От serge Ответить на сообщение
К All
Дата 01.04.2001 06:23:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

684. климат и демократия, или еще о Паршеве(*)

Весьма любопытная статья весьма любопытного автора Валерия Лебедева, примерно четырехлетней давности:
www.lebed.com/art8.htm
Автор очень умен хотя и настроен очень антисоветски.

А снег идет, а снег идет. Была такая песня в исполнении памятной зрелому поколению Майи Кристалинской. Шел он, шел с 7 по 9 января 1996 года и в результате восемь восточных штатов США оказались парализованными. Во многих городах (в том числе - в Нью-Йорке) было объявлено чрезвычайное положение с запретом выезжать на улицы всем машинам, кроме специального автотранспорта. Само собой, были закрыты аэропорты и школы. Но кроме того -университеты, библиотеки, не работала почта, многие редакции газет, государственные учреждения и фирмы. Каким-то
непостижимым образом, как будто под землю задувало снег, не ходили даже многие линии метро. В магазинах скапливались очереди и впрок закупали продукты. Горожане делали запасы, дабы выжить в грядущие страшные времена. Да, всего-навсего, шел снег. Шел почти двое суток. Дул ветер. Не такой, чтобы сносить крыши с домов, но шляпу вполне мог унести. И при этом мороз достигал аж минус 10 градусов по Цельсию. Кое- где даже минус 15. Жизнь парализовало. Почти что близился конец света. 9 января мэр Нью-Йорка Джулиани и губернатор штата Патаки провели пресс-конференцию и рассказали, что будут просить федеральную помощь, поскольку город и штат очень поиздержались от стихийного бедствия. Американские газеты сообщали, что жители (не русские, а как раз коренные американцы) во время снежного заноса стали расхватывать продукты впрок, опустошая как операционные, так и базисные склады. Начали возникать очереди. В схватках за последний пакет молока и булку хлеба послышались крики: больше одной пачки в руки не давать! Раздавалась ругань и даже привиделось хватание за грудки с криком: а ты кто такой?! Социализм под
благодатным снежным покровом произростал прямо-таки на пустом месте.
Снег потом начал таять. Таял он долго и медленно, но все-таки быстрее, чем его убирали городские службы, которые все больше норовили свалить его в кучи у тротуаров, погребая не успевшие уехать машины. В общем, снег, как и трудности, дело временное. Снег, в конце концов, как пришел, так и уйдет. А вот мысли, ими навеянные, останутся. Первая мысль, выраженная в виде вопроса, звучит так: что было бы с производством и снабжением в США, если бы здесь был такой же климат, как в северной стране России? Заострим и углубим наш вопрос и спросим так: что было с демократией и моральным климатом в Америке, если бы географический климат у нее был приполярный и она вся как бы состояла из Аляски?
...
Конечно, можно спросить: ладно, вы намекнули на то, что мороз не способствует демократии. но вот в Китае (в среднем) тепло, а с демократией там похуже, чем в России. Но я и не утверждал, что высокая температура порождает демократию - это все- таки не тропические страсти. Страны Африки слишком ясно это доказывают. Я всего лишь сказал, что низкие температуры препятствуют успешности демократии.
...
Французский крестьянин мог прокормить семью из 4 человек с 5 гектар пашни, а русский - хорошо если с 20, а то и 30. Урожай у русских бывал на их нечерноземной почве сам-2 или сам-3, а в Западной Европе еще в ХYIII веке - сам-12. Поэтому французский крестьянин мог себе позволить быть единоличником-фермером, а русский испокон века кучковался в общины, где царил дух артельности, ибо только во взаимомопощи во время пахоты, уборки и продажи урожая можно было как-то выкрутиться, а старики только и могли выжить, что с помощью "обчества". Это, между прочим, важнейшая причина нежелания большинства крестьян выходить из общины (до революции на отруба перешло не более трети в южных районах России и Сибири). И этим объясняется то, что Александр II, освобождая крестьян, не спешил отменять общинное землевладение. Равным образом, можно утверждать, что нынешние попытки создать фермера на всей территории обречены на неудачу, особенно учитывая отсутствие дорог, малогабаритной сельхозтехники и малых предприятий по переработке сельхозпродукции. А свободный фермер - одна из составляющих демократии. В то время как община - опора авторитарного режима. И даже тоталитарного, ибо она в советское время была преобразована в колхоз. Между прочим, заметьте: в России уже шестой год у власти демократы, а колхозы как были, так и остались. Общинная жизнь рождала весьма специфические формы морали. У русского крестьянина понятия справедливости, правды и истины как бы сливались в некую синкретическую правду-истину. Жить по справедливости, по правде-истине означало примерно так же, как все. Человек, который выделялся образом жизни, да и простым достатком, нарушал справедливость. Теперь обратим внимание на одну тонкость: справедливость (и правда) - это этические категории. А истина - гносеологическое, научное понятие. То есть, справедливости противостоит в качестве оппозиции несправедливость, правде - ложь. Но истине противостоит не ложь, а заблуждение. Заблуждение же не несет морального осуждения, оно нейтрально для нравственных суждений.