От Pout Ответить на сообщение
К А.Б. Ответить по почте
Дата 18.07.2001 12:24:26 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Иван и его вера


А.Б. <1chm@mail.ru> сообщил в новостях следующее:5318@kmf...
> Отложив в сторону шашки и перейдя на взаимовежливый тон :)
Иван и его вера

Разделим разговор на "Ивана"и его веру и "Ивана-дурака"как тип
национально-особенный, отраженный институтом русской сказки(очень
важным).

Что касается первого, то надо теперь взяться за подспудные основания
простонародной крестьянской веры(и знания о мире). Механизмы
(мышления-верования)считаю в первом основном срезе прояснены в постингах
о "логике толкования примет". Правда, разбирались стадиально ранние
типы - охотник и собиратель Дерсу и пастух Кола-бельды, а не
великорусский крестьянин Иван. Надо показать, что основы сохранены, хоть
и преобразованы. Поскольку канва исследования - фольклор, точнее
паремиологический материал. преджде всего - пословицы-поговорки и
приметы - надо разобрать их роль.
_Доказывается тезис, что оНа та же самая - это фундаментальные
объсянительные единицы, одновременно и устанавливающие картину мира, и
обучающую логике вещей и мира_(см.в конце постинга Христофоровой выводы
об"обучении не только правилам поведения, но и логике") .
Отличное обозрение "изнутри"основ крестьянской веры на основе
свидетельств носителей традициций - по вятским крестьянам - Виктор
Бердинских "Очерки крестьянской цивилизации в РОссии"(автор известный
иссл-тель. ппофессор Вятского пед ун-та, опубл.журанл вариант -
"Волга"1-3*1991).

часть 1 Мир в котором жили

главка"О смертном часе" "Волга" номер2, стр.187етс.
Очень коротко, тезисно. НБ что смысл понятий"вера", поверье, описание
жизни по приметам, то есть базисные установления картины мира -
раскрываются именно в этой главе, кончающейся диалектическим тезисом о
единстве и борьбе жизни-смерти, ночи-дня и их проникновении в каждого
человека

=========нач цит========
"Мы плохо представляем, чего боялись наши прадеды, во что верили,
какие нравственные нормы не могли преступить, кем ощущали себя на
Земле...крестьянское понимание существа окружающего мира, важных событий
и последствий включала много здравого смысла, практического опыта,
наокплненного в общении с природой, в труде замледельца с его
круговоротом годовых забот, неизменным возращением всего на круги своя,
очень своеобразное и своекорыстное(НБ- СП)толкование религиозных
элементов.
События, времена, природные явления -= все было крепко-накрепко
связано, взаимозависимо. Равновесие мира было ощутимым м зримым. Но
осознать эту связь событий-времен не стремились, наоборот, часто это
осуждалось...Вера в Бога была ядром мировоззренческой структуры
личности, крестьянской жэтики и эстетики. Веру и церковь с ее
служителями различали. Во многих дальних деревнях священники являлись
толкьо по большим праздникам с какой-то конкретной целью - отвести
засуху, освятить дом. Такой "прикладной"характер молений вполне
устраивал крестьян.

...время воспринималось по-другому. Деды и прадеды казались почти
современниками. Скорбь по давно и итолько что умершщим иногда ничем не
различалась.
... пространство, в котором происходили жизненно важные события.
ограничивались знакомой округой...богатство жизни во всех ее проявлениях
давла крестьянину хорошо знакомая округа. Жить в ней было интесрено.
... мир воспринимался преимущественно на слух..
... смерть, пусть и неожиданная, представла фатальной, ествественной и
не зависящей отдействий человека. Поэтому бояться ее было нелепо. Придет
час- и она сама явится, воздаст по грехам
Но человек, не оглушенный внешними событями, в ходе привычной
размеренной жизни мог пристально и внимательно вглядываться в
окружающее, в людей, в самого себя. Круг примет, пословиц, приговорок
чуть ли не у каждого крестьянина был свой, хотя имелся и общепризнанный
ряд.
(далее свидестельства- цитаты речи старых вятских крестьян.
рекомендуется держать в голове МилОва с его обоснованием характера и
привычек"великорусского пахаря" и иметь в виду, что речь идет о ВЯтке,
а не Краснодаре)
"грамотных почти не было, а работа требовала сноровки, всё старались
успеть вовремя. И старались увидеть изменения в погоде, от которых
завислели многие работы.Жили по приметам-...
от внимательности человека зависело его благополучие и его
благосостояние.
"Примет было очень много, только по ним и жили. какое дело не
затевается, проверяется- а так ли по примете -...(далее множество
бытовых примет, вовсе не оьязательно"немистичесиких". "Светлые святки -
ноские куры, темные святки - молочные коровы")
кроме реального мира дневного, человека окружал ирреальный мир
ночной, очень густо заселенный.. связующим звеном между ними выступали
колдуны, знахари, гадалки..Вера человека была чиста, цельна и проста, а
потому очень прочна.
"Верили в приметы, всему верили -...даже в черта"(НБ вера в ииреальное
и прочее увязана с сущность примет - СП)
"Я вообще-то не верю во все приметы, в ворожбу..."
"приметы и колдовство всякое - все было.Мама у меня много такого
знала..."
"В приметы верили, все соблюдали. Если хочешь быть всегда права -
делай все с правой рукм. Не держи дома треснутую посуду - это к
разладам..."
тайное занание передавалось в семьях по наследству,от матери к
дочери. Любая старая женщина врачевала, пусть в самой малой степени.
Появление врачей не изменяло дела, напр."Если заболевала девушка - даже
в мыслях не допускали, чтоб обратиться к врачам - что люди скажут?"
Знахарство считалось делом обычным и необходимым, колдовства
страшились и пугались. Ужас смешивался снедоверием и восхтщением. "В
колдовство вроде бы не верили. Просто доверяли чуду". Чаще под
колдовством понимали чёрное, зледело, вредное для окружающих.
(роль института сказок и рассказывания тоже особая. ОБ ТОМ ОТДЕЛЬНЫЙ
РАЗГОВОР. И СМ. параллельно"ИВАН-ДУРАК")

В распорядке дня крестьянской семьи рассказам отводилось свое место.
Сказки рассказывали часа 2-3...сказок было много.
СКазки переплетались с деревенским обрахзом жизни, с обычаями,
традициями, верованиями.
В сказках, легендах, бывальщинах незримый мир становился зримым.
Жизни и смерть существовали одновременно в крестьянском бытии, как день
и ночть дополняли другдруга, взаимозависели. Духовная насыщенность
человека не мыслилась без этого противостояния.
=====кон цит =========