разбирается более подробно струкутра "сообщений", как
вербальных так и практических,поведенческих актов, выясняется, что почти
все действия - и все значимые - это одновременно и _сообщения_ которые
имеют "откликом", ответом, реакцией - ответное поведение. Кругом "одни
приметы"(это потом будет видно и у русских крестьян. когда мы к ним
перейдем - "жили по приметам"), кругом привычные значимые"знаки" -шлют
тебе"сообщение", твое дело - верно истолковать их значение, т.е.требуют
толкования, за которым обязательно должно следовать правильное
поведение. В том числе идущее тебе на пользу а адресату -зверю - в
ущерб, когда НАДО охотиться - СП)

...смысл многих правил заключается в предписаниях, запретах передавть
нежелательные сообщенияили в предписании передавать сообщения нужные,
ср.пример -"не следует произносить имя волка- тот час появится в твоих
кочевьях"(эвенки. ..)

(ну тут уже прямо о способности"гвооритьна языке животных", точнее
раскрывается смысл, чТО ИМЕЕТСЯ В ВИДУ под таким модусом действия-
сообщения человека -СП)
...в ряде случаев использование эвфемистического названия животного во
время охоты не столько служат для того, чтобы скрыть намерения
человека,НЕ ПЕРЕДАТЬ животному инф-ции о готовящейся охоте, сколько
наоборот, представляет собой передачу животному определенного сообщения,
вынуждающего его на ответное выгодное охотнику поведение. Само
обозначнение животного и етсь это сообщение
. Например"во время охоты на барсука называть его по имени - нельзя,
грешно!надо говорить - ойо(буквально - поверхность-ОХ). В этом случае
барсук будет ближе к поверхности, когда станешь раскапывать его нору".
Здесь предписание употребить слово ойо указывет на способ, которым можно
вызвать барсука ближе к поверхности земли. "Во время охоты на кабана
называют его тэббен*ику("презренный"), так как считают, что кабан не
станет нападать на человека, когда узнает, что его презирают, не боятся"

стр.90 (причина-вина -СП) Последовательное исполнение человеком роли
адресанта отражено в сообщениях, толкующих причины явлений."Если
укого-то гноятся глаза- это мстит за неуважение
Огонь-мать(удегейцы)"Если ребенок рождается метртвым, якуты полагают,
что его ударила богиня родов з акакую-то провинность матери". Неудачу в
рыбной ловле нивхи объясняют так-"Почему рыбы нет.. Однако
уйынт(грех)слелали"... Тут в левой части описывается следствие - в
правой причина... связь частей таких текстов - каузальная, логика этиой
связм определяется мотивацией соответствующего правила...
По своему построению эти тексты приближаются к приметам, а по
интенции(поучение) - к правилам. Подобные тексты моделируют поведение
человека, указывая на смысл уже совершенного им поступка. Сообщение
партнера здесь - повод для размышлений над собственным поведением.
Видимо, поэтому в этих текстах чаще всего фигурируют и толкуются причины
несчастий.
Толкование причин благополучия\неблагополучия жизни обнаруживает
лежащее в их основе представление о том, что _ВСЕ ПРОИСХОДЯЩЕЕ С
ЧЕЛОВЕКОМ_ОТРАЖАЕТ ЧЬИ-ТО НАМЕРЕНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ чьих-то
действий... "Просто так"ничего не сказано, ни сделано быть не может -
любой поступок включен в ситуацию взаимодействия и на него неизбежно
следует ответное действие определенног персонажа. Любое несчастье
во-первых имеет персонифицированный зарактер и во-вторых обусловлено
поведением человека.
Толкование причин несчастья заключалось в поиске совершенной человеком
ошибки, в поиске обиженного им значимого персонажа.
"Вот, говорят якуты, если какая-то женщина заболеет, то и начнем
приискивать- не преступила ли она этих обыкновений?если найдем - а
_всегда что-либо найдется_ - и то рады не рады и скажем - то есть, какая
неосторожная была, должно быть , несчастье ее затягивало".

...архаический человек не сомневался, что у любого несчастья есть
причина и заключается она в неправильном поведении самого человека - в
пренебрежении им правил взаимодействия.
(описаны очень интерсеные примеры толкований. Съел волк 4 оленей - это
он обидел волка, или шамана, вот волк и "расплатился"- СП).
... осмысление ситуации прежде всего связано с ее разрешением, с
кризисом, поэтому толкование причин успеха встречается чрезвычайно
редко. Благоволят человеку божества - пр."Хорошо промышляем...это нас
нга(ьог)все-таки видит, дает нам. Это потому нам дает, потому что у нас
полный чум ребят, и какой-то из них будет счастливым - вот на его
счастье и добываем"
Удача, которая не может быть мотивированна таким образом, особенно
удача чрезмерная, не только не оценивается как следствие правильного
поведения, на напротив - считается дурной приметой, думают, что это
случается перед несчастьем. "Это так старые люди говорят - кто хорошо
добывает, тот это перед смертью кушает досыта. То что летом, зимой
хорошо оленя добываете - это к смерти"(энцы). "Принцип ответности" -
распространяется не только на качественные)око за око), но и на
колическтвенные характеристики обменных отношений - если много всего,
зщначит, много и взыщется.

(стр96 вывод)фольклорные тексты обучают носителей традиции не только
конкретным фактам, но - что более важно -самой логике мышления,
позволяющей человеку ориентироваться в неиссякающем потоку событий и
явлений


НовикЕ.С. Прагматический смысл магических обрядов.- Лотмановский сборник
1, М.1997, стр.655 етс
(тут опять речь идет омеждисциплинарности объекта изучения. Семантика и
прагматика - две разные "дисциплины", и специфика "примитивного
мышдения"проваливается в щель между ними и специалистами в них - СП)


Для феномена магии важным оказывается еще одно соотношение
эквивалентности - между планом содержания и планом выражения знаков, что
связано с безразличием к спосоьбам кодирования сообщения...особая роль
принадлежит не семантическому, а прагматчисекому содеражанию знаков,
т.е. здесь они не столько "означают", сколько "выражают".
...

стр 665 Так например, чукотский пастух, стремясь оградить себя от злых
духов, соврешает акт охранительнерой магии - окружает свою ярангу
арканом,"тем самым окружая свой шатер непроходимой бурной или глубокой
рекой", или говорит что "шатер сделался железным и что около него
привязан медведь, что вход в него защащен острым ножом"(Богораз 1930,
150). И "аркан", и "железный шатер", и "медведь", и "нож"не оброзначают
или денотируют соответствующие объекты, а служат знаками некого
действия, смысл которого заключается в том, что они _выражают_ГРАНИЦУ,
непреодолимую для злых духов, стремящихся проникнуть в шатер - адресатов
магической опреации.
...опасаясь нападения злых духов "келет", говорили"я делаю себя
маленьким камнем. Я входу в камень. Он лежит на морском берегу. Разные
ветры дуют на него, многие волны омывают его. Я невредим". Хорошо
также - говорит исполнитель заговора - проглотить маленький камешек.
Тогда, если кель появится, он не сможет отыскать человека среди камней
на берегу"(Богораз, 1930, 167). Картина взаимодействия строится и здесь
так , чтобы будучи воспринятой адресатом, спровоцировала бы его на
нужное поведение... "Разумеется, чукчи не думали, что благодаря
соотвествующим монологам само делаются камнем и т.д.. но они были
уверены в том, что их слова, первоплотившись в те или иные видимые
предметы, становилисяь реальными и материалиными для животных и духов".
Итак, фокус, изюминка охранительных заговров чукчей состоит в том, что
заклинатель , строя свою реплику=заговор, ориентирован на актуальные для
адресата смыслы, которые он и стремится выразить в тексте(и действиях).
=============конец============