|
От
|
Фриц
|
|
К
|
Привалов
|
|
Дата
|
31.01.2005 16:08:00
|
|
Рубрики
|
Теоремы, доктрины;
|
|
Re: Уважаемым антимарксистам...
>И вот первый "философский" вопрос - вот это время, потраченное на производство данной вещи - оно как, содержится в ней, является её атрибутом или как? Или оно чего другого является атрибутом - типа процесса производства или там ещё чего?
Время изготовления, а точнее, общественно необходимое время изготовления, несомненно, в вещи не содержится. Например, сахар. Сто лет назад одно время требовалось, сейчас - другое. В одной стране одно, в другой - опять другое. Так что стоимость - атрибут общества или обществ, участвующих в обмене. Их технологий, условий и т. д.
>Да, ещё надо учесть, что всегда (или почти всегда) человеку для того, чтобы производством заниматься, нужны инструменты, и типа сырьё всякое, то есть то, к чему уже другие люди руки прикладывали. Так что если считать всё время, которое должны были люди на какую-то вещь затратить, то это тоже надо учитывать. Ну типа того, что если инструмент приходит в негодность после изготовления с помощью него 100 таких вещей, то при изготовлении одной вещи на неё тратится не только время работника, который её сделал, но и сотая часть того времени, которое было потрачено на инструмент. Я прав?
Конечно. Всё это написано и у Смита и у других.
>А ещё вопрос такой: а где нибудь кроме рыночного обмена в принципе может проявляться это самое время, потраченное на производство вещи, или нет? А если может, то где и как?
В принципе, такое возможно. В ситуациях, где есть сравнение - как суррогат рыночного обмена. Например, человек решает - пожарить ли ему картошку, или бутербродом ограничиться? Время, необходимое на приготовление картошки - учитывается. Но это - не общественно необходимое, а индивидуально необходимое время.
Возьмём более реальный пример - советская экономика. Некто в госплане решает, что производить: стиральные машины автоматы или швейные машинки. Такой человек обязан учитывать общественно-необходимое время.