От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 16.07.2001 12:47:11 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: От фольклора...

====================================================
приложение
отрывки из файла в копилке
=======================
чтобы понять человека той эпохи, надо погрузиться в его мир. Аккуратно и
уважительно реконструировать подробности того мира, жизни и практик
(мн.ч) людей. Попробовать представить себе другие, чем нынещнее,
сооотношения
напр.,мышления и речи, функций мышления, в т.ч. того что можно назвать
"теоретическим"примитивным мышлением. (Эта "теория", метафизика, есть
магия, но она ведь могла существовать тысячелетия в неписьменном виде -
а как такое может быть. Отсюда роль фольклора, который исследователи
уподобляют языку, а не виду речи).

Далее, по иному выглядит то, что можно назвать практикой и
воспроизводством жизни. Иные категории времени и причинности - потому
что естественно требовались именно такие. И т.д.
"Практики"структурировались иначе, чем у нас. "Единицей" можно считать
воспроизводство устойчивой
ситуации, частью которой был (нерасчлененный от общины)индивид.
Индивидуальное мышление было пренебрежимо мало по сранению с
коллективным (чуть не сказал бессознательным, но это другая струя).
Ситуации оформлялись (часто непонятными для самих участников)ритуалами,
которые поддерживались жестко поддерживаемыми - циклически
воспроизводящимися - обрядами. Время архаичное - это циклы, а не
"стрела"времени. Ритуал важнее, чем содержание. Мышление - производное
от (ритуальных)практик, их подчиненная функция ...

Дело прежде всего в том, что у этих ребят (у них даже племен
еще нет, живут бродячими ордами)иное понимание причинности.
Грубо говоря, "__ничего__ просто так не происходит", особенно
в случаях вреда, ущерба, неудачи. За всем стоит конкретная _вина_
вызванная чаще всего _колдовством_. Надо сказать, мы в чем-то - когда
касается политики особенно - недалеко от них ушли. За всем ищем заговор
таинственных сил. У тех ребят же в языке вместо слова "причина" в тех же
смыслах употребляется слово"вина". И если пацан упал и сломал руку -
ищут виновника,который наколдовал пенек, о который тот споткнулся.
Для определения конкретного виновника есть сложные процедуры,
опять такие лишь отдаленно передаваемые нашим словом "гадание"и
"предсказание". Это другой, чем мы привыкли,способ осмысления причинных
связей. "Логика партиципации", сопричастия (Леви-Брюлль).
"Язык"для выражения идей тоже другой, чем просто"письменый текст". Коды,
знаки другие и в другом сочетании, чем мы привыкли.
Тут как правило те, кто немного подкован в философии, начинает
упирать на роль слова, языка, их магические функции. Не так
просто. Коды и основанные на них классификации и "языки"поначалу были и
другие. Зоологический код огромное значение имел
============
"Примитивное" мышление и логика не хуже и не лучше, не больше и не
меньше по охвату объектов, не менее прагматически ориентировано, чем
современное. И даже пожалуй не менее "рационально". Это просто _другой
способ_ мыслить и ориентироваться в иначе, чем наша, устроенных
реальности, пространстве и времени.

Очень многие черты этого "естественного"мышления воспроизводятся в ходе
развития ребенка, а некоторые остаются и у взрослых. Мы часто
преувеличиваем роль когнитивного детерминистского типа познания в
повседневной практике. Часто, не отдавая отчета, мы ведем себя по
правилам древней естественной присущей человеку "системы ориентировки"в
прежней"картине мира". С неважными
результатами, потому что телескопы не стоит замазывать ни синей, ни
розовой краской.
...

Отрывок из "Как мы познаем", стр.241 и сл

"Было бы неверно сказать, что современная наука дает лучшее
объяснение, чем колдовство, тем вещам, которые азанде хотят объяснить.
Точнее сказать, вопросы, на которые азанде ищут ответы, отличаются от
тех, на которые пытается дать ответ наука
...Почему именно эти люди сидели именно в этом амбаре в тот момент,
когда он обрушился? Что он должен был (по естественным
причинам)обрушиться, понять легко. Мы говорим, что амбар рухнул, потому
что опоры его были источены термитами. Это причина, объясняющая падение
амбара. Мы также говорим, что люди сидели в нем в тот момент потому, что
было жарко, и они считали его удобным местом, чтобы посидеть и
поработать. Это причина, по которой люди были в амбаре, когда он рухнул.
Мы не можем объяснить, почему две цепочки причин пересеклись в
определенном месте в определенное время.
Философия азанде позволяет найти отсутствующее звено. Азанде знает,
что опоры были источены термитами и что люди сидели в амбаре, чтобы
спастись от палящего солнца. Но кроме того, он знает, почему эти два
события произошли в одно и то же время в одном месте. Это произошло
из-за колдовства. Если бы не колдовство, люди бы сидели в амбаре, и он
необрушился на них, или же он упал бы, но люди не искали бы в нем в тот
момент убежища. Колдовство объясняет совпадение этих двух событий.
Почему этот ребенок, которого мы знали и любили, умер в муках от
болезни? Почему этот молодой и талантлтвый человек попал в случайную
автокатастрофу и погиб? Почему он? Почему она? Вряд ли лругой вопрос
столь же оправдан, как эти, но наука на них не отвечает.
...
====================енд============