От П.В.Куракин Ответить на сообщение
К All
Дата 14.07.2006 13:26:31 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Версия для печати

1. Сталин: 2 серьезные ошибки

я полагаю, при подготовке к войне Сталин и руководство страны в целом действительно сделали 2 очень серьезные ошибки. Эка невидаль - удивятся деЛократы, деМократы в катастройку нам прожужжали все уши. Нет. Не прожужжаи. Они действительно несли всякую чушь, просто помои. Рискну утверждать, что по настоящему серьезные ошибки Сталина остались неотрефлексированы в нашем обществе и военно-исторической науке. Серьезные в том смысле, что они простые, даже _очень_ простые, и их не только нужно, но и можно было избежать безо всякой дополнительной затраты ресурсов.

А. В чем смысл плана Барбароса? Очень грубо. Гитлер обладал выссочайшей военно-исторической культурой. Клаузевица он изучил вдоль и поперек. Вообще говоря, высокий уровень исторической и стратегической культуры Гитлера замечательно осветил И. Мухин. Но выводов не сделал.

В частности, Гитлер _тщательно_ изучил опыт Наполеона и причину его поражения в России, и сделал абсолютно правильный вывод: Наполеон увлекся захватом территории, а русскую армию упустил, дал армии отступить, то есть уйти. Поэтому Гитлер, совершенно мудро, поставил задачу уничтожить армию противника. Передовые части группы армий "Центр" был в 300 км от Москвы (под Ельней) уже 15 июля! Фантастика, но это так. Но Гитлер не дал увлечь себя географическим целями в ущерб стратегическим. Стратегическая цель - армия.

Идея Барбаросы именно в уничтожении армии. Помните, 3 группы армий: "Север", "Центр", "Юг". Главная -"Центр", но ее главная задача -- вовсе не Москва. "Центр" -- это танковый нож (или, если хотите, топор), который раскалывает фронт в центре и быстро и глубоко проникает вглубь России не затем, чтобы взять Москву, а затем, чтобы на подступах к Москве расщепиться надвое и пойти в обратном напрвлении! То есть, завернуть двумя соответствующими ветками навстречу 2-м другим группам армий и замкнуть 2 гигантских кольца окружения на севере и на юге. (Р. Картье, "Тайны войнй. После Нюрнберга")

Принципиально, хотя и с поправками, эта задача была решена к сентябрю. Кроасная Армия, в том виде, как она существовала на начало войны, действительно была уничтожена. НО уже в сентябре пленные красноармейы называли номера своих дивизий за 200, 230, 250! (А. Исаев, ""). Немцы обалдели - онии что их, из воздуха делают?!

Немцы недооценили моблизационный потенциал СССР. По их нормативам, СССР просто не мог отмобилизовать столько народа (да еще в такие сроки), потому что экономика встала бы. Но СССР - не Франция, где люди не будут работать за копейки (за сантимы) по 12 часов в день, не говоря уже о женщинах и подростках.

Это была первая важнейшая ошибка Гитлера и его штабистов. Но мы говорим не немцах, мы говорим о грубых ошибках советского руководства в предвоенный период.

Сталин, Генштаб, сам Шапошников (а это крупнейший стратег) даже не пытались смоделировать логику Гитлера. Они ждали главного удара на юге. Почему? Ясно, почему - потому, что они судили по себе. Что захотят захватить немцы? Ну ясно что, украинские хлеба, уголь. Но судить по себе не надо. Надо пытаться поставить себя на место противника. И узнать этого противника, смоделировать его.

Надо было узнать, ЧТО такое Гитлер, КАК он быдет планировать войну с СССР. Повторюсь, этого сделать не пытались. Ни Сталин, ни генералитет, ни разведка ничего подобного не пытались сделать, и это лично мне очень удивительно. Я не знаю, чем это объяснить. Чем объяснить настолько низкую культуру военно-стратегического планирования. Чтобы предупредить козлиное ржанье уголовно - предпринимательской демшушеры, хочу отметить, что подозреваю, что и в царской России эта составляющая государственной культуры была на очень низком уровне. Причина не в Сталине и большевиках, чья государственническая культура, уже к 40-м гг, была неизмеримо выше царской.

Дело, полагаю, глубже - в объективной цивилизационной
незрелости России. Просто Россия - не уголовная цивилизация, она никого никогда подло не захватывала, она просто не знает школу подлости. Для того, чтобы ТАК моделировать противника, нужно быть Западом, т.е. уголовником.

С другой стороны, именно советская наука именно в этих терминах первой в мире пришла к такой теории конфликта вообще -- через моделирование участниками логики друг друга. Это первым сделал советский психолог Владимир Лефевр. Но это было уже в 60-х гг. Подозреваю, Запад давно знал теорию Лефевр, но в силу своей уголовной сущности это знание циркулировало лишь в кругу высших
паханов их рыночных демократий, и не публиковалось.

2. Другая ошибка Сталина и советского руководства в целом еще проще. Напомню, первая ошибка касается вопроса "где?" применительно к возможному нападению. Вторая - грубая - ошибка относится к вопросу "когда".

И разведка, всякие Зорге вовсе не при чем. Я не оговорился: чтобы с точностью 1-2 месяца предугадать начало нападения на СССР, разведданные не нужны были вовсе.

Штука крайне простая. В чем сила гитлеровскорй армии, в чем ее решающее преимуществу перед всеми европейскими армиями? Оно, это преимущество, было уже во время французской кампании, когда противник имел значительный перевес в материальных силах. Немецкая армия было великолепно управляема, а это возможно только у _воюющей армии_, причем воюющей непрерывно.
Это элементарный закон жизни -- воюющая армия не должна простаивать. Стоит ей постоять больше, скажем, 3-4 месяцев, и она начнет расслабляться.

Нападения на СССР следовало ожидать _сразу_ после оккупации Югославии, Греции и Албании. Можно конечно ныть, что все сильны заддним умом, но Сталин мог дотумкать до этого сам сразу после финской кампании. Он мог воочию увидеь чем отличается армия, начинающая воевать, и армия, "воошедшая во вкус". Этого сделано не было.