От Игорь Ответить на сообщение
К Alexandre Putt Ответить по почте
Дата 28.03.2006 21:47:36 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар; Версия для печати

Хорошая статья на кризисе на эту тему выложена: Аппарат раскрепощения

>> По большому счету, может быть, стОит выделить какие-то этические критерии, на основании которых можно говорить об универсальности этики для разных людей... Или народов. Некая этика "по большому счету"...
>
>Философы древности и Просвещения одинаково пытались вывести этичность из человека. К сожалению, во многом их попытки были не во всём удачными. Например, греки и китайцы основывали нравственность на добродетелях. Добродетель мужества, например. Разные авторы предлагали разные классификации добродетелей. Кант опирался на другие принципы, на долг и на максимы поведения. Это разобрано в изумительной работе Шопенгаэра "Об основе морали".
>К сожалению, такой индивидуалистический подход нельзя признать удовлетворительным. Человек - социальное существо, свое сознание черпает из общества. Нравственность поведения определяется фундаментальной категорией нормы. Норма - это предписание, указание на то, каким должно быть действие. Разные общества выработали разные нормы в соответствии с условиями своего существования и принятыми ценностями. Классические примеры: шотландские юбки и поедание собак. И то, и другое в России вызовет неодобрение - это проявление сложившихся норм. В таких рамках следует рассматривать этику.

Опять повторяю, что это не имеет отношения к нравственным основам. Этика и нравственность - не дождественные вещи.

>> Например, не этично убивать, воровать, бросать беспомощных родителей...
>
>По-разному в разных обществах. Примеры я приводил выше.

>> Или же, хе-хе, жить ради накопления.
>
>А как же протестантская этика бережливости?

>> Конечно же, "этичное" и "неэтичное" для разных народов не совпадает... Но не совпадает в непринципиальных мелочах.
>
>Здесь мелочей нет. Некоторые нормы совпадают, но причина здесь ясна: они следует из оптимальности организации жизнеустройства. Вовсе не из-за универсальных ценностей. Но границы здесь нет, что главное, что второстепенное, потому что всякое суждение будет основано на наших субъективных представлениях их культуры.

Нормы то как раз могут деградировать и нравы падать.

>> Если же речь идет уже не о мелочи, проще считать товарисча неэтичным, чем чесать репу, думая, с какой мерой к нему подойти, чтобы объяснить его поведение в обществе теми же национальными традициями.
>
>Это тупиковый путь, ведёт прямиком к разделению на прогрессивных и реакционных, как сейчас принято на Западе.

Наоборот признание единства духовного устройства человека ведет прямиком к противоположному. Нравственность едина - и потому в каждом человеке признается возможность раскаяния и возвращения к нравственной жизни. А тот подход, что Вы проповедуете ведет к размыванию границы между добром и злом - к провозглашению равноценности порока и добродетели. Именно это сейчас и происходит на Западе и именно из-за отрицания единой основы нравственности. В статье это очень хорошо просматривается.