От Alexandre Putt Ответить на сообщение
К Игорь Ответить по почте
Дата 15.03.2006 17:54:31 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар; Версия для печати

Re: Отрицание всеединства...

>Речь идет как раз не об индивидуальной нравственности, а о всечеловеческой, присущей каждому человеческому существу.

Такой нет, она только у идеалистов (Канта, Шопенгауэра). Она именно индивидуальна и потому якобы универсальна.

>>Понятие греха, имхо, неуниверсально.
>Оно несет универсальную подоснову.

Это сомнительно. Сдаётся мне, это христианское понятие. Впрочем, в буддизме оно тоже есть, но там совсем другой смысл. Скорее всего, в других религиях (немировых) оно отсутствует.

>Точно так же я могу сказать, что попытки, предпринимаемые учеными и философами со времен Просвещения, найти рационалистическую основу общественной нравственности вне религиозной традиции до сих пор ни к чему не привели.

И правильно, ведь она нерациональна (хотя здесь можно заблудиться в толкованиях терминов).

>Кстати, почему же либерализм основан на идеальных представлениях? - Это ошибка. Как раз в основе философии либерализма, особенно неолиберализма лежат предельно прагматические, низменные соображения. Идеализм, основанный на вере в существование высших духовных инстанций ни ка какой атомизации не ведет.

Это не так. Опровергается как "логически", так и "исторически". Исторически английские либералы опирались на немецкую классическую философию. Логически: идеализм утверждает существование сущности, замыкающейся на "я" человека. Т.е. в идеалистической картине нет места обществу как самостоятельному субъекту, мораль, разум черпаются из индивида. Это атомизм, противопоставляемый зависимости индивида от общества. Либерализм же опирается на: атомизм, индивидуализм, универсальность ценностей.
Наконец, прагматизм - американская философия, имеющая мало общего с либерализом (в моём представлении, по крайней мере).

>Нормы - не нравственность. Я про это уже писал.

Это не так. Не согласен. Как будем выяснять?

>Нет, даже в толковом словаре Вы найдете различие между моралью и нравственностью. Мораль там трактуется, как внешнее проявление нравственности, преломленное через нравы и обычаи данного общества.

Для меня это слишком туманно. ИМХО мораль - это просто слово-заимствование, обозначающее тоже самое понятие нравственности.

>Данные антропологии тракуются разными учеными по разному. Нет какой-то устоявшейся точки зрения.

Может быть.

> Кстати в новом времени с вершинами немецкой классической философии могут поспорить только вершины русской религиозной философии.

Вершины немецкой классической философии неактуальны, натурфилософия, метафизика - в прошлом. В новейшем мире бал правят другие.

>Вообще же говоря утверждения про то, что нравственность относительна, и стало быть мораль различных обществ и соответственно людей в них живущих не имеет никакой общей основы как раз льют воду на мельницу новых господ мира сего в лице Золотого миллиарда.Отрицание всединства человечества
>по высшим категориям добра и зла и предполагает новые сегрегационные практики фашистского толка теперь уже в глобальном масштабе.

Это не так. Напротив, Запад утверждает универсальность ценностей либерализма, демократии и прочего.

> Ведь тогда целые культуры и людей, в них живущих, можно без помех объявлять изначально ущербными и неперевоспитуемыми. Что собственно и делается сейчас. Только на смену расистки трактуемой биологической антропологии приходит не менее расистски трактуемая культурная антропология.

Напротив, культурная антропология учит тому, что нет единого лучшего способа, есть глубокие различия.