От Alexandre Putt Ответить на сообщение
К IGA Ответить по почте
Дата 02.09.2003 04:27:22 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Идеология; Версия для печати

Re: Польза есть

>Это объясняется рациональным поведением покупателя ?

Это объясняется тем, что покупатель не знает реальной разницы между товарами. Реклама его просто убеждает, что данный товар X лучше похожего товара Y. Т.е. при прочих равных покупатель отдаст предпочтение товару X.

>Как частный случай это возможно, но Вы же понимаете, что нынешняя
>реклама никоим образом не тождественна "рассказу о товаре".

У рекламы несколько функций. Я просто привёл ряд из них. Полный список - у маркетологов.

>Совершенно излишиние действия. Если потребности _всегда_ больше, зачем
>создавать новые ? Удовлетворяй имеющиеся, насколько позволяют ресурсы.

Проблема в том, что потребности конкретны. Например, индивид может хотеть телевизор. Производитель телевизоров, допустим, может обеспечить часть населения. Другая часть останется без телевизоров. Но вот появляется новый товар - сотовый телефон. Потребитель понятия не имеет, что это такое, хотя по-прежнему хочет свой телевизор. Реклама создаёт новую конкретную потребность в сотовом телефоне. В несколько неэкономическом смысле новые потребности связаны с прогрессом.

>Спрос - это платежеспособная потребность, не более. Неплатежеспособная
>потребность спросом не считается. Верно?

Верно, хотя это и не является идеальным определением. Для данной дискуссии - достаточно.

>Если реклама применяется всеми рыночными игроками (а не применяиющих ее
>убивает естественный отбор), но вопрос сводится к предыдущему: зачем оно
>так нужно ?

А это уже теория игр. Слышали про дилемму заключенных?

Вообще, реклама применяется в основном крупными фирмами как инструмент конкурентной борьбы. Реклама не только создаёт новые потребности, но и напоминает о старых - это имеет смысл. Потребности хоть и безграничны, но вот спрос - весьма, поэтому борьба идёт за ограниченное количество покупателей, "голосующих долларом" за тот или иной товар.

Целесообразность рекламы - предмет дискуссий нормативной экономики. Т.е. я не могу так просто сказать, что реклама нецелесообразна или наоборот. Поле открыто для обсуждений, есть аргументы за и против. Есть мнения, что реклама способствует конкуренции => улучшает позиции покупателей. С другой стороны, реклама плохо связана с реальными характеристиками товара и т.д. Есть очень много эмпирических исследований, думаю, общий вывод в том, что пользы больше, чем вреда.

Сам я считаю, что реклама должна улучшать информированность покупателей, таким образом делать их поведение эффективней. А справляется она с этим или нет - это уже вопрос к статистике.