>Увы, то, где Маркс назвал себя “натуралистом” что-то не припоминаю,
Экономические рукописи 1844 года. Критика гегелевской философии в целом: "Таким образом, очевидно что только натурализм способен к пониманию развития мировой истории".
"Here we see how consistent naturalism or humanism is distinct from both idealism and materialism, and constitutes at the same time the unifying truth of both. We see also how only naturalism is capable of comprehending the action of world history." http://www.marxists.org/archive/marx/works/1844/manuscripts/hegel.htm
>но даже если и назвал, то вряд ли это относится к той традиции, из которой его учение происрастает, с которой он себя идентифицировал, и которую скорее назовешь "анти-" и "супранатурализмом".
Это уже схоластика советских марксоведов, типа "истмата" и "диамата" (ни того ни другого термина Вы у Маркса не найдете).
> позволил себе слегка поиронизировать.
>Поскольку не Вы ли сами давеча сказали, что:
>> Концепция Маркса утилитарна, для него культура "не стоит особого рассмотрения". Грамши же подлатал марксизм для Homo sapiens, а не Homo economicus. Разница тут фундаментальная и методом никак не ограничивается.
>Т.е. сказали то, что критики Маркса обычно определяют как «теоретический антигуманизм», за то, что он (Маркс)якобы исключает «человеческого субъекта» из области теоретических построений, сконцентрировав свой основной познавательный интерес на анализе «голых» структур. А тут Вы утверждаете другое:
Напрасно Вы позволили себе поиронизировать. Уж в чем в чем, а в "антигуманизме" Маркса никак не заподозришь. Гуманизм это отрицание религии и объяснение человеческой жизни с точки исходя из некоей "природы человека". А Маркс, как известно был безоговорочно атеистом и именно гуманистом:
"коммунизм как полностью развитый натурализм равен гуманизму, и как полностью развитый гуманизм равен натурализму. В этом состоит истинное разрешение конфликта между человеком и природой, между человеком и человеком... между существованием и сущностью, между объектификацией и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидуумом и видом." (Экономические рукописи 1844 года)
"communism, as fully developed naturalism, equals humanism, and as fully developed humanism equals naturalism; it is the genuine resolution of the conflict between man and nature and between man and man — the true resolution of the strife between existence and essence, between objectification and self-confirmation, between freedom and necessity, between the individual and the species." http://www.marxists.org/archive/marx/works/1844/manuscripts/comm.htm
>>Стремление изобразить Маркса негуманистом вызывает гораздо больше удивления.
>Нужно отдавать отчет не только своим словам (иначе Вас неверно истолкуют), но и помнить о том, что Вы давеча писали.
>Если и можно меня упрекнуть, то ради справедливости в том, что не выяснив до конца Вашей позиции, выразил по поводу некоторых фраз свое удивление. Но тогда, уважаемый коллега, выражайтесь поопределненее, и у нас не будет подобного недоразумения.