Недостаток марксизма, как и других социологических теорий, в том числе и теории Гумилева, состоит в недостаточной конкретизации научной рациональности в процессе познания. Эта недостаточность связана с игнорированием интуиции гносеологического субъекта. Это же замечание, в значительной степени, относится к существующей методологии науки.
С введением в схему познания гносеологического субъекта, в первую очередь его интуиции, которая является дополнением существующих подходов в оценке научной рациональности знаний (см. мою заметку "В дискуссию..." на этом форуме), все знания, в том числе и марксизм, и теория Гумилева, можно ранжировать по степени их адекватности реалиям жизни. Общественные знания - реалиям бытия. Также необходимо введение его сознательной конструирующей и экспериментирующей функции.
При таком введении в общественных науках выделяется, как наиболее адекватный, не естественнонаучный подход, связанный с позитивизмом и марксизмом, а подход прикладных наук. В первую очередь, технических, где есть проект - цель и способы ее достижения: сознательные законодательные и пропагандистские действия. Но отнюдь не исключительно "бессознательная революционная практика". Последняя также имеет место, если и "верхи", и "низы" находятся на достаточно примитивном уровне интеллектуального развития.