От Кактус Ответить на сообщение
К self
Дата 27.09.2006 15:31:57 Найти в дереве
Рубрики Модернизация; Идеология; Культура; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Re: как выпрыгнуть...

Здравствуйте!

>с другой стороны, я не представляю рационального народа. Это будут просто киборги. Но если есть не только разум, то чем этот "неразум" должен руководствоваться? Ведь старая система поддержания морали разрушена. И на старой основе она воссозданна быть не может - реанимировать Бога в прежнем обличии нереально. На рациональной основе её построить тоже невозможно - это нерациональная вещь. Тем более разум ещё в зачаточном состоянии, на уровне четырёхлетнего ребёнка, только-только переставшего слепо, бездумно копировать поведение и ужимки взрослых и начавшего задумываться о причинно-следственных... "вещах".
>что же делать сироте?

Мне кажется, есть разные уровни рациональности и связанные с этим разные основы морали. Рациональные основы христианской морали рассмотрены в книге Людвига Фейербаха «Сущность христианства». Материалист Фейербах считал, что бог есть персонификация в сознании людей такого феномена как общественное сознание. Требования общества к индивиду выражаются как заповедь божья. Людям, руководствующимся рациональностью низшего (материально-бытового) уровня, положение рациональности высшего уровня - обязанность человека совершенствовать себя (приближаться к образу божьему) - приходится объяснять нерационально, через высшее существо, завет, страх вечных нравственных страданий после жизни. Совершенствование человеческого общежития как последовательное развитие способов доведения до индивида требований общественного сознания описал в своих книгах Джозеф Фрезер («Золотая ветвь» и др.), как движение от магии к монотеизму с соответствующей сменой типов морали. (Кстати, хорошая иллюстрация диалектики).

Коммунисты взывали к рациональности высшего порядка - прямо говорили о развитии не только человека, но и общества(!), как необходимом условии выживания человечества. Надо в этом направлении двигаться дальше, т.е. развивать рациональность в сознании людей не в смысле материально-бытовой рациональности (воспитания расчетливых эгоистов), а в смысле перехода к рациональности высшего порядка. При этом, бережно сохраняя все достижения русской культуры, которые донесло до нас православие. В этом плане интересен эксперимент по введению в школах некоторых регионов «основ православной культуры». Если бы это были основы культуры - на здоровье. А получился подретушированный «закон божий», т.е. государство сознательно внедряет внерациональную нравственность, демонстрируя свое отношение к народу как к неразумному дитяти, которое может прилично себя вести, только поклоняясь авторитету, лежащему вне рассудка. Это явный шаг назад.

Мне кажется, что коммунисты нашли единственный выход из кризиса человеческого сознания, к которому привело Просвещение. Выделение из религии искусства и науки освободило эти виды творчества от оков морали и тем самым придало невиданное ранее ускорение их развитию. Но осталось неудовлетворенным религиозное чувство (стремление к нравственному идеалу) массы людей, что во многом объясняет обожествление отдельных личностей (вождей или поп-звезд) и популярность религии. В тоже время внеморальное творчество дало человечеству Хиросиму и поп-культуру (от слова «попа»). Марксизм предложил обществу нравственный идеал на рациональной основе, создал предпосылку для преодоления кризиса Просвещения - соединения морали, искусства и науки. Не для отказа от модерна, а для его повторения на более высоком уровне (на философском жаргоне – снятия).

В СССР мы эту предпосылку, к сожалению, использовать не сумели. Надо еще раз попробовать.

С уважением. Сергей